«Халяль» диверсифицирует молочный экспорт
Перспективным направлением диверсификации белорусского молочного экспорта являются страны Востока. «Пропуском» на их рынки служит сертификат «Халяль», сообщил на встрече с представителями молочной отрасли директор ООО «БелХаляль» Рустам Хасеневич.
По его словам, мировой рынок халяльных продуктов питания за период 2009–2017 гг. вырос с 700 млрд. USD до 1,2 трлн. USD. К 2030 году прогнозируется увеличение его объема до 2,6 трлн. USD. Для производителей пищевой продукции данная тенденция может стать ориентиром в вопросе поиска ее новых потребителей.
Восточное направление становится все более привлекательным, в т.ч. для поставщиков молочных продуктов. Обратить свои взоры на рынки мусульманских государств Р. Хасеневич призвал и белорусских молокопроизводителей, пока освоивших для экспорта фактически лишь российский рынок и испытывающих сегодня там острые проблемы со сбытом продукции.
При этом важно учитывать культуру питания восточных стран, основанную как на следовании древним традициям, так и на соблюдении действующих на национальном уровне современных исламских норм и требований. Халяльные продукты должны производиться в полном соответствии с ними. Коровы, козы, буйволы, верблюды считаются халяльными животными, поэтому полученное от них сырьевое молоко также является халяльным. В то же время молочные продукты, для производства которых, помимо молока, используются добавки нехаляльного происхождения, уже не признаются халяльными. Например, технология производства сыров включает применение для сворачивания молока ферментов, в т.ч. свиного происхождения. Между тем свиньи в мусульманском мире относятся к животным, продукты из которых запрещены к употреблению.
На международном уровне отсутствует общий свод требований к пищевой халяльной продукции. Вместе с тем в странах и регионах с мусульманским населением разработаны и действуют стандарты и принципы в отношении халяльных продуктов питания, правил их сертификации, аккредитации органов по сертификации. Эти же требования распространяются на импортную продукцию, поэтому ее поставки осуществляются на разрешительной основе.
«БЕЛХАЛЯЛЬ» оказывает содействие белорусским поставщикам (в т.ч. молочных продуктов) в их продвижении на рынки Востока. В этих целях предприятием, как сообщил Р. Хасеневич, были изучены особенности международной практики в этой сфере, национальные требования ряда мусульманских стран по импорту пищевой продукции и путем обобщения совместно с Белорусским государственным институтом метрологии разработан белорусский стандарт «Требования к производству, хранению, транспортированию и реализации продукции «Халяль». Соответствие ему может удостоверяться выдачей сертификата «Халяль», что приоткрывает белорусским экспортерам двери на внутренние рынки отдельных государств, в частности, Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии. На сегодняшний день ряд предприятий отечественной пищевой промышленности уже сертифицирован на соответствие продукции стандарта «Халяль».
Несмотря на то что крупные импортеры питания из этих и других регионов, как правило, собственноручно оценивают соответствие своим национальным требованиям к правилам производства халяльной продукции в странах-экспортерах, доверие к местным сертификатам, в т.ч. «БелХаляля», безусловно, существует и учитывается при выдаче разрешений на поставки. Более того, специалисты белорусского предприятия, созданного по инициативе «Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь» и действующего в его интересах, сопровождают иностранцев-ветинспекторов во время их визитов в нашу страну, что позитивно влияет на итоги ветеринарных аудитов.
ОТМЕТИМ, что сертификация пищевых производств по стандарту «Халяль» добровольная, предприятия самостоятельно принимают решения о ее проведении. Например, для «Сморгонских молочных продуктов», являющихся филиалом ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», такая инициатива стала следствием действий Россельхознадзора, запретившего в октябре 2016 г. этому белорусскому производителю поставки продукции на российский рынок. Над экспортоориентированным предприятием нависла угроза разорения, так как этот рынок фактически был единственным, куда реализовывалась его продукция.
В этих условиях сморгонскими молокопроизводителями, как рассказал директор Игорь Воронище, было принято решение о срочном поиске новых рынков сбыта своей продукции. Выбор пал на Восток, т.е. стратегической альтернативой российским потребителям стали потребители халяльной продукции. Ускорить данную переориентацию помогло деловое сотрудничество с «БелХалялем». Разумеется, сертификация по его стандарту «Халяль» была не только бумажной, но и потребовала определенных финансовых вложений в реальную переналадку производственных процессов, обучение персонала. Но этот труд и материальные затраты не оказались напрасными.
СЕГОДНЯ сморгонские молочные продукты, в частности, сухое обезжиренное молоко и масло сливочное, произведенные по стандарту «Халяль», успешно реализуются мусульманскому населению на рынках Турции, Омана, Туниса, ОАЭ, Казахстана, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Непала и других государств. Конечно, цены на молочную продукцию здесь существенно ниже, чем на российском рынке, признает И. Воронище, однако реальная диверсификация экспорта избавила предприятие от прежней боязни непредсказуемых действий российской ветеринарной службы по запрету поставок.
Благополучно складывается и экономика экспорта «Сморгонских молочных продуктов». По словам директора, в I квартале 2018 г. предприятие поставило на внешние рынки продукции на 4,1 млн. USD, что на 64% превышает уровень экспорта в январе–марте прошлого года.