Готовимся к проведению годовой инвентаризации
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 57-З1 активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Согласно ст. 2 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
– при реорганизации или ликвидации организации;
– перед составлением годовой отчетности;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 3 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином.
В настоящее время порядок проведения инвентаризации установлен Инструкцией № 1802, согласно которой к инвентаризируемым активам относятся:
– внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в т.ч. незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);
– оборотные активы (запасы и затраты (в т.ч. сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в т.ч. молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);
– дебиторская задолженность;
– расчеты с учредителями;
– денежные средства;
– финансовые вложения;
– прочие оборотные активы.
К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:
– долгосрочные кредиты и займы;
– краткосрочные кредиты и займы;
– кредиторская задолженность;
– задолженность перед учредителями;
– резервы предстоящих расходов;
– прочие виды обязательств.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Согласно п.п. 12, 13, 23, 37 и 30 Инструкции № 180 руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации по примерной форме согласно приложению 1 к Инструкции № 180.
Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии.
Образец Приказа
Общество с ограниченной ответственностью «ААА» ПРИКАЗ 28.10.2019 № 103 г. Минск
О проведении инвентаризации активов и обязательств
В целях документального подтверждения наличия, состояния и оценки активов и обязательств перед составлением годовой отчетности, руководствуясь Законом № 57-З, Инструкцией № 180, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести инвентаризацию активов и обязательств ООО «ААА». Инвентаризации подлежат: – основные средства и прочие внеоборотные активы; – сырье, материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе и в эксплуатации; готовая продукция и прочие оборотные активы; – кредиторская и дебиторская задолженность; – расчеты с учредителями и задолженность перед ними; – денежные средства; – финансовые вложения; – долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы; – прочие виды обязательств. 2. Для проведения инвентаризации основных средств и прочих внеоборотных активов назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе: Председатель комиссии главный инженер И.А. Иванов члены комиссии: заместитель главного бухгалтера А.В. Петрова Ведущий экономист О.А. Круг Рабочей инвентаризационной комиссии: – приступить к инвентаризации 27.11.2019 и окончить ее 29.11.2019; – подготовить и представить предложения по результатам инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 06.12.2019. 3. Для проведения инвентаризации сырья, материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей; специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации и прочих оборотных активов назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе: Председатель комиссии начальник отдела О.П. Лаврова члены комиссии: ведущий бухгалтер И.В. Шкар ведущий инженер по охране труда Т.В. Степанов Рабочей инвентаризационной комиссии: – приступить к инвентаризации 09.12.2019 и окончить ее 12.12.2019; – подготовить и представить предложения по результатам инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 20.12.2019. 4. Для проведения инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности, расчетов с учредителями и задолженности перед ними, денежных средств, финансовых вложений, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и прочих видов обязательств назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе: Председатель комиссии заместитель директора В.В. Аскерко члены комиссии: бухгалтер 1-й категории И.Д. Медведева ведущий экономист С.Ф. Сафронова Рабочей инвентаризационной комиссии: – приступить к инвентаризации 05.12.2019 и окончить ее 20.12.2019; – подготовить и представить предложения по регулированию выявленных результатов инвентаризации на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии не позднее 27.12.2019. 5. Создать постоянно действующую центральную инвентаризационную комиссию в составе: Председатель комиссии заместитель директора по экономическим члены комиссии: главный бухгалтер О.А. Митько главный экономист Т.И. Катько главный инженер А.И. Коротько Центральной инвентаризационной комиссии подготовить предложения по выявленным при инвентаризации разницам и представить их на рассмотрение директору вместе с материалами инвентаризации не позднее 31.12.2019. 6. Главному бухгалтеру О.А. Митько: – провести инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий о порядке проведения инвентаризации. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера О.А. Митько Директор общества Д.В. Севосьянов С приказом ознакомлены: |
Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за:
– своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;
– правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов несут ответственность в соответствии с законодательством (п.п. 16, 17 Инструкции № 180).
Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.
Для оформления инвентаризации применяются формы согласно приложениям 5–19 Инструкции № 180 либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.
При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.
Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых активов и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров активов и общий итог фактического количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
При автоматизированной обработке фактических данных и формировании инвентаризационных описей допускается указывать итоги на каждой странице цифрами.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей. В описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
1Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
2Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
3Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).