Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности импорта товаров незначительной стоимости

Субъекты хозяйствования часто сталкиваются с необходимостью импорта товаров, имеющих незначительную стоимость: образцов продукции для проведения испытаний и маркетинговых исследований, рекламных материалов, запасных частей к машинам и оборудованию и т.д. Таможенное законодательство предусматривает необходимость совершения таможенных операций и в отношении таких товаров. Однако они проводятся в более простом порядке. При этом совершить таможенные операции может практически каждое предприятие без привлечения услуг таможенных представителей. Рассмотрим порядок декларирования данной категории товаров подробнее.

 

Платежи при помещении малоценных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Импорт малоценных товаров привлекателен тем, что он не требует уплаты таможенных платежей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС1 обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при одновременном выполнении двух условий:

  • товары ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу;
  • общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 EUR по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом декларации на товары. При этом в таможенную стоимость не включаются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров до места прибытия, расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку таких товаров и расходы на страхование в связи с такой перевозкой (транспортировкой), погрузкой, разгрузкой или перегрузкой таких товаров.

 

Вопрос. Коммерческая организация намерена поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар, приобретенный у польской фирмы, стоимостью 150 EUR. Таможенная стоимость товара будет определяться по методу сделки с ввозимым товаром. Из каких компонентов будет состоять таможенная стоимость этого товара для применения положений п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС?

Исходя из п. 1 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС. Согласно подп. 51 Правил № 2832 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводной вексель, ордер, варрант, сертификат и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только в бухгалтерских документах.

Указанные платежи могут осуществляться не только прямо, т.е. непосредственно продавцу, но и косвенно, т.е. третьему лицу в пользу продавца, например, путем погашения полностью или частично задолженности продавца для выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.

При этом к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

1) расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся:

а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров;

б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

в) расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров;

3) часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

4) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Аналогичным образом в силу п. 2 ст. 225 ТК
ЕАЭС в отношении подобных товаров не возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). То есть в данном случае не нужно будет уплачивать «периодические» таможенные пошлины, налоги, которые в силу п. 3 ст. 223 ТК ЕАЭС подлежат уплате за каждый календарный месяц (полный или неполный) за период со дня их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (со дня, указанного в обращении декларанта, – при отказе от освобождения от уплаты «периодических» платежей) по день завершения ее действия в размере 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались бы под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Обратите внимание! Таможенные сборы за совершение таможенных операций в отношении данной категории товаров также не уплачиваются. В соответствии с п. 5 Особенностей таможенного регулирования № 4903 обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров, указанных в п. 2 ст. 136 и п. 2 ст. 225 ТК ЕАЭС.

Однако эти освобождения от таможенных платежей предоставляются не всегда. Рассмотрим практические примеры.

 

Вопрос. Предприятие приобрело запасные части к автомобилю на территории Польши стоимостью в эквиваленте 190 EUR. Ввоз товара в РБ осуществил работник этого предприятия без составления товарно-транспортной накладной. Перевозка товара происходила на основании чека о приобретении товара на территории Польши и транзитной декларации. Предприятие произвело декларирование ввезенного товара c целью помещения его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Однако таможенный орган отказал в предоставлении льготы, т.к. товар перевозился без ТТН. Насколько законен отказ в выпуске товара с предоставлением рассматриваемой льготы?

Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС.

В силу норм п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС не возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, которые ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу. В соответствии с подп. 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС транспортные (перевозочные) документы – это документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

Таким образом, отсутствие ТТН в рассматриваемой ситуации делает невозможным предоставление в отношении товаров льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС. Следовательно, отказ в выпуске товара таможенного органа правомерен.

 

Вопрос. В адрес организации поступил уголок стальной горячекатаный из Украины. Организация намерена поместить этот товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенный орган требует уплаты в отношении товара антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением № 1334. Насколько это законно, ведь стоимость товара менее 200 EUR?

Согласно п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС не возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров при выполнении двух условий:

  • товары ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу;
  • общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 EUR по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом декларации на товары.

В соответствии с подп. 33 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Согласно п. 2 Протокола5 антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины.

Следовательно, требование таможенного органа об уплате антидемпинговой пошлины в отношении товара (шины для грузового автомобиля) стоимостью менее 200 EUR правомерно.

 

Вопрос. Коммерческая организация ввезла по одной товаротранспортной накладной формы CMR в РБ из Польши товары легкой промышленности (ветровки) стоимостью 100 USD и швейную машинку стоимостью 5000 USD. Ветровки стоимостью 150 USD будут помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а швейная машинка – под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Имеет ли право организация не уплачивать ввозные таможенные пошлины и налоги в соответствии с п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС в отношении ветровок, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Согласно п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает при выполнении одновременно двух условий:

  • товары ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу;
  • общая таможенная стоимость товаров (т.е. всех ввозимых в совокупности товаров по одному транспортному (перевозочному) документу) не превышает суммы, эквивалентной 200 EUR.
Так как второе условие не выполняется, то организация не вправе применить нормы п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС для неуплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

 

Декларирование малоценных товаров

Учитывая незначительную стоимость рассматриваемых товаров, законодатель пошел по пути сокращения издержек субъектов хозяйствования при декларировании этих товаров. В частности, п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС допускает использовать в качестве декларации на товары транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров. В этом случае таможенное декларирование осуществляется в письменной форме.

 

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Для доставки этих товаров до склада временного хранения, который закреплен за соответствующим пунктом таможенного оформления, организация (или перевозчик, который ввозит товары в адрес организации) после пересечения таможенной границы обязана поместить в республиканском пункте пропуска ввозимые товары под таможенную процедуру таможенного транзита.

Справочно: перечень пунктов пропуска через Государственную границу РБ утвержден Указом № 3136.

Исходя из п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Она применяется в т.ч. при перевозке (транспортировке) товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.

В силу ст. 143 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под эту таможенную процедуру является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Однако п. 4 ст. 146 ТК ЕАЭС определено, что это обеспечение не предоставляется, если его размер в совокупности не превышает суммы, эквивалентной 500 EUR по курсу валют, действующему на день регистрации транзитной декларации. Поэтому при помещении товаров незначительной стоимости под таможенную процедуру таможенного транзита обеспечение исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов также предоставляться не будет.

Согласно п. 2 Порядка № 4387 при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ (т.е. документ, подтверждающий заключение договора перевозки товара), а остальные документы являются ее неотъемлемой частью. В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и (или) иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. В указанных документах должны содержаться сведения:

1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;

2) о стране отправления и стране назначения товаров;

3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;

4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) на уровне не менее первых шести знаков;

6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД;

7) о количестве грузовых мест;

8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;

10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Если используемые в качестве транзитной декларации документы не содержат всех указанных сведений, то недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

В рассматриваемом случае в силу п. 8 ст. 109 ТК ЕАЭС подача транзитной декларации сопровождается представлением:

  • документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций);
  • документов, подтверждающих полномочия лица, подающего транзитную декларацию.

 

Помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Порядок декларирования товаров, имеющих незначительную стоимость, определяется Инструкцией № 2638.

В качестве декларации на товары (далее – ДТ) могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:

  • общая таможенная стоимость декларируемых товаров не превышает суммы, эквивалентной 200 EUR;
  • товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
  • перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;
  • товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.
Обратите внимание! Транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления могут использоваться в качестве декларации на товары, и в таких случаях подлежат уплате таможенные платежи и тогда, когда организация ввозит товары в свой адрес собственным транспортом.

Также следует учитывать, что в силу подп. 3 п. 3 Инструкции № 263 ее положения не применяются для товаров, в отношении которых применяется лицензирование и (или) квотирование. Таким образом, в рассматриваемых случаях декларирование товаров незначительной стоимости производится с использованием декларации на товары, форма которой определена Решением № 2579.

Справочно: лицензирование применяется в отношении товаров, включенных в:

– Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утв. Решением № 3010;

– Единый перечень № 13411.

Обратите внимание! Согласно п. 3 Инструкции № 263 при декларировании товаров в соответствии с Инструкцией № 263 не требуется предоставление электронной копии ДТ.

 

Вопрос. ЗАО «А» намерена поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поступившие в ее адрес запасные части к транспортным средствам. Какие сведения должны иметься в этих документах?

В соответствии с п. 8 Инструкции № 263 заявление должно содержать следующие сведения:

1) наименование таможенного органа, которому декларируются товары;

2) сведения о декларанте (наименование и место нахождения; учетный номер плательщика (УНП), а также сведения о документе, подтверждающем личность лица, составившего заявление);

3) сведения об отправителе и получателе товаров, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);

4) сведения о заявляемой таможенной процедуре;

5) сведения по каждому товару:

  • наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);
  • количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
  • стоимость товаров и валюта, в которой определена стоимость товаров (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах);

6) сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением случаев декларирования товаров, когда не возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах подлежащих уплате таможенных платежей;

7) сведения о предоставляемых документах.

Заявление подписывается лицом, его составившим.

Форма заявления Инструкцией № 263 не определена. Таким образом, данное заявление может выглядеть следующим образом.

Образец заявления:

Начальнику _______таможни

Руководителя отдела снабжения

ЗАО «А»

Сидорова Н.Е.

заявление.

 

ЗАО «А» (УНП, юридический адрес) в лице руководителя отдела снабжения Сидорова Н.Е. просит __________ таможню осуществить выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в отношении запасных частей к автомобилю:

  • наименование, страна происхождения запасных частей (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);
  • количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
  • стоимость запасных частей и валюта, в которой определена их стоимость (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах).

Сведения об отправителе и получателе запасных частей, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах):_________________________________________.

Сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, за исключением случаев декларирования товаров, когда не возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах подлежащих уплате таможенных платежей, а также о документах на уплату таможенных платежей (когда эти платежи подлежат уплате).

Таможенная стоимость запасных частей составляет 120 евро.

 

Приложения: документ, подтверждающий полномочия лица, подающего заявление (приказ ЗАО «А», должностная инструкция, доверенность, паспорт);

транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке);

коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);

разрешения, сертификаты и иные документы, выдаваемые уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, если их предоставление является условием помещения товаров под таможенную процедуру;

иные документы, которые используются (могут быть использованы) таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров.

Руководитель отдела снабжения ЗАО «А»            Сидоров Н.Е.

М.П. (при наличии или указывается «Без печати»)

 

Заметим, что в соответствии с п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС подача декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары.

Выводы: нормы п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС применимы, если есть транспортный (перевозочный) документ и таможенная стоимость этих товаров больше 200 EUR.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины подлежат уплате в отношении товаров незначительной стоимости.

Декларирование товаров незначительной стоимости можно осуществлять с использованием товаросопроводительных и коммерческих документов без участия таможенных представителей.


1Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

2Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283.

3Особенности таможенного регулирования, утв. Указом от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании».

4Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2017 № 133 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении уголков стальных горячекатаных, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

5Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе») (подписан в г. Астане 29.05.2014).

6Указ от 10.05.2006 № 313 «О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них».

7Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438.

8Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (далее – Инструкция № 263).

9Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

10Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

11Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений