Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
24.02.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Игра в картотеку: — долговые козыри и платежный блеф

Для некоторых белорусских компаний взыскание долгов через налоговую инспекцию с помощью механизма, предусмотренного ст. 58 НК, имеет целый ряд преимуществ. О них и о нюансах использования такого инструмента рассказывает финансовый директор одного из минских предприятий.

Взыскание долгов со своих дебиторов путем передачи их в инспекцию МНС позволяет не тратить время на обязательную претензионную работу, досудебные и судебные процедуры, на которые уходит не менее 2 месяцев, а то и больше. Даже если суд примет решение о признании обязательств должника не исполненными, нет никаких гарантий, что долг погасится достаточно быстро или будет взыскан вообще. Конечно, здесь нам причитаются еще и пеня плюс проценты за пользование чужими денежными средствами. Но они не окупают потери, вызванные несвоевременным платежом, необходимостью брать кредиты, чтобы закрыть кассовый разрыв, и налогами, уплаченными с неоплаченной выручки. Не столь эффективно и взыскание другими существующими способами, в т.ч. через нотариуса.

Кроме того зачастую должники, которые не платят, могут тоже находиться на картотеке или, что еще хуже, на стадии ликвидации и банкротства. Если у них самих имеется задолженность перед бюджетом, то срок взыскания про­с­то устремляется в бесконечность: ведь в очередности удовлетворения требований кредиторов мы находимся на по­следнем 5-м месте.

Дело техники

При взыскании через налоговую ин­спекцию срок взыскания может составить всего недели. Допустим, приближается срок уплаты квартальных налогов. На календаре 21 апреля, завтра надо их заплатить. У нас на счете нет денег, но имеются должники, не оплачивающие поставки. Мы представляем в инспекцию МНС заявление по форме, установленной приложением 12 к по­становлению МНС от 31.12.2010 № 97. К нему прилагаются договоры с должниками и накладные, заверенные директором и главным бухгалтером на каждой странице. С момента образования у нас задолженности перед бюджетом ин­спекция МНС выставляет требование на все расчетные счета должников. Если хотя бы на одном из них есть деньги, то соответствующие суммы будут взысканы в бюджет. Таким образом, долг контрагента перед нами закрывается своеобразным «зачетом». Скорость взы­скания возрастает в разы.

Если у компании, например крупного дистрибьютора, сотни должников, то, чтобы использовать такой способ взыскания долгов, приходится подавать в инспекцию МНС довольно обширный реестр должников. А по каждому из них прилагаемый пакет документов становится порой огромным: ведь если поставок много по разным договорам, то придется предъявлять их все и накладную на каждую отгрузку. При этом реестр надо составить так, чтобы он был удобен для сотрудников ИМНС и «работал» на наши интересы.

Казалось бы, «форма 12» одна для всех. Но на практике есть нюансы. Скажем, чем больше реквизитов счетов дебитора мы знаем, тем вернее его настигнет предписание ИМНС. Дебиторов и реквизиты документов желательно заносить в реестр в той последовательности, в которой мы хотим обеспечить взыскание.

Ведь в ИМНС эти документы приходится обрабатывать вручную, а потому результат зависит от того, как мы их представили. Если документы сложены от максимальных сумм к минимальным, то именно в этом порядке их будут обрабатывать. Следовательно, первыми на взыскание попадут предприятия с самыми крупными долгами. Если нам известно, что какой-либо должник всегда платит неаккуратно и частями, его ставим в начало реестра, а документы кладем сверху – это повышает шансы получить с него хоть что-нибудь. К сожалению, процесс обработки документов в бухгалтериях районных ИМНС не автоматизирован. Поэтому много зависит от старания их сотрудников и хороших человеческих отношений с ними.

№ п/п

Наименование дебитора, УНП

Сумма дебиторской задолженности, рублей

Реквизиты документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности

Дата возникновения просроченной дебиторской задолженности

Реквизиты банковских счетов дебитора

           

x

ИТОГО

х

x

x

x

Война пустых счетов

Если наш дебитор сам не вылезает из картотеки и имеет долги перед бюджетом, то вероятность взыскания стремится к нулю. Вопрос здесь в том, как «сесть» на картотеку и продержаться на ней дольше своих дебиторов. Например, к «зарплатным дням» любое пред­приятие вынуждено собирать день­ги на свои расчетные счета. В этот момент наши шансы повышаются – ведь сначала будут проведены платежные требования ИМНС, а уже потом дебитор сможет оплачивать свои расходы. Если, конечно, у него нет особого режима «неотложных нужд» или столь же особых отношений со своей налоговой инспекцией, которые позволят ему сначала выплатить зарплату, а потом водить нас за нос.

Теоретически сидеть на картотеке можно бесконечно. Но на практике всем нужно как-то рассчитываться со своими поставщиками, платить зарплату. В придачу наши более добросовестные покупатели перечисляют деньги, невольно мешая «разбираться» с нерадивыми дебиторами. Поэтому нужно организовать тщательное управление денежными потоками, в т.ч. входящими, чтобы деньги поступали в подходящий момент. Нужно четко знать суммы своей среднедневной выручки, поступающей на расчетные счета, и тактично договариваться со своими партнерами – хотя бы с теми, с кем отношения достаточно доверительные. Не каждого можно попросить на недельку по­придержать очередные платежи, пока мы разбираемся с недобросовестными должниками.

В наиболее выигрышном положении находятся группы компаний. В них почти всегда можно вывести средства со счета одной из них на счета другой и в определенных пределах провести платежи в счет своих обязательств. Здесь существуют внутригрупповые договорные отношения, задача которых – перераспределение денежных потоков таким образом, чтобы они концентрировались в нужное время на счетах одних юрлиц – участников группы и выводились со счетов других, чтобы обеспечить им возможность взыскания долгов с дебиторов через ИМНС. То есть в «налоговые» дни требуется отсутствие денег на расчетных счетах. Некоторые компании, не имея возможности для такого маневра, иногда даже выдают заем собственнику или директору.

Особый вопрос – какую сумму включать в реестр. Законодательство требует вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт ее наличия. Но при этом не уточняется, надо ли «сдавать» всех сразу и в полном объеме. А потому у компании-кредитора есть определенный выбор. Если нас откровенно достал какой-то должник и мы не планируем дальше с ним работать, то можно смело подавать в МНС всю его задолженность, независимо от того, когда она образовалась.

Другая важная особенность – выбор собственных долгов перед бюджетом, которые мы намерены погасить за счет дебиторов. Дело в том, что в ИМНС имеется иерархия срочности налогов. Например, российский НДС считается важнее, чем НДС по внутрибелорусской реализации. Поэтому реестр на взыскание для погашения первоочередных налогов будут обрабатывать немного быстрее, чем претензии других конкурентов (если они имеются), желающих «разобраться» с нашим общим дебитором. Не стоит забывать, что такой механизм имеется и для взыскания задолженности перед ФСЗН, которая обрабатывается быстрее всех, но для этого требуется отдельный реестр.

Переговоры? Переговоры!

В управлении долгами важно уметь заключать джентльменские соглашения, причем не только с другими компаниями, но и с налоговой инспекцией. Ведь если мы 23-го числа «садимся» на картотеку, а до 1-го числа наша задолженность не будет погашена, районной инспекции придется отчитаться о наличии крупной недоплаты в бюджет. Это неприятно для них, и придется принимать меры, неприятные для нас: от ареста счетов до описи имущества. Никакой радости по этому поводу в ИМНС не испытывают: при нынешнем состоянии рынка ликвидность описываемых активов зачастую довольно сомнительна. В придачу налоговикам придется по каждому недоимщику писать докладную с указанием причины образования задолженности, иногда вызывать на беседу руководителя и главного бухгалтера и требовать объяснений. При этом аргументы о недобросовестных дебиторах не всегда принимаются во внимание. Ведь все понимают, что надо уметь выбирать контрагентов, управлять своими ресурсами и использовать разные методы взыскания долгов, не перекладывая все проблемы на ИМНС. Поэтому если мы не подставляем свою районную инспекцию, она пойдет нам на­встречу во взыскании недоимки с дебиторов – особенно когда документы представлены аккуратно в удобной форме. Но и чрезмерно перегружать ИМНС ежемесячным предъявлением многотомных папок с документами не стоит.

Есть категории дебиторов, которые без экстренных мер вообще не платят. К сожалению, отказаться от таких партнеров некоторым компаниям в силу специфики товаров и рынков затруднительно. «Тяжелые» должники – строительные организации, прежде всего государственной формы собственности. Они сами получают финансирование из бю­джета настолько нерегулярно, что, по сути, вынуждены кредитоваться любым доступным способом. Есть очень интересные должники (госпредприятия и сельхозорганизации), менеджеры которых сами признают, что единственным способом получить с них деньги будет взыскание через налоговую инспекцию. Дело в том, что весь платежный календарь таких предприятий согласовывается вышестоящим концерном или исполкомом. При этом частные фирмы попросту выталкиваются в конец графика, независимо от срока платежа по договору, суммы и прочих обстоятельств. Такая система нигде официально не фигурирует, но соблюдается неукоснительно, и оспорить ее невозможно.

Встречаются неприятные ситуации, ко­гда взыскание производится с нескольких расчетных счетов дебитора сразу. Тут образуется переплата, для возвращения или зачета которой приходится проводить переговоры, составлять акты сверки и т.п. Правда, теперь налоговые органы решают такую проблему сами – они возвращают на расчетные счета дол­ж­ника излишне взысканные суммы. Но без соответствующей автоматизации это тоже непросто. Между тем каждый день задержки расчетов влечет для компаний безвозвратные потери пропорционально сумме долга и стоимости заемного капитала.

Записал
Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений