Инициативы делового сообщества по улучшению бизнес-климата в Беларуси

Минэкономики собирает предложения бизнеса для того, чтобы на их основе сформировать комплекс мер по улучшению делового климата в стране. Проект соответствующего нормативного правового акта, нацеленного на создание более благоприятной среды для субъектов хозяйствования, готовится уже не первый месяц.
Оценка пользы и вреда НПА
Минэкономики заявило, что цель опроса бизнеса – определить положения нормативных актов и соответствующие требования, «которые устарели, неактуальны либо ухудшают условия ведения бизнеса». Предложения по улучшению делового климата юрлица и индивидуальные предприниматели могут направлять в Минэкономики до 28.03.2025 путем заполнения соответствующей формы.
Предполагается, что инициативы делового сообщества будут использованы при подготовке проекта нормативного правового акта главы государства – документа, который придаст новый импульс развитию в стране предпринимательства.
Фактически подготовка проекта НПА ведется уже несколько месяцев. Но сейчас, с учетом состоявшейся в феврале встречи президента с представителями частного бизнеса, эта работа активизирована.
Вопрос о том, каким образом можно улучшить в стране деловой климат и какие для этого нужно внести изменения в законодательство, уже несколько раз в этом году обсуждался в рамках встреч с участием представителей госорганов, бизнес-объединений и известных компаний.
По имеющейся у «ЭГ» информации, деловое сообщество инициирует пакет разных изменений. Одно из весьма важных – реальное внедрение в жизнь оценки регулирующего воздействия проектов НПА. Проще говоря, чтобы влияние разрабатываемых проектов госрешений на бизнес оценивалось и оцифровывалось.
Последний год показал и доказал, что далеко не всегда разработчики тщательно оценивают положительные и отрицательные последствия принятия НПА.
Реальный кейс: один из госорганов относительно недавно подготовил проект госрешения, согласно которому определенные виды товара должны продаваться только через биржу. Разработчики предположили, что его принятие позволит сделать более прозрачным оборот некоторых товаров, но оценить последствия принятия проекта НПА не смогли, поскольку на этапе его разработки не интересовались позицией бизнеса.
Кстати, на важность данной темы обратил внимание глава государства во время февральской встречи с частным бизнесом. Он дал понять, что по каждому НПА должна быть просчитана реальная польза (или вред) вводимых новшеств для всей экономики. «Такая оценка должна иметь силу не ниже юридической оценки правовых актов», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Свободный трудовой договор
Другое предложение бизнеса касается ситуации с кадрами. Со стороны многих субъектов хозяйствования, особенно в сфере услуг, существует спрос на временную (сезонную) занятость.
Вместе с тем оформление трудового договора в таких случаях далеко не всегда подходит, поскольку и наниматели, и временные работники заинтересованы в максимально гибком сотрудничестве. Скажем, студенты или пенсионеры готовы работать только несколько часов в день или в неделю, а наниматели не готовы предоставлять по сезонным работам гарантированную занятость.
Прописать гибкие условия сотрудничества нанимателей с сезонными рабочими проблематично, поскольку действующее трудовое законодательство возлагает на работодателя ряд стандартных обязанностей: ежемесячная выплата зарплаты, предоставление отпусков, оплата командировочных. Поэтому некоторые работодатели оформляют с временными работниками гражданско-правовые договоры (ГПД). Но проверяющие органы иногда приходят к выводу, что работодатели используют ГПД для подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. Если это будет установлено, работодателю грозят разные неприятности. Если ГПД был оформлен с ИП, возможно доначисление налогов и страховых взносов. Также реальны судебные разбирательства по заявлению физлица, которое может инициировать в суде признания гражданско-правовых отношений трудовыми и потребовать взыскать с нанимателя задолженность по зарплате и, например, компенсацию за неиспользованный отпуск.
Для устранения возможных проблемных ситуаций, а также для удовлетворения интересов нанимателей и работников в гибких условиях сотрудничества деловое сообщество предлагает закрепить в законодательстве понятие «свободный трудовой договор». Кстати, Украина несколько лет назад пошла по такому пути.
Суть подобного договора в том, что стороны могут заключать его на условиях, которые их устраивают. Представители бизнеса, в частности, предлагают разрешить нанимателям заключать такие договоры с пенсионерами и студентами, которые не имеют возможности выполнять трудовые функции на регулярной основе, но желают работать в удобное для них время.
Вопрос о включении в законодательство понятия «свободный трудовой договор» сейчас находится на стадии обсуждения.
Бизнес должен видеть все «красные флажки»
Наконец, еще один важный вопрос, который поднимают представители бизнеса, – цена экономического риска. По информации Совета по развитию предпринимательства, немалое число правонарушений субъекты хозяйствования допускают неумышленно, в т.ч. из-за человеческих ошибок либо неоднозначного толкования правовых норм.
К слову, в белорусском законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень налоговых правонарушений. В ст. 33 НК говорится, что налоговая база может быть скорректирована и налоги доначислены в случаях выявления ситуаций, когда «основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора)».
В постановлении Совмина от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» (далее – постановление № 465) фактически перечислены основания для применения ст. 33 НК, но только некоторые. Представители бизнеса предлагают закрепить в нем или в другом документе исчерпывающий перечень случаев (так называемых налоговых схем), при выявлении которых государство будет наказывать субъектов хозяйствования.
Формулировка «иные действия и (или) события, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора)», содержащаяся в постановлении № 465, кажется экспертам слишком общей. Поэтому есть предложение этот пункт максимально конкретизировать и наказывать субъектов хозяйствования только за те неправомерные действия, которые прямо перечислены в законодательстве.
Таким образом, суть предложений делового сообщества в том, чтобы, опираясь на прямые нормы законодательства, бизнес мог видеть все «красные флажки», которые помогут избежать ответственности за действия, прямо не запрещенные на законодательном уровне.
Судя по официальным сообщениям, правительство уже обсуждает возможность пересмотреть ответственность бизнеса, возникающую по итогам контрольных мероприятий. На недавнем совещании по вопросам совершенствования контрольной деятельности премьер-министр Александр Турчин заявил, что «законодательство в этом направлении корректировалось не раз, но еще есть над чем работать». По мнению главы правительства, ответственность должна быть соразмерна выявляемым нарушениям. Изменение законодательства «позволит устранить имеющиеся в нем на данный момент пробелы», считает А. Турчин.
Остается надеяться, что законодательные новации, которые сейчас готовятся и могут быть реализованы по разным направлениям, позволят реально улучшить деловой климат в стране.