Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Госзакупки товаров (работ, услуг) в Беларуси: главные изменения

Летом 2019 г. в новой редакции начнет действовать Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). «ЭГ» публикует часть важнейших разъяснений, которые субъектам хозяйствования в связи с этим дало МАРТ в ходе online-конференции на БЕЛТА.

Новый формат и условия

– В настоящее время мы (МАРТ – Прим. ред.) отмечаем большую долю несостоявшихся процедур закупок – около 65%. Получается, конкурентные, но не состоявшиеся процедуры переходят в закупку из одного источника. Как показывает наш мониторинг, это либо процедуры, которые проводятся по товарным позициям, где нет конкуренции, например, есть только один поставщик, либо все было проведено таким образом заказчиком, что и повлекло несостоявшуюся процедуру.

Так вот, новая редакция Закона призвана активно с этим бороться. Во-первых, мы планируем завершить процесс перевода закупок в электронный формат. В 2015 г. в этот формат мы перевели все конкурентные процедуры. Вместе с тем мы понимаем, что процедура закупок – не только подача и рассмотрение предложений, но и планирование.

Немаловажным является также контроль исполнения договора. Потому что сейчас электронный формат заканчивается рассмотрением предложений и публикацией сообщений, что закупка состоялась либо нет. После чего заполняются сведения о договоре, но они достаточно тяжело обрабатываемые. Вот поэтому и будет введена такая новация, как заключение договора в электронном формате, и только на тех условиях, которые были в процедуре.

Причем изменить условия будет нельзя. Все допсоглашения также будут заключаться в электронном формате и автоматически отправляться в автоматизированную систему госказначейства.

Следующей новацией является то, что без годового плана нельзя будет проводить процедуры закупки. В настоящее время обязанность включать в план процедуру закупки есть, но нет четкой императивной нормы, которая бы запрещала проводить закупки без включения в план. В новой редакции это требование добавляется.

Годовой план должен содержать все позиции, которые в последующем будут приобретены, и содержать в т.ч. их стоимостное выражение. Соответственно, при объявлении процедуры будет направляться информация в казначейство, которое проанализирует наличие у организации выделенных из бюджета денежных средств на эту закупку и после подтверждения даст разрешение на проведение процедуры.

К сожалению, сейчас большое количество процедур проводится без финансирования с надеждой на выделение средств в будущем. И когда заказчик начинает отменять процедуры в связи с отсутствием финансирования либо по другим основаниям – это подает сигнал поставщику о том, стоит ли вообще участвовать. Некоторые компании даже пишут жалобы, в которых указывают, что после победы заказчик сразу отменяет процедуру. Это приводит к отсутствию конкуренции. Мы считаем сформулированный в новой редакции подход дополнительной возможностью управления процессом и распределения денежных средств.

Кроме этого, положениями Закона усложняется отмена процедуры закупок и возможность выставления исчерпывающих требований к поставщику. К примеру, заказчики часто требуют наличия опыта работы на определенном рынке. А если фирма только вышла на рынок и торгует копировальной техникой, то зачем ей нужен 20-летний опыт работы, если она может по достаточно низкой цене, являясь дистрибьютором ведущей компании, поставить эту же технику, которую могут предложить имеющие 10-летний или 20-летний опыт работы, но по более высокой цене?

Поэтому будет сформирован закрытый перечень требований, которые можно выставлять поставщику. Расширить его сможет только правительство, если посчитает, что действительно в каких-то сферах нужны дополнительные требования. Это может быть информация об отсутствии банкротства, налоговых задолженностей, включении в список недобросовестных поставщиков.

Например, если правительство посчитает, что при строительстве жилья за счет бюджетных средств нужен 5-летний опыт работы, то в этом случае можно будет выставлять такое требование. Другой пример: питание в школе. Конечно, этим должна заниматься организация, имеющая опыт в данной области. Поэтому в определенных сферах должны быть специфические требования, но эти области должны быть ограничены. По такому пути пошла Россия. Мы ведь понимаем, когда решение принимается исходя из усмотрения должностного лица, то это влечет коррупционные риски.

Изменения в части подачи жалоб

Также в новой редакции Закона изменен подход к рассмотрению жалоб.

Жалобы будут приниматься только в электронной форме, при поступлении жалобы будет проводиться камеральная проверка всей процедуры госзакупки, а не только по существу жалобы. Соответственно, установлены более строгие требования к самой жалобе.

По новому Закону при обжаловании процедуры закупок необходимо указать, какая статья нарушена, какие конкретные действия нарушают права и законные интересы поставщика, предоставить подтверждающие документы и юридически значимые факты.

Если, например, заказчик указывает, что ваш продукт не выполняет ту или иную функцию, вы должны предоставить комиссии доказательства, что ваш продукт такую функцию выполняет. Это может быть, например, экспертное заключение, информация от производителя и т.д.

То есть МАРТ не должен заниматься привлечением экспертов и проведением экспертиз. Процесс доказывания лежит на сторонах спора. Поэтому новый Закон четко оговаривает, что должна содержать жалоба. Это значительно сократит количество необоснованных обжалований.

В первом полугодии в МАРТ поступило 620 жалоб, из них 400 принято к рассмотрению. Отдельно отметим такую категорию, как отозванные жалобы. Аналитика, которую мы делали по отозванным жалобам, показывает, что действительно нарушения при закупках были допущены. Но раз жалоба отозвана, у нас нет основания для принятия какого-то решения. Поэтому мы специально прописали норму, что отзыв жалобы не будет являться основанием для прекращения камеральной проверки.

Планы закупок и инфосистема

Закон вступит в силу с 1 июля 2019 г. Значит ли это, что все закупки, которые будут осуществляться, начиная с этой даты, должны быть в плане закупок на 2019 г.?

Как разъяснили в МАРТ, в годовом плане на 2019 год, размещенном в государственной информационно-аналитической системе, должны быть только те закупки, которые будут проводиться с 1 июля.  И  именно  для процедур, которые будут проводиться после 1 июля 2019 г., необходимо будет подтверждение казначейством наличия денежных средств.

Данная система – новый информационный продукт. Техзадание формируется соответствующей группой при МАРТ, созданной по поручению правительства. Эта система будет содержать достаточно большой объем информации о проводимых закупках.

Проект позволит на основании имеющихся данных сформировать полную статистику и аналитическую информацию как по стране в целом, так и по каждому заказчику. Этот продукт интересен и правоохранительным органам, т.к. будет отражать состояние рынка госзакупок. Данная информация нужна в первую очередь для принятия управленческих решений касательно того, что необходимо поправить для минимизации рисков и угроз.

До начала вступления в силу новой редакции Закона времени осталось немного, но мы считаем, что должны успеть ввести систему. Предварительно на протяжении двух месяцев запланирован тестовый период. Заказчики начнут официально размещать информацию в системе с 1 июля 2019 г. – данные требования появятся в Законе с этой даты.

Пока не определились с тем, кто будет реализовывать проект. Сейчас решается вопрос, за счет каких средств это будет осуществляться – за счет бюджета или международной технической помощи. От этого будет зависеть и порядок выбора того, кто будет реализовывать проект.

Закупка из одного источника

В новой редакции Закона предусмотрена, во-первых, норма о том, что если организация проводила конкурентную закупку, в которой были обозначены определенные условия поставки, оплаты, предмет, требования к участнику, то при переходе к закупке из одного источника эти условия нельзя будет изменить.

К примеру, если было написано, что нужно поставить товар в течение 5 дней и в таком случае будет проведена предоплата, то поставить продукцию через месяц или два будет запрещено, поскольку это меняет условия проведения процедуры.

Бывает, что организации не участвуют в процедуре, поскольку, чтобы поставить какое-то серьезное оборудование, нужно его изготовить или ввезти из-за рубежа, что требует времени. А когда многие заказчики сначала устанавливают сроки поставки в пять дней, а потом когда процедура переходит в разряд закупок из одного источника, появляются сроки чуть ли не 180 дней. Соответственно, становится понятно, что это делается под конкретного поставщика.

Таким образом, новая редакция Закона четко закрепляет условия проведения закупки.

Во-вторых, МАРТ подготовит проект постановления, который установит порядок и процедуру маркетинговых исследований рынка при проведении закупки из одного источника. Будет определено количество поставщиков, к которым нужно обратиться, каким образом рассылать приглашения, как подбирать поставщиков, как составлять справку. То есть будет четко описано процедурно, как проводить данную процедуру.

Также планируем – и новый Закон содержит соответствующую компетенцию Совета Министров – установить порядок проведения закупок из одного источника малого объема посредством информационных ресурсов.

Иными словами, это будет электронный магазин, в котором появится возможность совершить закупку одним кликом. Это коснется закупок малого объема – от 50 до 300 базовых величин (далее – БВ). Таких закупок субъектами хозяйствования совершается очень много. Если их сложить, получится достаточно крупная сумма. Если закупки, к примеру, канцелярских товаров будут превышать 50 БВ, то нужно будет открыто закупать на данной площадке.

Соответственно, появится рынок, конкурентные предложения; на этой площадке будут представлены поставщики, их цены – вот из них по определенным критериям и нужно будет выбирать. Плюс площадка станет формировать реестр, который будет выгружаться заказчику. И если он купил товар намного дороже средней цены – это надо обосновать. Конечно, окончательная стоимость может зависеть от разных условий – сроков поставки, предоплаты и т.д., но нужно объяснить, почему товар приобретен дороже.

Данная электронная площадка будет организована на базе Государственной информационно-аналитической системы (ГИАС).

МАРТ намерен продолжить электро­низацию процесса: начнем с малых закупок, после чего, возможно, перейдем на остальные. Перечень случаев, когда можно применять процедуру закупки из одного источника, в Законе большой. По итогу, возможно, перейдем к сокращению перечня.  Обяжем  размещать в ГИАС справку о закупке из одного источника, что сейчас не делается. Это сделает процедуру более открытой.

Благодаря гласности в этом процессе и учитывая более строгие правила, мы ожидаем снижения количества закупок из одного источника. После введения соответствующих требований количество таких закупок в России уменьшилось на 10–12%, в Казахстане – на 15–18%. Например, московский портал малых закупок позволил сэкономить 20–25% бюджетных средств.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by