Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Гранты как инструмент для роста экспорта образовательных услуг

Увеличить экспорт образовательных услуг призван Указ Президента от 12.06.2018 № 232 «О грантах на обучение» (далее – Указ № 232), в соответствии с которым планируется выделять ежегодно до 100 грантов на обучение иностранных граждан в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования Беларуси.

Указ № 232 во многом продолжает новую Концепцию развития экспорта образовательных услуг, которая была представлена Минобразования в декабре 2017 г. Согласно ей роста экспорта предполагается достичь за счет популяризации бренда «Образование в Беларуси», расширения пакета предлагаемых услуг, а также совершенствования работы с посредниками.

В принципе, выделение гран­тов для иностранных граждан с особым механизмом их последующего зачисления в учреждения образования – рас­пространенная мировая прак­тика. Беларусь и ранее прибегала к таким акциям, преимущественно разовым. Можно только приветствовать, что этот опыт приобретает системность.

Предполагается, что гранты покроют не только оплату за обучение, но и выплату стипендии и материальной помощи.

В мировой практике стипендии на обучение выполняют такие функции, как продвижение своего влияния в других государствах в рамках концепции «мягкой силы»; привлечение потенциальных высококвалифицированных кадров; популяризация обучения в стране, стимулирование интереса к ней; создание дополнительных льгот для посредников, осуществляющих рекрутинг потенциальных обучающихся.

В то время как первые две функции, скорее всего, не представляют особого интереса для белорусских властей (по крайней мере до такой степени, чтобы вкладывать в это деньги), то последние, по-видимому, и обусловили принятие Указа № 232.

Экспорт образовательных услуг является одним из ключевых направлений в деятельности учреждений высшего и среднего специального образования, что позволяет им значительно увеличивать свой бюджет. Однако в последние годы белорусское образование сталкивается все с более жесткими условиями кон­куренции (см. таблицу).

Динамика численности иностранных студентов, обучающихся в белорусских вузах за последние 5 лет

Год

2013/2014

2014/2015

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Количество

13 160

14 144

14 594

15 126

14 635

Рост, %

+ 9,6

+ 7,4

+ 3,2

+ 3,6

– 3,2

 

В 2017/2018 учебных годах из 14 635 иностранных студентов 7108 (48,6%) были из Туркменистана. На втором месте по количеству студентов (но не по объему экспорта) – Россия (1499 студентов, или 10,2%), на третьем – Иран (943 студента, или 6,4%).

Беларусь в целом смогла закрепиться на традиционных для себя рынках, за исключением КНР, приток студентов откуда имеет тенденцию к сокращению (с максимума в 1227 человек в 2010/2011 гг. до минимума в 722 студента в 2015/2016 гг. и последующего небольшого роста до 875 студентов в 2017/2018 гг.).

Помимо высшего образования Беларусь старается при­влечь иностранцев и в систему среднего специального образования, но развернутых статистических данных по этому вопросу в открытых источниках нет. Численность таких обучающихся в 2017/2018 гг. составила около 5000 человек, однако многие из них представляют РФ, пользуясь соответствующими льготами.

К сожалению, национальная статистика не приводит кон­кретных цифр по денежному объему экспорта образовательных услуг. В среднем, если взять стоимость обучения 1 иностранного студента в вузе в размере 3–3,5 тыс. USD в год, то экспорт образовательных услуг составит около 45–55 млн. USD, что на самом деле совсем немало. Следует учитывать и положительный мультипликационный эффект для национальной экономики от длительного проживания ино­странных студентов.

Вместе с тем, несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые вузами и Минобразования по росту экспорта, у практиков в этой сфере есть понимание того, что пределы роста практически достигнуты. Как отмечал в феврале 2018 г. проректор по учебной работе и интернационализации образования БГУ Сергей Ходин, рынок образовательных услуг очень насыщен и фактически уже поделен.

Можно долго спорить о том, каковы же основные препятствия для дальнейшего роста экспорта. Некоторые эксперты отмечают нарастание диспаритета по соотношению цена/качество, особенно по сравнению с соседними странами. Другие указывают на недостаточную интернационализацию белорусской высшей школы, включая и крайне слабую распространенность английского языка в стране. Третьи подчеркивают забюрократизированность и негибкость системы образования.

Представляется, что Указ № 232 и направлен на частичное преодоление третьей причины. Не секрет, что рекрутирование иностранных студентов в Беларуси, как и во многих других странах, осуществляется по­средническими компаниями, во главе которых стоит уже отучившийся в Беларуси представитель страны, где и происходит набор будущих потенциальных обучающихся. В этом контексте важно предоставлять особые условия для лиц, которые, собственно говоря, и обеспечивают процесс рекрутирования. Нельзя сказать, чтобы таких механизмов не существовало до этого, но большинство из них имело половинчатый характер, а практика их применения варьировалась от вуза к вузу. Предоставление грантов, да еще и с квотированием по вузам, представляет собой значительно более удобное решение этой проблемы.

В самом Указе № 232 особенно радуют два обстоятельства. Во-первых, очевиден отказ от узкого мышления, в соответствии с которым любая бес­платная или льготная услуга воспринимается со знаком «минус». Не говоря уже о неизбежном мультипликационном эф­фекте, возникающем от пребывания грантополучателей в стране, – сами гранты по факту вернутся в белорусские вузы. Данную практику давно ис­пользует Швеция (да и другие страны ЕС, которые имеют развитую грантовую поддержку в рамках образовательной деятельности), когда в рамках шведских стипендиальных про­грамм за счет шведского бюд­жета по факту финансируются шведские университеты и швед­ские преподаватели. По­следние вынуждены конкурировать друг с другом за участие в этих программах, тем самым повышая качество пред­лагаемого продукта. Признание этого мультипликационного эффекта – серьезный прогресс в развитии отечественного управления.

Второе обстоятельство связано с источником финансирования – республиканский бюд­жет. Как было отмечено выше, несистематические акции по бесплатным квотам для пред­ставителей той или иной страны для обучения в белорусских вузах имели место и ранее. Однако зачастую финансирование такого обучения перекладывалось на принимающий белорусский университет со всеми вытекающими отсюда по­следствиями.

Сам факт наличия грантов позволит улучшить имидж Беларуси как страны, развивающей академическую мобильность на паритетных началах, что немаловажно, учитывая наши скромные успехи в реализации Болонского процесса. Указ № 232 положительно скажется на экспорте образовательных услуг, хотя никакого прорыва от него ждать не стоит. Он позволяет вузам упорядочить и вывести на более высокий организационный уровень некоторые из тех инструментов, которыми они уже активно пользуются для при­влечения иностранных студентов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by