Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №74(2571) от 30.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4803
EUR:
2.3956
RUB:
4.2813
Золото:
130.7
Серебро:
1.49
Платина:
68.52
Палладий:
174
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Готовится к ратификации Соглашение о применении навигационных пломб в ЕАЭС

Фото: trans.ru

Правительство внесло в Палату представителей проект закона «О ратификации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок». Документ призван минимизировать меры государственного контроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечить их законный оборот.

Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (далее – Соглашение) не содержит норм, противоречащих международным обязательствам нашей страны, но устанавливает иные правила, чем те, которые действуют в белорусском законодательстве.

Отметим, что вопрос применения навигационных пломб в ЕАЭС обсуждается с 2017 г. При подготовке Соглашения учитывалось мнение не только заинтересованных госорганов, но и бизнес-сообщества. При этом в каждой стране-участнице уже сформировалось свое национальное законодательство в этой сфере.

Навигационные пломбы вместо сопровождения

Так, в Беларуси действует постановление Совмина от 25.05.2020 № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее – постановление № 311), в соответствии с которым ставилась задача не только обеспечить использование навигационных устройств (пломб) на территории РБ, но и принять дополнительные меры по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной COVID-19.

Тогда Совмин установил, что транзитные автомобильные перевозки грузов, выполняемые автомобильными перевозчиками, водители которых нарушили законодательство (водители обязаны были покинуть территорию РБ по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, и должны были придерживаться включенных в специальный перечень республиканских автомобильных дорог, на которых созданы условия для отдыха и питания, заправки транспортных средств (ТС) и т.п.), осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) автомобильных транспортных средств навигационных устройств (пломб) в целях мониторинга объектов пломбирования.

Тариф на услуги национального оператора по отслеживанию таких ТС был определен в размере 3 базовых величин (на данный момент он равен 10 БВ) за одну услугу, включая НДС.

Действовавшие тогда тарифы на услуги по таможенному сопровождению товаров или ТС составляли 0,5 USD по курсу Нацбанка за 1 км пробега с одного объекта. В среднем расходы на сопровождение обходились перевозчику примерно в 280–300 USD. И после вступления в силу постановления № 311 эксперты подчеркивали, что тарифы на услуги национального оператора ОДО «Белнефтегаз» гораздо менее затратны для перевозчиков, чем тарифы, установленные за сопровождение отделом милиции Департамента охраны МВД.

Затем изменения в постановление № 311 вносились постановлением Совмина от 30.09.2020 № 576. Был расширен перечень случаев, при наступлении которых налагаются навигационные пломбы.

А с 01.05.2022 вступило в силу постановление Совмина от 28.04.2022 № 262 (далее – постановление № 262), которым также корректировалось постановление № 311.

Применение навигационных ус­тройств распространили на ввоз в Беларусь товаров автотранспортом с территории не только Польши и Литвы, но и Латвии. Поскольку к этому времени в связи с санкциями был введен официальный запрет на перемещение по РБ автотранспортных средств Евросоюза, то под нормы постановления № 262 попали и порожние автомобильные ТС, зарегистрированные в ЕС.

В связи с тем что ТС могут следовать через определенные пункты пропуска в специальные установленные места для осуществления грузовых операций, применение навигационных пломб названо мерой, обеспечивающей соблюдение перевозчиком установленных ограничительных требований.

Постановлением № 262 был расширен перечень случаев, при которых навигационные пломбы применяться не будут.

Напомним, отдельные вопросы применения навигационных пломб в качестве альтернативы обязательного сопровождения регламентируются также Законом от 27.08.2008 № 429-3 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 429-З).

Национальные особенности

Соглашение, которое готовится к ратификации в Палате представителей, предусматривает отслеживание с помощью электронных навигационных пломб товаров, перемещаемых как в рамках таможенного транзита, так и ряда товаров во взаимной торговле.

Определены случаи и порядок применения пломб, объекты отслеживания, виды транспорта, с использованием которых осуществляется перевозка товаров, основы информационного взаимодействия национальных операторов и контролирующих органов.

Мониторить таким образом будут товары, перемещаемые автомобильным и железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также санкционные товары, алкогольную продукцию, табак и табачные изделия, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также в рамках взаимной торговли.

Действующее законодательство Беларуси не предусматривает:

применение навигационных пломб для иных целей, кроме таможенных, а также в качестве альтернативы обязательному сопровождению при перемещении алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в случаях, установленных в п.п. 1, 2 ст. 23 Закона № 429-3;

применение навигационных пломб при перевозке экспортных товаров и товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли, а также в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

осуществление записи в навигационную пломбу сведений и документов на период отслеживания конкретной перевозки.

Вступление в силу

Регулирование отдельных вопросов по реализации Соглашения отнесено к компетенции Евразийской экономической комиссии.

Соглашение предусматривает по­этапное введение отслеживания – с учетом категорий товаров и видов транспорта, которыми они перевозя­тся. По мнению экспертов, такой порядок позволит обеспечить мягкую адаптацию участников перевозок и госорганов к новым условиям работы.

Национальные операторы должны подписать отдельные договоры, в которых будут урегулированы взаимоотношения между ними.

Исходя из ст. 23 Соглашения оно вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

Евразийский межправительственный совет своим поручением от 25.02.2022 № 5 обязал правительства государств «пятерки» обеспечить принятие мер, направленных на скорейшую реализацию внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by