Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Готовимся к проведению годовой инвентаризации

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 57-З1 активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Согласно ст. 2 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

– при реорганизации или ликвидации организации;

перед составлением годовой отчетности;

– при смене материально ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения и (или) пор­чи имущества;

– при возникновении чрезвычайных ситуаций;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 3 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином.

В настоящее время порядок проведения инвентаризации установлен Инструкцией № 1802, со­гласно которой к инвентаризируемым активам относятся:

– внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в т.ч. незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

– оборотные активы (запасы и затраты (в т.ч. сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в т.ч. молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);

– дебиторская задолженность;

– расчеты с учредителями;

– денежные средства;

– финансовые вложения;

– прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:

– долгосрочные кредиты и займы;

– краткосрочные кредиты и займы;

– кредиторская задолженность;

– задолженность перед учредителями;

– резервы предстоящих расходов;

– прочие виды обязательств.

Важно! Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

 

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;

– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;

– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;

– денежных средств – не ранее 1 декабря;

– обязательств и других активов – не ранее 1 де­кабря.

Согласно п.п. 12, 13, 23, 37 и 30 Инструкции № 180 руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180.

Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии.

 

Образец Приказа

Общество с ограниченной ответственностью «ААА»

 ПРИКАЗ

28.10.2019 № 103

г. Минск

 

О проведении инвентаризации активов и обязательств

 

В целях документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств перед составлением годовой отчетности, руководствуясь Законом № 57-З, Инструкцией № 180,

 ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Провести инвентаризацию активов и обязательств ООО «ААА». Инвентаризации подлежат:

– основные средства и прочие внеоборотные активы;

– сырье, материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе и в эксплуатации; готовая продукция и прочие оборотные активы;

– кредиторская и дебиторская задолженность;

– расчеты с учредителями и задолженность перед ними;

– денежные средства;

– финансовые вложения;

– долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы;

– прочие виды обязательств.

2. Для проведения инвентаризации основных средств и прочих внеоборотных активов назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии                  главный инженер                            И.А. Иванов

члены комиссии:                             заместитель главного бухгалтера  А.В. Петрова

                                                           Ведущий экономист                                   О.А. Круг

Рабочей инвентаризационной комиссии:

– приступить к инвентаризации 27.11.2019 и окончить ее 29.11.2019;

– подготовить и представить предложения по результатам инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 06.12.2019.

3. Для проведения инвентаризации сырья, материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей; специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации и прочих оборотных активов назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии                  начальник отдела                             О.П. Лаврова

члены комиссии:                             ведущий бухгалтер                          И.В. Шкар

                                                           ведущий инженер по охране труда           Т.В. Степанов

Рабочей инвентаризационной комиссии:

– приступить к инвентаризации 09.12.2019 и окончить ее 12.12.2019;

– подготовить и представить предложения по результатам инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 20.12.2019.

4. Для проведения инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности, расчетов с учредителями и задолженности перед ними, денежных средств, финансовых вложений, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и прочих видов обязательств назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии                  заместитель директора                    В.В. Аскерко

члены комиссии:                             бухгалтер 1-й категории                 И.Д. Медведева

                                                           ведущий экономист                                    С.Ф. Сафронова

Рабочей инвентаризационной комиссии:

– приступить к инвентаризации 05.12.2019 и окончить ее 20.12.2019;

– подготовить и представить предложения по регулированию выявленных результатов инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 27.12.2019.

5. Создать постоянно действующую центральную инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии      заместитель директора по экономическим         
                                               вопросам                                                      А.О. Игнатьева

члены комиссии:                  главный бухгалтер                                      О.А. Митько

                                               главный экономист                                     Т.И. Катько

                                               главный инженер                                        А.И. Коротько

Центральной инвентаризационной комиссии подготовить предложения по выявленным при инвентаризации разницам и представить их на рассмотрение директору вместе с материалами инвентаризации не позднее 31.12.2019.

6. Главному бухгалтеру О.А. Митько:

– провести инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий о порядке проведения инвентаризации.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера О.А. Митько

 Директор общества                                    Д.В. Севосьянов

С приказом ознакомлены:

 

Обратите внимание! В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств (п. 13 Инструкции № 180).

 

Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за:

– своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;

– правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены.

 Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов несут ответственность в соответствии с законодательством (п.п. 16, 17 Инструкции № 180).

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Для оформления инвентаризации применяются формы согласно приложениям 5–19 Инструкции № 180 либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.

Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых активов и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

При автоматизированной обработке фактических данных и формировании инвентаризационных описей допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых цен­ностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Важно! Нарушение порядка проведения инвентаризации является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности и влечет применение мер административной ответственности по п. 1 ст. 12.1 КоАП3 в виде штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

1Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).

2Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

3Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by