Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
COVID-19
24.04.2020 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №31 (2330) от 24.04.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госзакупки в медицине: тоже много вопросов

Фото: freepik

Наконец, существуют проблемы и при проведении государственных закупок медицинских изделий. Вопросы (и даже путаницу) вызывает госрегулирование ценообразования.

 

Закон против Указа

Так, не разъяснен вопрос о правовой коллизии между:

– установленным Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» запретом на увеличение цены договора на этапе его исполнения;

– и предписанием Указа № 366 пересчитывать контрактную цену на поставляемые медицинские изделия иностранного производства в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию).

Если договоры предполагают по­ставку медицинских изделий партиями в течение полугода и более длительных сроков, то в случае значительного падения курса белорусского рубля возникает фактическая невозможность поставить товар заказчику по цене, указанной в договоре.

В постановление Совмина от 15.06.2019 № 395 включено дополнительное основание для изменения цены договора ввиду того, что изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.

Однако данная норма рассматриваемой ситуации также не разрешает, поскольку ничего не говорит об изменении курса белорусского рубля как об основании для изменения цены по договору на поставку медицинских изделий.

Представляется, что в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 23, ч. 2 п. 1 ст. 70 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» поставщики в государственных закупках должны руководствоваться нормами о ценообразовании Указа № 366 как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Закону.

 

Централизация или эффективность?

Еще одной проблемой является централизация государственных закупок медицинских изделий в структурах УП «Белмедтехника» и ее дочерних организаций в соответствии с Указом № 40.

Данные структуры являются по­средниками второго уровня, дублирующими функции служб закупки учреждений здравоохранения. А по­скольку «Белмедтехника» и ее дочерние структуры являются коммерческими организациями, зарабатывающими на проведении процедур государственных закупок, их участие в данных процессах не удешевляет, а удорожает стоимость медицинских изделий для бюджета за счет естест­венного стремления последних получить доход от указанной деятельности.

Также излишне формализованный стиль проведения этими организациями процедур закупок лишь усложняет и замедляет названные процессы, делая их менее эффективными. Что особенно недопустимо в условиях необходимости оперативного реагирования на пандемию коронавируса.

Единственным выходом видится возврат в учреждения здравоохранения функций проведения государственных закупок для их нужд.

 

Рекомендуем:

Регистрация, дорогая и зачастую ненужная

Наценка 2-4%. Больше нельзя!

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by