Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Халяль» диверсифицирует молочный экспорт

Перспективным направлением диверсификации белорусского молочного экспорта являются страны Востока. «Пропуском» на их рынки служит сертификат «Халяль», сообщил на встрече с представителями молочной отрасли директор ООО «БелХаляль» Рустам Хасеневич.

По его словам, мировой рынок халяльных продуктов питания за период 2009–2017 гг. вырос с 700 млрд. USD до 1,2 трлн. USD. К 2030 году прогнозируется увеличение его объема до 2,6 трлн. USD. Для производителей пищевой продукции данная тенденция может стать ориентиром в вопросе поиска ее новых потребителей.

Восточное направление становится все более привлекательным, в т.ч. для поставщиков молочных продуктов. Обратить свои взоры на рынки мусульманских государств Р. Хасеневич призвал и белорусских молокопроизводителей, пока освоивших для экспорта фактически лишь российский рынок и испытывающих сегодня там острые проблемы со сбытом продукции.

При этом важно учитывать культуру питания восточных стран, основанную как на следовании древним традициям, так и на соблюдении действующих на национальном уровне современных исламских норм и требований. Халяльные продукты дол­жны производиться в полном соответствии с ними. Коровы, козы, буйволы, верблюды считаются халяльными животными, поэтому полученное от них сырьевое молоко также является халяльным. В то же время молочные продукты, для производства которых, помимо молока, используются добавки нехаляльного происхождения, уже не признаются халяльными. Например, технология производства сыров включает применение для сворачивания молока ферментов, в т.ч. свиного происхождения. Между тем сви­ньи в мусульманском мире относятся к животным, продукты из которых запрещены к употреблению.

На международном уровне отсутствует общий свод требований к пищевой халяльной продукции. Вместе с тем в странах и регионах с мусульманским населением разработаны и действуют стандарты и принципы в отношении халяльных продуктов питания, правил их сертификации, аккредитации органов по сертификации. Эти же требования распространяются на импортную продукцию, поэтому ее поставки осуществляются на разрешительной основе.

«БЕЛХАЛЯЛЬ» оказывает содействие белорусским по­ставщикам (в т.ч. молочных продуктов) в их продвижении на рынки Востока. В этих целях предприятием, как сообщил Р. Хасеневич, были изучены особенности международной прак­тики в этой сфере, национальные требования ряда мусульманских стран по импорту пищевой продукции и путем обобщения совместно с Белорусским государственным ин­ститутом метро­логии разработан белорусский стандарт «Требования к производству, хранению, тран­спортированию и реализации продукции «Халяль». Соответствие ему может удо­стоверяться выдачей сертификата «Халяль», что приоткрывает белорусским экспортерам двери на внутренние рынки отдельных государств, в част­ности, Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии. На сегодняшний день ряд пред­приятий отечественной пищевой промышленности уже сер­тифицирован на соответствие продукции стандарта «Халяль».

Несмотря на то что крупные импортеры питания из этих и других регионов, как правило, собственноручно оценивают соответствие своим национальным требованиям к правилам производства халяльной продукции в странах-экспортерах, доверие к местным сертификатам, в т.ч. «БелХаляля», безусловно, существует и учитывается при выдаче разрешений на поставки. Более того, специалисты белорусского предприятия, созданного по инициативе «Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь» и действующего в его интересах, сопровождают ино­странцев-ветинспекторов во время их визитов в нашу страну, что позитивно влияет на итоги ветеринарных аудитов.

ОТМЕТИМ, что сертификация пищевых производств по стандарту «Халяль» добровольная, предприятия самостоятельно принимают решения о ее проведении. Например, для «Сморгонских молочных продуктов», являющихся филиалом ОАО «Лидский молочно-­консервный комбинат», такая инициатива стала след­ствием действий Россельхознадзора, запретившего в октябре 2016 г. этому белорусскому производителю поставки продукции на российский рынок. Над экспортоориентированным предприятием нависла угроза разорения, так как этот рынок фактически был един­ственным, куда реализовывалась его продукция.

В этих условиях сморгонскими молоко­производителями, как рассказал директор Игорь Воронище, было принято решение о срочном поиске новых рынков сбыта своей продукции. Выбор пал на Восток, т.е. стратегической альтернативой российским потребителям стали потребители халяльной продукции. Ускорить данную переориентацию помогло деловое сотрудничество с «БелХалялем». Разумеется, сертификация по его стандарту «Халяль» была не только бумажной, но и потребовала определенных финансовых вложений в реальную переналадку производственных процессов, обучение персонала. Но этот труд и материальные затраты не оказались напрасными.

СЕГОДНЯ сморгонские молочные продукты, в частности, сухое обезжиренное молоко и масло сливочное, произведенные по стандарту «Халяль», успешно реализуются мусульманскому населению на рынках Турции, Омана, Туниса, ОАЭ, Казахстана, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Непала и других государств. Конечно, цены на молочную продукцию здесь существенно ниже, чем на российском рынке, признает И. Воронище, однако реальная диверсификация экспорта из­бавила предприятие от преж­ней боязни непредсказуемых действий российской ветеринарной службы по запрету поставок.

Благополучно складывается и экономика экспорта «Смор­гонских молочных продуктов». По словам директора, в I квар­тале 2018 г. предприятие поставило на внеш­ние рынки продукции на 4,1 млн. USD, что на 64% превышает уровень экспорта в январе–марте прошлого года.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений