Хозобщество спасали от банкротства за счет средств госбюджета
Вправе ли налоговый орган не возвратить организации НДС, принятый к вычету по товарам, приобретенным этой организацией у хозобщества и затем внесенным ею в уставный фонд этого общества? Цель данной сделки – финансовое оздоровление хозобщества, находящегося в стадии экономической несостоятельности (банкротства).
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ, заявитель) в рамках договора поставки закупило товар у ООО «Б» и в последующем внесло этот же товар в качестве неденежного вклада в уставный фонд ООО «Б».
Далее КФХ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг).
Налоговый орган по результатам проверки обоснованности этого обращения посчитал, что цель совершения рассматриваемых хозяйственных операций – возврат фермерскому хозяйству сумм НДС из бюджета путем необоснованного принятия к вычету НДС по товарам, приобретенным у ООО «Б».
В итоге налоговики составили акт проверки и вынесли решение, в соответствии с которыми заявителю в т.ч. уменьшена разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
КФХ не согласилось с принятым решением и попыталось обжаловать его в экономическом суде. Но ни там, ни в апелляционной инстанции поддержки не нашло.
Суды исходили из того, что совершенные между ООО «Б» и КФХ действия по поставке товара в рамках договора поставки и по внесению в последующем заявителем этого же товара в качестве неденежного вклада в уставный фонд ООО «Б» являются разными хозяйственными операциями, в связи с чем наличие у одного субъекта хозяйствования цели улучшить свое финансовое положение само по себе не исключает наличия у другого юридического лица иной цели, в т.ч. и касающейся каких-либо взаимоотношений с налоговым органом. В связи с этим совершение хозяйственной операции между ООО «Б» (поставщиком) и КФХ (покупателем) по поставке товара в рамках договора поставки от 29.11.2019 не привело к тем экономическим результатам, которые могли быть достигнуты в обычных рыночных условиях совершения сделки, когда ее целью является извлечение прибыли.
Далее в споре разбиралась судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда, куда фермерское хозяйство направило кассационную жалобу.
Заявитель указал, что основной целью совершения им хозяйственной операции по покупке товара являлся не возврат сумм НДС из бюджета, а внесение вклада в уставный фонд иного юридического лица – ООО «Б» с последующим улучшением его финансового состояния. То, что эта цель достигнута, подтверждается содержанием определения экономического суда Минской области от 03.08.2020 о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) вышеназванного ООО.
По мнению кассатора, суды не обосновали и другой вывод – о невозможности использования фермерским хозяйством купленного им товара, поскольку он приобретен с целью последующего его внесения в уставной фонд ООО «Б». Также КФХ посчитало, что налоговый орган не доказал факт совершения названной сделки с целью возврата сумм НДС из бюджета.
Верховный Суд 09.03.2021 согласился с решениями двух первых судебных инстанций на основании следующего.
В соответствии с положениями подп. 1.1 п. 1, подп. 5.1 п. 5 ст. 132 НК право на налоговые вычеты возникает у покупателя при приобретении плательщиком на территории Беларуси товаров (работ, услуг), имущественных прав и предъявления продавцом к оплате сумм НДС на основании электронных счетов-фактур.
В силу п. 3 ст. 135 НК если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, то полученная отрицательная разница подлежит зачету и возврату плательщику в порядке, установленном ст. 137 НК.
При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у плательщика документы, подтверждающие правомерность применения этих вычетов.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в ходе проведения выездной проверки установила наличие схемы во взаимоотношениях КФХ с ООО «Б», направленной на необоснованный возврат из бюджета суммы НДС. Вывод подтверждается совокупностью установленных в ходе проверки обстоятельств: целей приобретения товара, указанных в договоре поставки от 29.11.2019 (для собственного потребления и (или) оптовой торговли); ассортиментного перечня товаров; основного вида деятельности заявителя; невозможности использования заявителем приобретенного товара по целевому назначению, равно как и для целей оптовой торговли, учитывая единичный и непрофильный характер указанной сделки для заявителя, а также наличия взаимосвязи между должностными лицами обеих организаций.
При этом в данном случае не имеют существенного значения ссылки заявителя на преследование цели финансового оздоровления ООО «Б», поскольку при оценке хозяйственной операции по приобретению товара на основании договора поставки от 29.11.2019 судебные инстанции приняли во внимания обстоятельства, связанные с экономическими результатами для самого плательщика, претендующего на возмещение из бюджета сумм НДС, фактически в бюджет не поступившего.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что совершенные между ООО «Б» и КФХ хозяйственные операции по поставке товара и внесению в последующем заявителем этого же товара в качестве неденежного вклада в уставный фонд ООО «Б» являются разными хозяйственным операциями. При этом достижение цели улучшения финансового положения субъекта хозяйствования не может осуществляться за счет необоснованного получения сумм из госбюджета.