$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Инновации компании «ИНКО-ФУД»

25.03.2008

Рост конкуренции на мировых рынках вынуждает переводить на инновационные рельсы экономики целых стран. В Республики Беларусь также разработана концепция проекта закона «Об инновационной деятельности». Ее принятия и поддержки государства ожидают субъекты хозяйствования, делающие ставку на инновационные продукты.

Однако те компании, которые стремятся к лидерству на рынках уже сегодня, не ожидают господдержки и уже давно вкладывают инвестиции в современные технологии, позволяющие производить инновационную продукцию. В их числе и один из самых серьезных игроков рынка колбас и мясных деликатесов Беларуси и СНГ — компания ИП «ИНКО-ФУД» ООО.

Недавно в Москве на 15-й международной выставке «Продэкспо» на конкурсе «Инновационный продукт-2008» директор Гильдии поставщиков Кремля С.Смирнов и секретарь комитета по инвестициям комиссии Торгово-промышленной палаты России Е.Баранов вручили ИП «ИНКО-ФУД» ООО золотую медаль (номинация «Инновации в технологии и упаковке»). Чтобы узнать подробнее о недавнем событии и том, как предприятие справилось с кризисной ситуацией, разразившейся в 2007 г. на рынке сырья, когда правовое поле было обставлено частоколом запретов, корреспондент «ЭГ» направился в Брест. На вопросы «ЭГ» ответили первый заместитель директора компании «ИНКО-ФУД» Михаил ТОРГОВЦЕВ и начальник отдела PR и рекламы Марина ЛИТОШ.

«Рассчитываем восстановить позиции, расширить рынки сбыта»

Корр: Михаил Петрович, 2007 г. для ИП «ИНКО-ФУД» ООО был неудачным?

М.Торговцев: Я бы так не сказал. Мы пережили кризис на рынке сырья и из сложнейшей ситуации, на мой взгляд, вышли с наименьшими потерями. Но из-за перебоев с ним (полностью запрет на закупку всех видов импортного сырья был снят в ноябре) за год продали только половину запланированного. Рынок не ждал: на многих прилавках наше место заняли другие. Но нам удалось сохранить предприятие. Идет восстановление кадрового потенциала: в конце прошлого года вновь принято около 40 человек. Сейчас, когда определены поставщики сырья, сертифицированные российскими ветинспекторами, рассчитываем восстановить позиции, расширить рынки сбыта.

Напомним, причиной проблем мясопереработчиков стал запрет Россельхознадзора на завоз импортного сырья в Россию. Именно этот надзорный орган, инспектировавший белорусские мясоперерабатывающие предприятия, экспортирующие мясную продукцию в Россию, потребовал от них принятия аналогичных мер. В результате отечественные предприятия, не имеющие собственных убойных цехов, начали работать только на местном сырье, которого стало катастрофически не хватать (с мая был разрешен лишь импорт мяса птицы).

Корр: Уроки 2007 г. требуют устойчивости позиций рынков сырья, адекватной их оценки в стране и за рубежом. В чем сила и слабость отечественного сырьевого рынка? Есть ли шансы у сельхозпроизводителей обеспечить на 100% всех переработчиков?

М.Торговцев: Производство сырья в РБ с каждым годом увеличивается. Этому способствуют климатические условия региона. Однако ценообразование мясного сырья формируется не по рыночному принципу. Например, в начале 2007 г. были проблемы с реализацией: белорусское сырье оказалось невостребованным по причине высокой цены. В конце года, когда ценовая ситуация поменялась, российские переработчики выбрали все запасы — его даже не хватало.

Пока Россия запрещает поставки из стран дешевого сырья, где, как правило, низкий ветконтроль. В результате по причине дорогого импорта сырья производителями России белорусская продукция по цене вполне конкурентоспособна. Но так будет не всегда. В Российской Федерации активно наращивается производство свинины, птицы — до 10% в год. Фермерские хозяйства и серьезные животноводческие комплексы растут как грибы. Пройдет несколько лет, и соседи смогут сами обеспечивать себя свининой и птицей.

Мировые тенденции развивают конкуренцию, заставляют искать новые подходы в борьбе за кошелек потребителя. Нужно учитывать и рост цен на корма, неурожаи, спрос динамично развивающихся стран (к примеру, Китай. — Авт.), потребляющих все больше и больше продуктов белкового происхождения, в т.ч. мясных деликатесов.

Республике Беларусь нужны новые предприятия по выращиванию свиней. Многие из старых исчерпали свой ресурс. Необходимость консервации обусловлена обветшанием, необходимостью реабилитации окружающей среды, заботой о здоровье животных, а также требованием обновления технологий. Беларуси пора обзаводиться новыми энергосберегающими свиноводческими комплексами.

Корр: Многие эксперты считают, что животноводство должно быть крупнотоварным…

М.Торговцев: Не обязательно. Лишь бы был толковый хозяин. Например, в Дании много хозяйств в 1-3 тыс. голов свиней, есть и в 20 тыс. голов. Там свиноводство — высокорентабельный бизнес: у датчан эффективные корма, современные технологии откорма и содержания.

«Контроль за производством ведут аккредитованные лаборатории …»

Корр: Безусловно, качество сырья — очень важный аргумент. Вместе с тем, имея в общем-то сходное по качеству мясное сырье, предприятия получают разные финансовые результаты. Колбасы и копчености одних покупатель сметает с прилавка, продукцию других обходит стороной. Какую роль в работе предприятия играют инновации?

М.Торговцев: Предприятие серьезно подходит к разработке новых видов продукции. Инновационность и эксклюзивность продукции «ИНКО ФУД» обеспечиваем благодаря использованию целого комплекса средств, гарантирующих полезность и вкусовые качества продукции, не последнюю роль играют современная упаковка, маркировка и дизайн. На предприятии внедрены международные стандарты качества: HACCP, ИСО 9000, ИССО 14000. Контроль за производством ведут аккредитованные лаборатории …

М.Литош: Именно благодаря системной работе над инновационным развитием производства наш «Паштет Старокрестьянский» на 15-й международной выставке «Продэкспо-2008» в Москве был удостоен золотой медали. Продукция фасуется в небольшие стеклянные баночки. В то время как другие производители в изготовлении консервов употребляют ламистер, алюминиевые и полимерные оболочки.

М.Торговцев: У «ИНКО-ФУД» есть и другие инновационные продукты. Они-то и становятся локомотивом движения нашей продукции на экспорт. Большинство из них разработаны технологами предприятия. Специалисты систематически стажируются в ведущих европейских корпорациях — лидерах внедрения инноваций. В результате предприятие стало «законодателем мод» в области мясопереработки и лидером РБ по вводу новой продукции.

М.Литош: Производство некоторых продуктов ИНКО-ФУД пытаются осваивать другие производители. Например, наша колбаса «Мортадела» приглянулась не только покупателям, но и конкурентам. Они стали выпускать колбасу под таким же названием. Тем не менее объемы поставки этой колбасы у нас не упали, наши потребители нам «не изменили». Многие продукты, разработанные технологической службой предприятия, действительно уникальны. Не секрет, что наши колбасы «Минскую» и «Брестскую» имитируют многие российские и украинские производители (пытаются выпустить в схожих оболочках и дизайнах). Но потребитель сегодня очень опытный и грамотный, его не проведешь подобными трюками, так как для него, прежде всего, важен ВКУС продукта и, конечно, гарантированное качество. А качество «ИНКО-ФУД» гарантирует. В период выставки «Продэкспо» в Москве мы произвели своеобразную «контрольную закупку». Приобрели несколько видов самой популярной сегодня колбасы под названием «Докторская» от нескольких известных российских производителей и предложили людям попробовать их наряду с «Докторской» собственного производства. Причем все образцы для чистоты эксперимента анонсировали как собственные разработки. Мы сами были поражены тому колоссальному «отрыву», с которым лидировала наша «Докторская».

«Работаем над реструктуризацией системы продаж»

Корр: Сегодня, когда место на прилавках ограничено, производителю становится все сложнее бороться за место под солнцем. Какие изменения претерпела стратегия компании по расширению рынков сбыта?

М.Торговцев: Их у нас две. Одна определяет работу на внутреннем рынке, вторая — на зарубежном. И дома, и за границей работаем над реструктуризацией систем продаж.

Как известно, для принятия эффективных тактических решений необходима достоверная информация с мест. Для того чтобы быть ближе к покупателям, знать, что их интересует, теперь наши специалисты будут работать в регионах постоянно.

Корр: Есть ли какие-то особенности работы на внутреннем рынке?

М.Литош: В Беларуси работаем с собственной сетью. В каждом областном городе, а также в Минске действует система торговых представителей, которые обеспечивают продвижение продукции, работают с торговыми предприятиями. При работе с автономным оптовым партнером достаточно сложно поддерживать оптимальную для предприятия-производителя структуру ассортиментного портфеля, так как для такого партнера предпочтительным является более рентабельный ассортимент. И, если возникают какие-то проблемы, он легко меняет поставщика. А вот собственная сеть, как правило, работает более результативно. В случае непредвиденных обстоятельств, как, например, нашествие птичьего гриппа или законодательные запреты на традиционные сырьевые рынки, можно легко диверсифицировать продуктовый портфель, изменив ассортимент. Кроме того, работники собственной товаропроводящей сети устанавливают оперативную обратную связь с потребителем. Они часто дают дельные советы по совершенствованию технологий производства, привлекая покупателей на презентации (дегустации) продукции. В 2008 г. мы планируем достаточно плотный график дегустаций, причем для различных торговых форматов — как для потребителей, так и для представителей торговых предприятий.

Корр: Отечественный продуктовый рынок с каждым годом становится более выразительным: брэндовая конкуренция становится все острее. Некоторые предприятия в борьбе с конкурентами даже стали подключать административный ресурс. Легко ли работать на отечественном рынке? Удалось ли компании отстроить свои торговые марки «ИНКО ФУД» и «Белорусская традиция» от конкурентов?

М.Торговцев: Если год-полтора назад об административных барьерах можно было говорить всерьез, то теперь руководители регионов понимают, что если на прилавках регионов будет много и разной продукции — покупателям будет из чего выбрать. Возрастут и торговый оборот, и количество налогов, поступающих в бюджет (в том числе местный), а значит, улучшится благосостояние региона.

М.Литош: Теперь конкуренция на рынке становится все прозрачней. Мы пытаемся не конкурировать с местными производителями и выходим на отечественный рынок с продуктами, которых не хватает на местных рынках. Например, если в Витебской области достаточно много вареных колбас, туда поставляем грудинку, копчености и т. д.

Кроме того, у нас сегодня есть и эксклюзивные продуктовые позиции, такие как, например, запеченные деликатесы: буженина, филей, шейка, грудинка «Деревенская» — которые производятся по «домашней технологии» (т. е. не содержат никаких добавок, только натуральные специи: чеснок, соль, перец). Они являются официальным продуктом Национальной олимпийской сборной Республики Беларусь. В ряду эксклюзивных продуктов находится и вышеупомянутый инновационный паштет «Старокрестьянский».

Кроме того, не стоит забывать, что хотя наши объемы производства — одни из самых высоких в Республике Беларусь, но основные рынки сбыта — экспортные: Россия, Украина, Казахстан. Причем в Казахстане наша продукция позиционируется исключительно в сегменте «премиум».

Тем не менее было бы несправедливо лишать своего, отечественного покупателя возможности иметь наши продукты в рационе, поэтому сегодня мы считаем своим долгом расширение представительства нашей продукции в торговой сети Беларуси. Причем стараемся это делать, главным образом, с помощью деликатесного и эксклюзивного ассортимента. Именно для продвижения деликатесной продукции мы и разработали торговую марку «Белорусская традиция». Белорусские стандарты в производстве мясных продуктов традиционно высоки, и, учитывая тот факт, что нам приходится конкурировать на экспортных рынках, где белорусскому качеству доверяют, это вполне оправданная стратегия. Кроме того, думаю, наш успешный опыт может быть полезен и для других белорусских производителей, которые работают в экспортном направлении.

Корр: Растут ли затраты на маркетинг, учитывая то, что конкуренция на рынке ожесточается?

М.Литош: Нет, затраты не растут, растет, скорее, эффективность их вложений. Мы постоянно совершенствуем механизмы и инструменты продвижения, не боимся экспериментировать, постоянно удивлять потребителя и стимулировать партнеров. Работаем над популяризацией продуктов, проводим исследования. Сейчас, когда нас уже знают, уделяем большое внимание мониторингу рынка, работе с каналом дистрибуции и товароведами.

Почетно, что наши старания не остаются незамеченными. В 2007 г. по результатам двух независимых национальных исследований (агентства «МАSМI BY» — для конкурса «Продукт года» и ЦСТБ «Сатио» — для конкурса «Брэнд года») мясные продукты «ИНКО-ФУД» достигли наибольшего индекса знания и потребительского предпочтения по сравнению с продукцией других белорусских производителей мясной продукции. А любовь и доверие потребителя дорогого стоят! Мы это знаем и очень ценим. Поэтому намерены и далее высоко держать завоеванную нами пальму первенства. В наступившем году для почитателей продукции компании «ИНКО-ФУД» готовим много приятных продуктовых новинок.

Беседу вела Тамара МАРКИНА

Справка «ЭГ»
ИП «ИНКО-ФУД» ООО зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ «Брест» в ноябре 2001 г. Производственную деятельность предприятие уже начало в августе 2002 г. Компания специализируется на переработке мяса. Производственная мощность «ИНКО-ФУД» — до 4 тыс. т продукции в месяц. Ассортимент — 250 наименований, представленных в 25 товарных группах (мясные деликатесы, колбасные изделия, мясные консервы, полуфабрикаты быстрого приготовления). На предприятии работает 730 человек.