$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Гранты как инструмент для роста экспорта образовательных услуг

29.06.2018

Увеличить экспорт образовательных услуг призван Указ Президента от 12.06.2018 № 232 «О грантах на обучение» (далее – Указ № 232), в соответствии с которым планируется выделять ежегодно до 100 грантов на обучение иностранных граждан в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования Беларуси.

Указ № 232 во многом продолжает новую Концепцию развития экспорта образовательных услуг, которая была представлена Минобразования в декабре 2017 г. Согласно ей роста экспорта предполагается достичь за счет популяризации бренда «Образование в Беларуси», расширения пакета предлагаемых услуг, а также совершенствования работы с посредниками.

В принципе, выделение гран­тов для иностранных граждан с особым механизмом их последующего зачисления в учреждения образования – рас­пространенная мировая прак­тика. Беларусь и ранее прибегала к таким акциям, преимущественно разовым. Можно только приветствовать, что этот опыт приобретает системность.

Предполагается, что гранты покроют не только оплату за обучение, но и выплату стипендии и материальной помощи.

В мировой практике стипендии на обучение выполняют такие функции, как продвижение своего влияния в других государствах в рамках концепции «мягкой силы»; привлечение потенциальных высококвалифицированных кадров; популяризация обучения в стране, стимулирование интереса к ней; создание дополнительных льгот для посредников, осуществляющих рекрутинг потенциальных обучающихся.

В то время как первые две функции, скорее всего, не представляют особого интереса для белорусских властей (по крайней мере до такой степени, чтобы вкладывать в это деньги), то последние, по-видимому, и обусловили принятие Указа № 232.

Экспорт образовательных услуг является одним из ключевых направлений в деятельности учреждений высшего и среднего специального образования, что позволяет им значительно увеличивать свой бюджет. Однако в последние годы белорусское образование сталкивается все с более жесткими условиями кон­куренции (см. таблицу).

Динамика численности иностранных студентов, обучающихся в белорусских вузах за последние 5 лет

Год

2013/2014

2014/2015

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Количество

13 160

14 144

14 594

15 126

14 635

Рост, %

+ 9,6

+ 7,4

+ 3,2

+ 3,6

– 3,2

 

В 2017/2018 учебных годах из 14 635 иностранных студентов 7108 (48,6%) были из Туркменистана. На втором месте по количеству студентов (но не по объему экспорта) – Россия (1499 студентов, или 10,2%), на третьем – Иран (943 студента, или 6,4%).

Беларусь в целом смогла закрепиться на традиционных для себя рынках, за исключением КНР, приток студентов откуда имеет тенденцию к сокращению (с максимума в 1227 человек в 2010/2011 гг. до минимума в 722 студента в 2015/2016 гг. и последующего небольшого роста до 875 студентов в 2017/2018 гг.).

Помимо высшего образования Беларусь старается при­влечь иностранцев и в систему среднего специального образования, но развернутых статистических данных по этому вопросу в открытых источниках нет. Численность таких обучающихся в 2017/2018 гг. составила около 5000 человек, однако многие из них представляют РФ, пользуясь соответствующими льготами.

К сожалению, национальная статистика не приводит кон­кретных цифр по денежному объему экспорта образовательных услуг. В среднем, если взять стоимость обучения 1 иностранного студента в вузе в размере 3–3,5 тыс. USD в год, то экспорт образовательных услуг составит около 45–55 млн. USD, что на самом деле совсем немало. Следует учитывать и положительный мультипликационный эффект для национальной экономики от длительного проживания ино­странных студентов.

Вместе с тем, несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые вузами и Минобразования по росту экспорта, у практиков в этой сфере есть понимание того, что пределы роста практически достигнуты. Как отмечал в феврале 2018 г. проректор по учебной работе и интернационализации образования БГУ Сергей Ходин, рынок образовательных услуг очень насыщен и фактически уже поделен.

Можно долго спорить о том, каковы же основные препятствия для дальнейшего роста экспорта. Некоторые эксперты отмечают нарастание диспаритета по соотношению цена/качество, особенно по сравнению с соседними странами. Другие указывают на недостаточную интернационализацию белорусской высшей школы, включая и крайне слабую распространенность английского языка в стране. Третьи подчеркивают забюрократизированность и негибкость системы образования.

Представляется, что Указ № 232 и направлен на частичное преодоление третьей причины. Не секрет, что рекрутирование иностранных студентов в Беларуси, как и во многих других странах, осуществляется по­средническими компаниями, во главе которых стоит уже отучившийся в Беларуси представитель страны, где и происходит набор будущих потенциальных обучающихся. В этом контексте важно предоставлять особые условия для лиц, которые, собственно говоря, и обеспечивают процесс рекрутирования. Нельзя сказать, чтобы таких механизмов не существовало до этого, но большинство из них имело половинчатый характер, а практика их применения варьировалась от вуза к вузу. Предоставление грантов, да еще и с квотированием по вузам, представляет собой значительно более удобное решение этой проблемы.

В самом Указе № 232 особенно радуют два обстоятельства. Во-первых, очевиден отказ от узкого мышления, в соответствии с которым любая бес­платная или льготная услуга воспринимается со знаком «минус». Не говоря уже о неизбежном мультипликационном эф­фекте, возникающем от пребывания грантополучателей в стране, – сами гранты по факту вернутся в белорусские вузы. Данную практику давно ис­пользует Швеция (да и другие страны ЕС, которые имеют развитую грантовую поддержку в рамках образовательной деятельности), когда в рамках шведских стипендиальных про­грамм за счет шведского бюд­жета по факту финансируются шведские университеты и швед­ские преподаватели. По­следние вынуждены конкурировать друг с другом за участие в этих программах, тем самым повышая качество пред­лагаемого продукта. Признание этого мультипликационного эффекта – серьезный прогресс в развитии отечественного управления.

Второе обстоятельство связано с источником финансирования – республиканский бюд­жет. Как было отмечено выше, несистематические акции по бесплатным квотам для пред­ставителей той или иной страны для обучения в белорусских вузах имели место и ранее. Однако зачастую финансирование такого обучения перекладывалось на принимающий белорусский университет со всеми вытекающими отсюда по­следствиями.

Сам факт наличия грантов позволит улучшить имидж Беларуси как страны, развивающей академическую мобильность на паритетных началах, что немаловажно, учитывая наши скромные успехи в реализации Болонского процесса. Указ № 232 положительно скажется на экспорте образовательных услуг, хотя никакого прорыва от него ждать не стоит. Он позволяет вузам упорядочить и вывести на более высокий организационный уровень некоторые из тех инструментов, которыми они уже активно пользуются для при­влечения иностранных студентов.

Автор публикации: Александр ФИЛИППОВ, кандидат политических наук