Интеграция: больше содержания и больше вопросов
Обнародован Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 04.11.2021 № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы». Ранее до общественности были доведены только общие сведения о 28 двусторонних интеграционных программах, которым официальные Минск и Москва намерены следовать в ближайшие годы.
Что представляет собой документ и какие цели преследует? Разбираемся вместе.
Сразу оговоримся: документ достаточно объемный, он занимает около 120 страниц. Поэтому остановимся на наиболее интересных и значимых, на наш взгляд, положениях.
От статистики до налогов
Стороны намерены подписать целый ряд двусторонних соглашений. По некоторым из них сроки подготовки не указаны, по другим – ограничиваются текущим годом. Когда речь идет о гармонизации по тому или иному направлению, как правило, это выражается в намерении внести изменения в законодательные акты обеих стран.
Так, должны быть подготовлены документы по сближению макроэкономической политики, гармонизации денежно-кредитной политики, валютного регулирования и контроля. Отдельно готовится соглашение о взаимодействии органов надзора в отношении кредитных организаций и микрофинансовых компаний, участников страхового и лизингового рынков.
И здесь многие шаги касаются исключительно белорусской стороны. Нацбанку, например, обещано усиление операционной независимости, переход от монетарного к инфляционному таргетированию. Последнее, в общем-то, белорусский регулятор намеревался постепенно осуществить и без того.
Стороны задумались о единых подходах к государственному стратегическому планированию и разработке прогноза социально-экономического развития Союзного государства, гармонизации систем статистической информации.
Обещаны и общие подходы в сфере государственной поддержки бизнеса и его функционирования в принципе (регистрация, лицензирование, обязательное членство в саморегулируемой организации, включение в реестры).
Сближать будут системы несостоятельности и банкротства с унификацией порядка продажи имущества должника, введут единые основания для прекращения дел о банкротстве.
Также в планах – интеграция белорусской и российской систем маркировки товаров, ветеринарного и фитосанитарного, транспортного контроля. Речь и об унификации условий работы на рынке транспорта, объединении рынков нефти и газа, а также электроэнергии. Общие программы обещаны для развития атомной энергетики, связи и информатизации, аграрной и промышленной политики. Есть намерение подготовить единые правила конкуренции.
Гармонизировать авторы декрета хотят также налоговое и таможенное законодательство, в т.ч. подписать соглашение об общих принципах налогообложения по косвенным налогам с выходом на интегрированную систему их администрирования.
«Неравный брак»
Из содержания документа можно сделать вывод, что он касается экономических аспектов и не затрагивает политическую интеграцию в полноценном понимании. Вместе с тем значимость многих обозначенных направлений и широкий охват сфер не позволяют говорить, что политическая составляющая в объединительных устремлениях отсутствует как таковая.
В большей степени вызывает вопросы как раз «совместимость» многих перечисленных сфер. Если взглянуть на то, как они развиты и сейчас регулируются в Беларуси и России, отличий будет множество, и не в нашу пользу. Значит ли это, что, хотя изменения определены как взаимные, белорусское регулирование будут подтягивать к российскому?
Например, если говорить о стремлении к саморегулированию бизнеса, закон о самостоятельно регулируемых организациях (СРО), разработанный в 2020 г., в РБ до сих пор не принят – поэтому нет даже основания для сближения по этому направлению.
Существенно различаются подходы к банкротству и экономической несостоятельности. Подготовленный в Беларуси законопроект по этой теме минимизирует основания признания банкротства, а в отношении госпредприятий де-факто давно действует негласный запрет на такое признание.
Если в части объединенного развития атомной энергетики сомнений возникает немного (БелАЭС построена по российскому проекту и за российские кредитные средства), то регулирование энергетического рынка в целом в обеих странах находится на разных стадиях развития. В РБ реформа сектора с выделением в отдельные виды деятельности производства, передачи и распределения электроэнергии обсуждается уже 10 лет, но пока не осуществляется.
Много вопросов вызывает и возможность интеграции налоговых систем: если в ближайшие годы здесь намечен пересмотр, то для чего затевалась болезненная для малого бизнеса налоговая реформа, стартовавшая в 2022 г., и будут ли ее направления учитываться при декларируемой гармонизации?
Наконец, единые рынки нефти и газа. Обращение к тексту НПА позволяет говорить, что здесь происходит некоторая подмена понятий. Так, среди четырех предполагаемых этапов формирования газового рынка два первых касаются исключительно оформления ценовых условий поставок российского сырья в Беларусь в 2022–2023 гг. И только потом речь идет о собственно разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа, притом пока без всякой конкретики.
Можно возразить, что формирование цены – первое необходимое условие для какого бы то ни было сближения в этой сфере. Но все-таки унификация рынков обычно предполагает разговор о регулировании и условиях функционирования субъектов хозяйствования, а здесь мы видим продолжение почти ежегодной рутинной работы с тем, чтобы завтра добиться условий закупок сырья не хуже, чем сегодня.
По рынку нефти «дорожная карта» выглядит содержательнее. Она предполагает единые принципы регулирования сфер естественных монополий в транспортировке нефти и нефтепродуктов. Из нее следует, что стороны до конца 2024 г. не намерены отказываться от индикативных балансов на ввоз в Беларусь российских нефтепродуктов, но будут стремиться к рыночному ценообразованию в этой сфере.
С газом последнее пока, видимо, невозможно – из-за того, что поставки носят односторонний характер.