$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ГРАЖДАНИН ТОВАР, ПРЕДЪЯВИТЕ ПАСПОРТ©

16.12.2011

В Беларуси создана информационно-технологическая платформа «Банк электронных паспортов товаров». Ее владельцем и оператором постановлением Совмина от 22.08.2011 № 1116 утверждено научно-инженерное РУП «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» НАН Беларуси («Центр систем идентификации»). Его технический директор Геннадий ВОЛНИСТЫЙ встретился с обозревателем «ЭГ».

— Геннадий Евгеньевич, что такое электронный паспорт товара и кто его придумал?

— Электронный паспорт — это описание товара по международным стандартам. Как технологическое решение — это не национальное изобретение. Схема описания товара в паспорте выстраивается по определенному формату, который выработан в ходе долгого процесса развития технологий торговли и в настоящее время согласован как практический стандарт на международном уровне при организации электронного взаимодействия торговых партнеров. Речь здесь идет не о продукции вообще, а главным образом о товарах, поступающих в потребительскую торговую сеть, которые мы видим на прилавках ежедневно — десятки тысяч различных наименований.

В обиходе один и тот же товар люди зачастую называют по-разному. Скажем, молоко кто-то именует натуральным коровьим, пастеризованным, переработанным или восстановленным. В неформальном межличностном общении это не проблема. Но в отношениях между предприятиями, при подготовке юридически значимых документов, особенно при взаимодействии автоматизированных информационных систем поставщика продукции и получателя, необходимы точность и сопоставимость терминов. Иначе возникает путаница, приводящая к доставке в магазин не того товара, который был заказан, к нарушению условий по качеству, количеству и другим параметрам. Риск ошибки значительно снижается, если стороны общаются через единый электронный ресурс, где представлен товар со всеми его характеристиками и параметрами, на основании которых производится закупка. Таким стандартизованным описанием товара в международной практике применения информационных технологий в торговле являются т.н. «мастер-данные». Их синонимом является термин «электронный паспорт товара». Он представляет собой гарантированное качество данных, а ключом доступа к ним является однозначный неповторимый в мире идентификационный номер, известный как штриховой код.

— Корректно ли сравнить его с «человеческим» паспортом?

— Вполне. Как человек идентифицируется в этом документе по личным данным, так и конкретный товар — по неповторимому коду, наименованию, характеристикам и потребительским свойствам. Из электронного паспорта можно абсолютно точно установить, кто является первичным производителем (поставщиком) данного товара, его физические параметры, качественные характеристики, компонентный состав и др. Скажем, при покупке баночки детского питания потребителю важно знать не только вес и цену, но и срок годности, количество сахара, наличие добавок, маркировку типа «не содержит…», другие параметры безопасности. Из паспорта можно узнать о наличии у товара действующего национального сертификата качества и его гигиенической регистрации. Здесь может быть представлен более широкий спектр характеристик иерархии упаковок этого товара, их габаритах, в т.ч. и фотографии их внешнего вида.

Кстати, известная рядовым потребителям цепочка цифр под штрих-кодом, наносимым на товар, как раз и является идентификационным ключом его электронного паспорта, а сам штрих-код (а под ним или рядом еще может быть расположен и ЧИП с таким же радиочастотным кодом) позволяет автоматически прочитать и найти в базе данных весь электронный паспорт этого товара. А если авторизованный пользователь с сайта www.epass.by скачает соответствующую программу, то он может получить из банка электронных паспортов товаров (БЭПТ) данные о будущей покупке на свой мобильный телефон.

— Зачем нужен банк электронных паспортов?

— Этот банк согласно постановлению № 1116 является республиканской информационной системой для ведения базовой информации о производимых, реализуемых в Беларуси товарах для целей автоматизированного учета в товаропроводящих сетях и ведения процессов электронной торговли (далее система — ePass).

Сам по себе электронный паспорт, которым владеет только, например, производитель товара большого эффекта не дает. Но для повышения эффективности технологии продаж (а продавать становится все сложнее и сложнее) он должен быть сформирован владельцем товара один раз в одном месте, в одном ресурсе и доступен для использования другими заинтересованными лицами. Однажды выверенная информация не будет в дальнейшем искажена при повторном наборе и вводе в информационную систему. Таких «повторных наборов» больше не потребуется. Это международный принцип, «единого окна», рекомендованный Центром упрощения процедур в торговле, транспорте и электронного бизнеса ООН.

Такой банк формирует информационно-технологическую среду или «единое окно», посредством которого могут взаимодействовать все причастные к товару лица: производители, поставщики, перевозчики, логистические компании, оптовые и розничные сети, потребители. Они смогут работать быстрее, минимизировать ошибки и издержки, экономя на повторяющихся операциях ввода первичных данных, заказа товара, приемки, составления матриц закупок и т.д.

Для обеспечения качества данных системы ePass в рамках проекта реализованы механизмы синхронизации информации с такими информационными ресурсами как Депозитарий штриховых кодов системы ГС1 Беларуси, Реестр сертификатов соответствия Госстандарта РБ, Реестр удостоверений государственной гигиенической регистрации (ГГР) Минздрава РБ. В ближайшие месяцы планируется доработка функций синхронизация товаров БЭПТ по документам подтверждения качества и гигиены с соответствующими ресурсами Таможенного союза.

Для доступа к информации системы ePass реализованы сервисы, позволяющие в интерактивном режиме получать: для анонимных пользователей — определенные срезы информации, а зарегистрированным в системе клиентам -- полные данные. Кроме этого, в системе реализован специализированный компонент взаимодействия, обеспечивающий автономный доступ к информации о товарах на основе WEB-сервисов системы. Данный компонент устанавливается на рабочих местах предприятий торговли и является полнофункциональным браузером для работы с системой ePass. Предприятие торговли или логистический оператор могут получить необходимые данные из системы, выгрузить их в отдельный файл для дальнейшего использования в своих бизнес-процессах. В системе ePass реализованы сервисы доступа к данным о товарах с применением мобильных устройств, открыт доступ к основным классификаторам, применяемым в республике (ОКРБ 005 и ОКРБ 007), ТН ВЭД Таможенного союза и международному классификатору для нужд электронной торговли - GPC (Global Product Classification). Данные по классификаторам открыты для любого пользователя.

В системе заложена основа для организации электронного обмена документами в торговле по международным стандартам, включая 7 наиболее важных: прайс-каталог, заказ, ответ на заказ, счёт - фактура, накладная, уведомление о доставке и отчёт об инвентаризации. Ресурс функционирует на информационном узле Центра систем идентификации в круглосуточном режиме.

Прежде всего от использования БЭПТ выиграют торговые организации. Ведь они имеют сотни, а крупные — и тысячи поставщиков, направляющих в их адрес десятки тысяч товаров. Сейчас, чтобы их заказать, доставить, принять, разместить на складе, приходится тратить много сил и средств из-за того, что учетные системы ритейлеров и поставщиков не совпадают. Чтобы обеспечить согласование, приходится приобретать или разрабатывать самим дорогостоящие и различные программы-конверторы. Кроме того, добавляется целый вал «бумажной» работы, когда перемещение товара сопровождается неоднократным описанием данных о нем. Причем, бумажные технологии, как показывает жизнь, не всегда позволяют идентифицировать товар в силу, например, особенностей почерка, неоднозначности представления используемых идентификаторов, наименований, веса, размера, других потребительских свойств продукции.

Все это оборачивается значительными издержками во всех звеньях цепи поставок. Технологии БЭПТ переводят торговлю на качественно иной уровень, позволят начать работу с электронными документами, сопровождающими товар от заказа до продажи конечному потребителю как с первичными, основными документами, постепенно вытесняя бумажные. Ведь сегодня большинство компаний в мире и у нас уже не возит бумажные платежные поручения в банк, а использует электронные форматы продвижения платежей. К тому же надо стремиться и в автоматизации сферы товародвижения.

-- Постановление № 1116 предписывает республиканским и территориальным органам госуправления принять необходимые меры по обеспечению использования БЭДП. В частности, требуется чтобы организации первой очереди внесли в него на регистрацию данные о своих товарах уже до 15.12.2011 г. Как исполняется это требование?

-- Участие в системе БЭПТ дело добровольное. В то же время, организации первой очереди (около 150) — это передовые в области IT-технологий предприятия, выдвинутые министерствами, концернами и облисполкомами в качестве «пионеров» формирования банка. нашлось еще около 80 добровольцев, заинтересовавшихся новой идеей и рассчитывающих на помощь БЭПТ в поиске новых потребителей своей продукции.

Высокую заинтересованность проявили предприятия оптовой торговли. Однако некоторые восприняли новшество как очередное директивное указание. Они, на мой взгляд, пока недостаточно полно понимают или слабо осведомлены о преимуществах электронных технологий в продвижении своих товаров. Тем не менее, на сегодняшний день в ePass созданы формы электронных паспортов порядка 7 млн. товаров, имеющих штриховые идентификационные коды в системе ГС1 Беларуси для почти 3 тыс. белорусских производителей и поставщиков.

Предприятиями первой очереди из этого множества товаров отобраны наиболее продаваемые и для них за два с небольшим месяца сформировано уже порядка 10 тыс. полноформатных электронных паспортов в системе ePass. После проведения серии обучающих семинаров с представителями этих предприятий процесс существенно ускорился. К концу 2011 г. мы рассчитываем сформировать несколько десятков тысяч электронных паспортов продукции белорусских производителей. Заинтересованность в данной информации проявляют отечественная оптовая и розничная сети, а также белорусские и иностранные компании - провайдеры услуг в области электронной коммерции. В 2012 г. планируется подключить к работе с БЭПТ импортеров и зарубежных поставщиков для предоставления нашим торговым сетям механизма единых форматов описания данных о белорусских и импортных товарах и организации на этой основе электронного взаимодействия контрагентов.

-- В 2012 г. вступит в силу новое законодательство о госзакупках, что предполагает активное проведение электронных аукционов. Может ли поспособствовать этому процессу БЭПТ?

-- Безусловно. Банк может быть использован, например, при исследовании конъюнктуры рынка по предмету закупки, при планировании закупок, при подготовке заданий (анализ технических характеристик и кодирование по ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция»). Белорусская универсальная товарная биржа, которая является одним из операторов по проведению электронных аукционов, уже заинтересовалась взаимодействием с системой ePass и получила доступ к данным на правах авторизованного пользователя.

Беседовал Михал Стельмак


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях