Государство стремится стать хозяином и готово поделиться имуществом
Одной из основных задач текущей пятилетки правительство считает повышение эффективности работы госпредприятий, создание в них современной системы корпоративного управления и вовлечение неиспользуемых активов в хозяйственный оборот. О проблемах, с которыми пришлось столкнуться при решении этих задач, рассказал первый заместитель председателя Госкомимущества Алексей Васильев на коллегии ведомства.
В соответствии с п. 106 Комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Программа) Госкомимущество должно было в прошлом году разработать проект законодательного акта, комплексно регулирующего вопросы функционирования госорганизаций. Проект комплексной стратегии развития управления госимуществом, представленный ГКИ, был одобрен правительством вместе с поручением реализовать отдельные ее положения. Пытаясь воплотить в жизнь идеи стратегии, ведомство столкнулось с множеством правовых, технических и иных трудностей.
Например, предусмотрена передача стратегически значимых организаций в управление специализированным управляющим структурам – госоргану или госкорпорации. Но последнего понятия в отечественном законодательстве нет. Основываясь на опыте соседей, чиновники сочли, что госкорпорациями можно считать, к примеру, Белавтодор, Белресурсы, Институт недвижимости и оценки. Они и стали первопроходцами в новой схеме управления, внедряемой с помощью Европейского банка реконструкции и развития.
Туго движется передача нестратегических организаций из республиканской в коммунальную собственность. Когда-то Минэкономики попыталось так избавиться сразу от 600 предприятий, что оказалось весьма болезненным процессом. Теперь ГКИ работает с каждым из них персонально. Пока в Витебской и Гомельской областях удалось передать более 40 предприятий, в т.ч. 19 – Минстройархитектуры, 10 – Минсельхозпрода, по 4 – Минпрома и Минтранса, 2 – Беллегпрома, по 1 – Белгоспищепрома, Мининформа, Минкульта.
Корпоративное управление
Сложной задачей оказалось и внедрение лучших мировых практик корпоративного управления, включая институт независимых директоров, которые должны быть членами наблюдательных советов предприятий. В ГКИ попытались применить к нашим реалиям зарубежный и местный опыт. Совместно с Минэкономики были разработаны образцы корпоративного кодекса, положений о комитетах по стратегии, аудиту и кадрам. По мнению экспертов, в т.ч. Всемирного банка, получилось неплохо. Остается, чтобы эти документы были востребованы и внедрялись на предприятиях. Главная трудность в том, что корпоративное управление ориентировано на повышение эффективности компаний, а добиваться этого на госпредприятиях, отягощенных социальной нагрузкой, включая содержание непрофильных активов, сложно. Попытки решить эту проблему пока не дают результатов.
Другая проблема – формирование наблюдательных советов, размер вознаграждения его членам, принцип распределения голосов между независимыми директорами и представителями государства и т.д.
Сложно было даже отобрать 10 предприятий, на которых будут «обкатываться» новые методы управления: в отраслевых министерствах долго не могли выбрать «подопытных». Наконец они определены: Борисовский завод медпрепаратов, Трансавиаэкспорт, Экзон, Белшина, Борисовский завод пластмассовых изделий, БАТЭ, БЕЛАЗ, Керамин, Белавтодор и Минский маргариновый завод. Удалось получить на этот эксперимент деньги от Евразийского фонда стабилизации и развития.
Остается сформировать «портрет» независимого директора. Пока на местах нет четкого понимания, кто эти люди, поэтому внедрять этот институт и обеспечивать его эффективную работу непросто. Тем не менее независимые директора уже появились в наблюдательном совете Белавтодора.
Не каждый претендент в наблюдательный совет обладает достаточным опытом и авторитетом, чтобы существенно влиять на решения менеджмента. Сейчас ГКИ формирует реестр независимых директоров. Но достаточно ли таких критериев, как наличие высшего экономического или юридического образования, 5-летнего стажа руководящей работы, отсутствие судимости и т.п.? К тому же, чтобы заинтересовать квалифицированных специалистов, вознаграждение независимого директора должно составлять не менее 1,5 тыс. USD. Но далеко не все наши предприятия, в т.ч. перечисленные, способны удовлетворить такие запросы.
Чиновникам еще предстоит научиться оценивать эффективность корпоративного управления и работы независимых директоров. Это необходимо хотя бы для того, чтобы «убедить скептиков, что независимый директор – не враг, а призван помогать и получать за это справедливое вознаграждение». К тому же нужно выяснить, какая структура корпоративного управления наиболее эффективна. Помочь Госкомимуществу в этом взялся НИЭ Академии наук.
Фондовый рынок
В рамках стратегии о реализации пакетов акций до 25%, принадлежащих государству, и оживления финансового рынка на Белорусской валютно-фондовой бирже торговались акции 5 предприятий (ОАО «Минский Промтранспроект», «Мотекс» «СУМ-96», «ЦАУК» и «ЭКТБ»). Пока проданы акции лишь одного их них. При этом обнаружилось, что интерес инвесторов сдерживает невозможность продажи акций одному участнику. Если снять ограничения, на бирже могут появиться акции еще 70 предприятий. Но в то время как одни ведомства поддерживают эту инициативу, у других отношение к ней «сложное».
Государство, как и любой другой акционер, хочет, чтобы наши предприятия приносили прибыль в виде дивидендов, а также были интересны для инвесторов. Наконец, власти заинтересовались акционерной доходностью белорусских ОАО и влиянием на нее неиспользуемого имущества. Правда, пока речь идет лишь о дивидендах, для оценки доходности которых берутся ставки по банковским депозитам. О курсовой стоимости акций речь пока не идет.
Вовлечение имущества в хозяйственный оборот – это постоянный процесс, который требует времени. По мнению ГКИ, позитивные сдвиги тут имеются, хотя ряд объектов не слишком ликвиден. Так, в 2016–2017 гг. планировалось «разобраться» с 3515 объектами. В 2016 г. удалось найти решение для 1593 из них, в 2017-м – 2124 (см. рисунок).
Анализ показывает, что оборачиваемость государственной недвижимости сдерживает низкая привлекательность объектов (в т.ч. по техническому состоянию и месторасположению), медленная скорость и недостаточная гибкость принятия решений. К тому же растет число предприятий-банкротов и наблюдается немало случаев возврата имущества из-за невыполнения оговоренных условий. Эти обстоятельства, по-видимому, порой отпугивают инвесторов больше, чем возможность прибрести объекты дешево, вплоть до 1 базовой величины, или получить их в безвозмездное пользование, выгодные условия аренды и минимальные первоначальные вложения. При этом ГКИ создал удобную систему ознакомления с интересующим имуществом: в онлайн-режиме можно увидеть сам объект, его характеристики, местонахождение и т.п.
Улучшить положение должны поправки в Указ Президента от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», предусматривающие ряд новаций, направленных на упрощение и стимулирование принятия решений о выбытии объектов. В ходе обсуждения этих новшеств оказалось, что иные активисты, далекие от экономики, предлагают такие идеи, от возможных последствий которых у специалистов «волосы дыбом встают». Поэтому в ГКИ считают, что «система прохождения документов через госорганы никуда не годна», пока преобладающим является мнение контролеров, теоретиков-правоведов и т.д. Необходим орган, способный сделать экономическую экспертизу проекта нормативного правового акта, чтобы оценить последствия и отдачу его применения.
А для решения всех поставленных задач Госкомимуществу требуются серьезные изменения: расширение полномочий, повышение статуса в иерархии госорганов, укрепление кадров, соответствующая мотивация. В стране необходима принципиально новая и хорошо скоординированная политика как управления госимуществом, так и в сферах обучения специалистов корпоративному управлению, оценки эффективности работы предприятий и их руководителей, международного сотрудничества. Все это должно сложиться в цельную стратегию, хотя бы на текущий год.