Груз похищен в неустановленном месте во время перевозки
Между перевозчиком и страховщиком заключен договор добровольного страхования гражданской ответственности автоперевозчика.
Правомерен ли отказ в выплате перевозчику страхового возмещения, если место и иные обстоятельства хищения части груза не установлены?
Перевозчик и заказчик подписали договор на транспортно-экспедиционное обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении из Бельгии в Россию.
Между ООО «Ю» (перевозчик, страхователь, истец) и ЗСАО «И» (страховщик, ответчик) был заключен договор добровольного страхования на условиях Правил № 013 добровольного страхования гражданской ответственности автоперевозчика (далее – Правила № 013). Транспортировка груза осуществлялась в соответствии с положениями КДПГ.
В пункте пропуска «Брузги-2» сотрудники Гродненской региональной таможни при проведении досмотра выявили, что пломбировочный трос перерезан, груз частично отсутствует.
В ОВД Гродненского райисполкома в возбуждении уголовного дела по факту хищения отказали, так как следователи пришли к выводу, что хищение груза произошло за пределами Беларуси.
Сюрвейер (представитель страховщика) взял пояснения у водителя. Согласно акту сюрвейерского осмотра действия неустановленных лиц были направлены на сокрытие факта хищения (восстановление пломбировочного троса, порезы на тенте для осмотра грузового пространства). Указанные обстоятельства, как отметили эксперты, исключают факт кражи груза в процессе движения автомобиля. Наиболее вероятным местом совершения хищения названы остановки для ночного отдыха.
Было установлено, что по пути водитель один раз останавливался для ночного отдыха в месте, не оборудованном стоянкой, и два раза – на неохраняемых стоянках.
ЗСАО «И», руководствуясь подп. 2.4.28 п. 2.4, подп. 2.5.1 п. 2.5 Правил № 013, не признало заявленное событие страховым случаем и отказало в выплате страхового возмещения, поскольку перевозчик принял не все меры по обеспечению сохранности вверенного груза, парковал транспортное средство (ТС) с перевозимым товаром вне охраняемых мест. Хотя при выборе стоянок должен действовать в соответствии со списком Международного союза автомобильного транспорта.
Дополнительно по факту утраты части груза страховое возмещение грузополучателю выплатила страховая компания АО «С» (страховщик груза). Она направила ЗСАО «И» (страховщик ответственности) требование о перечислении указанной суммы, с чем последнее не согласилось.
Тогда АО «С» обратилось с иском к ООО «Ю» (перевозчику) в арбитражный суд Москвы, который производство по делу прекратил в связи с утверждением мирового соглашения. Согласно ему истец принял на себя обязательство выплатить АО «С» сумму в счет возмещения ущерба за поврежденный груз, а также расходы по уплате госпошлины.
Перевозчик исполнил условия мирового соглашения, после чего подал в экономический суд Минска иск о взыскании с ЗСАО «И» суммы страхового возмещения и убытков (ст.ст. 14, 290, 819 ГК).
В удовлетворении заявленных требований было отказано: истец не исполнил обязательства, возложенные на него Правилами № 013, не представил доказательств наличия оснований для признания факта хищения груза страховым случаем и взыскания с ответчика суммы страхового возмещения. Апелляционная инстанция решение оставила в силе.
В кассационной жалобе перевозчик отметил, что водитель не оставлял и не покидал ТС, он практически постоянно находился в нем. А раз материалами дела не установлены место и иные обстоятельства хищения части груза, то его исчезновение следует признать страховым событием.
Но судебная коллегия по экономическим делам посчитала предыдущие решения судов соответствующими законодательству (постановление от 13.10.2020 по делу № 158-16/2020/869А/1018К).
Согласно подп. 2.4.28 п. 2.4 Правил № 013 не относятся к страховым случаям и не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие стоянки или остановки авто с грузом вне охраняемых мест, специально предназначенных для стоянок грузового транспорта, за исключением технологических остановок для дозаправки и технического обслуживания ТС.
Согласно Правилам № 013 на оценку страхового риска влияет место хранения ТС, а не фактическое нахождение в нем водителя.
Проанализировал суд и ссылки кассатора на то, что поскольку место и иные обстоятельства хищения груза не установлены, то оснований для отказа в выплате страхового возмещения не имеется (подп. 2.4.28 п. 2.4 Правил № 013). Верховный Суд напомнил, что груз мог быть похищен только в период нахождения ТС на одной из стоянок по маршруту следования, которые, как выяснилось, не относились к категории охраняемых.
Факт хищения груза не признан страховым случаем, следовательно, отказано и во взыскании с ответчика понесенных истцом судебных расходов при рассмотрении дела арбитражным судом Москвы.