Искусственная монополия и нужная услуга?
Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей, поднял вопрос о корректности взимания с субъектов хозяйствования платы за передачу электронных документов в информационную систему таможенных органов.
А в нашей стране передача электронной информации осуществляется через коммерческого посредника между таможенными органами и всеми остальными участниками рынка.
Первоначально (ориентировочно с 2010 г.) такая передача осуществлялась исключительно через информационную систему РУП «Белтаможсервис», к которому были вынуждены обращаться все, включая конкурирующие с ним бизнесы – экспедиторов и таможенных представителей. С 2017 г. функция передачи документов перешла к Республиканскому унитарному предприятию «Национальный центр электронных услуг» (далее – РУП НЦЭУ).
На данный момент реализована передача электронной предварительной информации и документов статистического учета. За это РУП НЦЭУ взимает плату (ранее эти деньги платили РУП «Белтаможсервис»). Плата, по мнению руководителя РСПП, не соответствует рыночному уровню рентабельности и принципу разумности. Александр Иосифович считает ее монопольно завышенной.
К примеру, он указывает, что стоимость разработки собственной программы для передачи данных составляет около 60 тыс. EUR. А РУП НЦЭУ требует 6 рублей за каждый документ. С учетом того, что в среднем за месяц в систему загружается информация о 75–85 тыс. машин с грузами, подлежащими таможенным процедурам, только за электронное предварительное информирование платится 450 тыс. руб. в месяц.
Ранее в нашей стране успешно функционировал специальный интернет-портал, через который осуществлялась передача электронных данных на бесплатной основе. Однако его работа была приостановлена без объяснения причин.
Республика Беларусь отличается такой ситуацией от соседей невыгодным образом. В частности, в РФ имеется возможность передавать электронные данные бесплатно, воспользовавшись соответствующим порталом, либо с использованием собственных программных средств.
Причем структурой, ответственной за организацию электронного взаимодействия, является не какой-то субъект хозяйствования, взимающий за это плату, а подразделение Федеральной таможенной службы – Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ ФТС России).
В Республике Беларусь, в свою очередь, выполнение данной государственной задачи отводилось организациям, зарабатывающим на этом, – РУП «Белтаможсервис» и РУП «Национальный центр электронных услуг».
Передача электронной информации в данном случае – это не услуга субъекту хозяйствования, а его обязанность, которую он должен исполнять в соответствии законодательством. Поэтому происходит, по сути, взимание платы с предприятия за исполнение им обязательств перед государством, что является абсурдным, как было бы абсурдным взимание платы за предоставление электронной налоговой декларации в МНС.
Отсюда возникает логичный вопрос: почему сам Государственный таможенный комитет, по примеру ФТС РФ, не может организовать подачу документов напрямую, создав собственный фильтр безопасности, а ставит себя в зависимость от сторонних платных услуг?
По материалам Совета по развитию предпринимательства