Имущественные налоги – планы на перспективу

В настоящее время в Беларуси завершается реализация проекта «Совершенствование системы управления земельными ресурсами и городским развитием в РБ с использованием современных методов и технологий». В его рамках в Минске состоялась международная конференция, организаторами которой выступили общественное объединение «Земельная реформа», Lantmäteriet (Национальная земельная служба Швеции), Шведское агентство международного развития (SIDA) при поддержке Госкомимущества, МАиС и МНС.
В рамках конференции сотрудники МНС выступили с докладом о совершенствовании порядка налогообложения недвижимого имущества, организации взаимодействия налоговых органов с различными организациями в части получения сведений о недвижимом имуществе, использования полученных сведений в целях налогообложения недвижимого имущества.
Справочно: имущественные налоги занимают пятое место по поступлениям в бюджет после НДС, подоходного налога, налога на прибыль и акцизов.
Имущественные налоги представлены двумя платежами: земельный налог и налог на недвижимость (еще один платеж, не относящийся к налогам, – арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности; платеж близок к земельному налогу, отличие – взимается на основании договоров аренды с местными органами власти).
В рамках сотрудничества Lantmäteriet (Национальной земельной службы Швеции) и белорусского ОО «Земельная реформа» с 1998 по 2014 г. было успешно реализовано 5 совместных проектов.
Среди целей реализации нынешней инициативы «Совершенствование системы управления земельными ресурсами и городским развитием в РБ с использованием современных методов и технологий» в том числе были обозначены темы:
- Совершенствование методики массовой оценки недвижимого имущества для налогообложения и иных целей;
- Совершенствование порядка налогообложения недвижимого имущества и системы налогового контроля в этой сфере.
Участниками проекта являются Госкомимущество, МНС, МАиС, РУП «Национальное кадастровое агентство», НП РУП «БелНИИПградостроительства».
Срок реализации проекта – с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2019 г.
Пилотный проект
Национальное кадастровое агентство (НКА) совместно с МНС и Минфином еще до начала сотрудничества со скандинавскими партнерами был реализован пилотный проект по массовой кадастровой оценке земельных участков и других объектов недвижимости.
В ходе этих мероприятий МНС было выполнено два исследования.
Провели сравнительный анализ новой кадастровой оценки и действующей налоговой базы.
Сравнили расчеты, произведенные с применением действующего порядка налогообложения и новой кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, с текущими расчетами по объектам юридических лиц. Получили следующие результаты:
– по налогу на недвижимость налоговая база в целом занижена (за счет использования при определении налоговой базы остаточной, а не рыночной стоимости объектов). При применении новой кадастровой оценки (рыночной стоимости объектов) по Минску в среднем налог был бы исчислен на 45% больше, по остальной территории республики – на 10%. При этом по всей территории показатель распределился очень неравномерно, по отдельным регионам наблюдалось снижение;
– по земельному налогу при аналогичном подходе увеличение налога наблюдалось на уровне 10%.
Для физических лиц те же показатели проанализированы по общей сумме двух налогов. Увеличение по Минску составило бы 76%, по средним городам – на уровне 10%, по малым населенным пунктам сельской местности – всего на уровне 1%.
По результатам проведенных исследований был сделан вывод, что новая кадастровая стоимость, определенная НКА в рамках пилотного проекта, максимально приближена к рыночной стоимости и может быть использована в качестве налоговой базы.
После полученных результатов пилотного проекта очень вовремя поступило приглашение принять участие в шведском проекте.
Какой опыт мы перенимаем: имущественные налоги в Швеции
В рамках проекта МНС получило возможность изучить опыт скандинавов, «примерить» на нашу систему налогообложения накопленную их стороной практику в части имущественных налогов.
При тесном взаимодействии со шведскими налоговыми органами и национальной земельной службой был изучен применяемый ими порядок оценки объектов, налогообложения, система учета объектов недвижимости, принципы обработки и систематизации информации по объектам учета.
В Швеции налажено очень тесное взаимодействие между налоговыми органами и земельной службой.
За время проекта шведский опыт в части взаимодействия успешно переняли и на сегодняшний день отлажена совместная работа по сопоставлению баз данных, имеющихся в МНС и НКА. На начальном этапе могли сопоставить только 30% информации.
Власти скандинавского королевства имеют единую информационную базу, которая используется и для массовой кадастровой оценки, и для целей налогообложения, что в РБ еще предстоит сделать. Обеспечен учет всех объектов недвижимости в электронном виде на едином информационном ресурсе.
Один имущественный налог (в Беларуси – два).
При переходе на исчисление одного налога можно получить значительную экономию трудозатрат налоговых органов при администрировании имущественных налогов.
В РБ плательщиков – физических лиц около 4 млн человек. Налоговым органам сначала надо учесть 4 млн земельных участков, определить по ним льготников и плательщиков, далее рассчитать каждому земельный налог. Такая же процедура производится и по налогу на недвижимость. То есть ежегодно 8 млн объектов подлежит обработке.
Применяются одинаковые ставки налогов вне зависимости от собственника (юридическое или физическое лицо).
Ставки различаются только в зависимости от типа объекта (жилой, промышленный, коммерческий).
Фактически отсутствуют налоговые льготы (льгот очень незначительное количество, например, по объектам религиозного назначения).
Провели анализ льгот по имущественным налогам физических лиц в нашей стране за 2018 г. Результат: из 4 млн плательщиков – 51% воспользовались льготами.
Имущественные налоги исчисляет налоговый орган всем плательщикам: и юридическим, и физическим лицам; и сам заполняет налоговые декларации.
Что уже сделано у нас в стране
Изменено действующее налоговое законодательство (отменена повышенная ставка неэффективно используемых объектов недвижимости; законодательно закреплено постепенное снижение налоговой нагрузки, устанавливаемой местными органами власти; внесены изменения в налоговое администрирование; переработана информационная система, используемая для учета объектов и расчета налогов).
Подготовлен проект Указа (разработан Госкомимуществом с участием большого количества заинтересованных ведомств), позволяющий начать массовую кадастровую оценку в нашей стране.
Продолжается взаимодействие (начатое во время пилотного проекта) МНС с НКА по проведению полной стопроцентной сверки объектов недвижимости, имеющихся в базах двух ведомств.
В 2019 г. проведена работа МНС с НКА по сверке и инвентаризации сведений о земельных участках и объектах недвижимости.
Выявлены земельные участки, отсутствующие или в базе НКА (не присвоены кадастровые номера), или в базе МНС (не учитываются при налогообложении).
В августе 2019 г. завершена полная сверка земельных участков МНС с НКА (сверка владельцев, площади участков, доли каждого в праве собственности на земельный участок – это три ключевые показателя при исчислении земельного налога), по результатам которой по земельным участкам, принадлежащим физическим лицам, в бюджет доначислено дополнительно 1,5 млн руб. в течение 2019 г.
Выявлено 900 тыс. земельных участков, которые имеются в базе МНС, но не зарегистрированы в НКА. Всего зарегистрированных в НКА – 2,2 млн участков.
Аналогичная картина и с объектами недвижимости.
В РБ заявительный принцип регистрации объектов недвижимости, и при нежелании собственника регистрировать объект он соответственно отсутствует в базе НКА.
Проанализировали три региона на наличие незарегистрированных объектов, получили следующий результат: в Минске около 5% незарегистрированных объектов, в Кобрине – около 20%, в Кобринском районе – 26%.
На сегодняшний день одна из основных задач – это создание единого реестра данных путем сбора информации из всех возможных источников, ее сверки и оцифровки.
Проведена полная сверка персональных данных всех физических лиц – плательщиков имущественных налогов непосредственно с регистром населения. Работа проведена совместно с МВД, т.к. данная информация содержится в их информационных источниках.
Автоматизирована часть льгот, предоставляемых физическим лицам: ранее вся информация по каждой льготе вносилась вручную. Работа проведена совместно с Минтруда, которое является держателем баз пенсий по возрасту и по инвалидности. Процесс загрузки данных автоматизирован, сегодня программа автоматически проставляет льготы физическому лицу с указанием периода их действия.
Задачи на среднесрочную перспективу
Дальнейшее совершенствование процесса администрирования имущественных налогов.
Изменение механизма получения кадастровой оценки.
Совершенствование порядка получения информации из разных источников, формирование единой базы в электронном виде.
Исчисление и предъявление к уплате земельного налога налоговыми органами для всех плательщиков (юридических и физических лиц).
Стратегические задачи
Проведение массовой кадастровой оценки (планируемые сроки – 5–7 лет).
После проведения оценки анализ возможности объединения двух налогов в один имущественный налог.
При этом не стоит задача увеличить поступления в бюджет за счет имущественных налогов (возможно при анализе и разработке новой системы ставки будут пересмотрены и в сторону уменьшения).
Основная задача – сделать налогообложение справедливым, исключить перекосы при определении налогооблагаемой базы для разных категорий плательщиков, в том числе с учетом территориальности и функционального использования объектов.