Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
01.03.2019 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №16 (2217) от 01.03.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Искусственная монополия и нужная услуга?

Александр Швец. Фото: ced.by

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей, поднял вопрос о коррект­ности взимания с субъектов хозяйствования платы за передачу элек­тронных документов в информационную систему таможенных органов.

А в нашей стране передача элек­тронной информации осуществляется через коммерческого посредника между таможенными органами и все­ми остальными участниками рынка.

Первоначально (ориентировочно с 2010 г.) такая передача осуществлялась исключительно через информационную систему РУП «Белтаможсервис», к которому были вынуждены обращаться все, включая конкурирующие с ним бизнесы – экспедиторов и таможенных представителей. С 2017 г. функция передачи документов перешла к Республиканскому унитарному предприятию «Нацио­нальный центр электронных услуг» (далее – РУП НЦЭУ).

На данный момент реализована передача электронной предварительной информации и документов статистического учета. За это РУП НЦЭУ взимает плату (ранее эти деньги платили РУП «Белтаможсервис»). Плата, по мнению руководителя РСПП, не соответствует рыночному уровню рентабельности и принципу разумности. Александр Иосифович считает ее монопольно завышенной.

К примеру, он указывает, что стоимость разработки собственной про­граммы для передачи данных составляет около 60 тыс. EUR. А РУП НЦЭУ требует 6 рублей за каждый документ. С учетом того, что в среднем за месяц в систему загружается информация о 75–85 тыс. машин с грузами, подлежащими таможенным процедурам, только за электронное предварительное ин­формирование платится 450 тыс. руб. в месяц.

Ранее в нашей стране успешно функционировал специальный ин­тернет-портал, через который осуществлялась передача электронных данных на бесплатной основе. Однако его работа была приостановлена без объяснения причин.

Республика Беларусь отличается такой ситуацией от соседей невыгодным образом. В частности, в РФ имеется возможность передавать электронные дан­ные бесплатно, воспользовавшись соответствующим порталом, либо с использованием соб­ственных про­граммных средств.

Причем структурой, ответственной за организацию электронного взаимодействия, является не какой-то субъект хозяйствования, взимающий за это плату, а подразделение Федеральной таможенной слу­ж­бы – Центральное информационно-­техническое таможенное управление (ЦИТТУ ФТС России).

В Республике Беларусь, в свою очередь, выполнение данной государственной задачи отводилось организациям, зарабатывающим на этом, – РУП «Белтаможсервис» и РУП «Национальный центр элек­тронных услуг».

Передача электронной информации в данном случае – это не услуга субъекту хозяйствования, а его обязанность, которую он должен исполнять в соответствии законодательством. Поэтому происходит, по сути, взимание платы с предприятия за исполнение им обязательств перед государством, что является абсурд­ным, как было бы абсурдным взимание платы за предоставление элек­тронной налоговой декларации в МНС.

Отсюда возникает логичный воп­рос: почему сам Государственный таможенный комитет, по примеру ФТС РФ, не может организовать подачу документов напрямую, создав собственный фильтр безопасности, а ставит себя в зависимость от сторонних платных услуг?

По материалам Совета по развитию предпринимательства

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by