$

2.0523 руб.

2.2685 руб.

Р (100)

3.1986 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Консультации

Госзакупки в Беларуси: новый порядок рассмотрения жалоб

10.02.2019

Постановлением МАРТ от 29.12.2018 № 91 утверждена новая Инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок (далее – Инструкция). При этом с той же даты признается утратившей силу действующая Инструкция о порядке рассмотрения Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утв. постановлением МАРТ от 28.06.2017 № 30.

Инструкция № 91 определяет порядок рассмотрения МАРТ жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по госзакупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (ЭТП) при осуществлении госзакупок (далее – жалоба), подаваемых участниками либо иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями (ИП), в случае нарушения их прав и законных интересов. Отметим, что, согласно Инструкции № 30, жалобу можно подавать и на оператора официального сайта при осуществлении госзакупок, что с 1 июля 2019 г. будет запрещено.

Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), также вступающего в силу с указанной даты, под госзакупкой будет пониматься не только приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, но и отношения, связанные с исполнением договора госзакупки. В свою очередь, заказчиком будет считаться ИП или юридическое лицо, осуществляющие госзакупку, в т.ч. через обособленное подразделение, уполномоченное от его имени, а организатором – юридическое лицо, выполняющее часть функций заказчика по организации и проведению госзакупок.

 

Лица, участвующие в рассмотрении жалобы

В п. 5 Инструкции № 91 перечислены лица, которые участвуют в рассмотрении жалобы, в число которых входят:

– заявитель – участник либо иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, подавшие жалобу;

– ответчик – заказчик (организатор), товарная биржа, оператор ЭТП, на действия (бездействие) и (или) решения которых подана жалоба. В настоящее время в этом перечне присутствует и оператор официального сайта при осуществлении госзакупок, но, как уже упоминалось, с 1 июля 2019 г. жалобы на его действия (бездействие) не будут рассматриваться;

– иные участники и лица, кроме заявителя, права и законные интересы которых могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Как и сейчас, согласно п. 6 Инструкции № 91 все перечисленные лица будут иметь право осуществлять свои права и обязанности как самостоятельно, так и через своих представителей, полномочия которых должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Возможно ведение аудиозаписи, фото- и видео­съемки заседания комиссии лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, но на это должен дать свое согласие председательствующий.

 

Порядок рассмотрения жалоб

В настоящее время любые подаваемые в МАРТ жалобы подлежат регистрации в день поступления. Отметим, что в Инструкции № 91 такая норма отсутствует. В то же время в ней установлено, что жалоба не принимается к рассмотрению, а при проведении закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о госзакупках составляют госсекреты (далее – закрытая процедура запроса), биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника возвращается лицу, подавшему ее, в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 53 Закона № 419-З, а именно, если:

– она не содержит всех обязательных реквизитов или к ней не приложены необходимые документы;

– она подана по истечении сроков, установленных п. 2 ст. 52 Закона № 419-З;

– на те же действия (бездействие) и (или) решения перечисленных выше лиц жалоба уже была ранее подана и затем отозвана, она рассматривается, или по ней было принято решение МАРТ, а также в случае, когда лицо, подавшее жалобу, а также участники, надлежащим образом извещенные о месте и времени ее рассмотрения, по неуважительным причинам не приняли участие в ее рассмотрении.

Отметим, что, в соответствии с п. 2 ст. 52 Закона № 419-З, жалоба в МАРТ может быть подана:

– юридическим или физическим лицом, в т.ч. ИП, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), товарной биржи, оператора ЭТП – до истечения срока для подготовки и подачи предложений;

– участником на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора ЭТП, за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, – со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры госзакупки или признании ее несостоявшейся;

– участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов – со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

При этом согласно п. 10 Инструкции № 91 в случаях проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (далее – процедура запроса) МАРТ, за исключением случаев, установленных п. 6 ст. 53 Закона № 419-З и перечисленных выше, в течение 3 рабочих дней со дня размещения жалобы в государственной информационно-аналитической сис­теме (далее – информационная система) в реестре жалоб должен принять ее к рассмотрению, приостановить процедуру госзакупки и назначить место и время рассмотрения жалобы, о должно быть сообщено в информационной системе в реестре жалоб.

В свою очередь, при проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника МАРТ, за исключением тех же случаев, установленных п. 6 ст. 53 Закона № 419-З, должен будет в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы принять ее к рассмотрению и приостановить процедуру госзакупки.

При этом информация о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении процедуры госзакупки, в т.ч. содержащая саму жалобу, сведения о месте и времени ее рассмотрения, должна будет в течение 2 рабочих дней со дня принятия жалобы к рассмотрению направлена МАРТ в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу.

В п. 11 Инструкции № 91 предусмотрены действия МАРТ в случае проведения открытого кон­курса, электронного аукциона, процедуры запроса, если жалоба была отозвана подавшим ее заявителем. В подобной ситуации МАРТ должен в течение 2 рабочих дней со дня отзыва жалобы разместить об этом информацию на ЭТП. В случае же проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника информацию об отзыве жалобы в течение 2 рабочих дней со дня ее отзыва МАРТ должен будет направить заказчику (организатору), товарной бирже в письменной форме.

Что касается лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, то комиссия должна проверить их полномочия непосредственно перед рассмотрением жалобы. При этом, если они не подтверждены надлежащим образом, такие лица будут иметь право присутствовать при рассмотрении жалобы только с разрешения председательствующего, но не смогут давать пояснения по существу жалобы.

Если заявитель, иные участники и лица были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, но не приняли участия в ее рассмотрении, комиссия имеет право рассмотреть жалобу в их отсутствие. С другой стороны, рассмотрение жалобы может быть и перенесено на более позднюю дату в рамках срока приостановления процедуры госзакупки по ходатайству заявителя, ответчика, иных участников и лиц, направленному в МАРТ, в т.ч. в связи с невозможностью их участия в рассмотрении жалобы по уважительной причине, подтвержденной документально. Если же такой перенос невозможен, то жалоба будет рассматриваться при отсутствии заявителя, ответчика, иных участников и лиц.

Согласно п. 16 Инструкции № 91 до принятия решения по жалобе члены комиссии информируются о результатах проверки по месту нахождения МАРТ на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с Законом № 419-З и иными актами законодательства, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации.

 

Результаты рассмотрения жалобы

Есть уточнения и в порядке принятия решения по результатам рассмотрения жалоб. Так, в настоящее время указанная выше комиссия по результату их рассмотрения принимает одно либо несколько из следующих решений:

– обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о госзакупках;

– отменить решение, признанное незаконным;

– прекратить процедуру госзакупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную такую процедуру или процедуру закупки из одного источника;

– признать жалобу необоснованной;

– разрешить заключение договора по результатам процедуры.

Согласно новой Инструкции по результатам рассмотрения жалобы МАРТ должен будет принять одно из двух решений: о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона или процедуры запроса ценовых предложений МАРТ будет должен разместить это решение в реестре жалоб в особой информационной системе до истечения срока приостановления процедуры госзакупки. В случае же проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника МАРТ до истечения срока приостановления процедуры госзакупки должен направить соответствующее решение в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу.

Как и сейчас, у всех заинтересованных лиц будет право обжаловать решение МАРТ в суде.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы