Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государство стремится стать хозяином и готово поделиться имуществом

Одной из основных задач текущей пятилетки правительство считает повышение эффективности работы госпредприятий, создание в них современной системы корпоративного управления и вовлечение неиспользуемых активов в хозяйственный оборот. О проблемах, с которыми пришлось столкнуться при решении этих задач, рассказал первый заместитель председателя Госкомимущества Алексей Васильев на коллегии ведомства.

В соответствии с п. 106 Комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2016–2020 годы (далее – Программа) Госкомимущество должно было в прошлом году разработать проект законодательного акта, комплексно регулирующего вопросы функционирования госорганизаций. Проект ком­плексной стратегии развития управления госимуществом, представленный ГКИ, был одобрен правительством вместе с поручением реализовать отдельные ее положения. Пытаясь воплотить в жизнь идеи стратегии, ведомство столкнулось с множеством правовых, технических и иных трудностей.

Например, предусмотрена передача стратегически значимых организаций в управление специализированным управляющим структурам – гос­органу или госкорпорации. Но последнего понятия в отечественном законодательстве нет. Основываясь на опыте соседей, чиновники сочли, что госкорпорациями можно считать, к примеру, Белавтодор, Белресурсы, Институт не­движимости и оценки. Они и стали первопроходцами в новой схеме управления, внедряемой с помощью Европейского банка реконструкции и развития.

Туго движется передача нестратегических организаций из республиканской в коммунальную собственность. Когда-­то Минэкономики попыталось так избавиться сразу от 600 предприятий, что оказалось весьма болезненным процессом. Теперь ГКИ работает с каждым из них персонально. Пока в Витебской и Гомельской областях удалось передать более 40 предприятий, в т.ч. 19 – Минстройархитектуры, 10 – Минсельхозпрода, по 4 – Минпрома и Минтранса, 2 – Беллегпрома, по 1 – Белгоспищепрома, Мин­информа, Минкульта.

Корпоративное управление

Сложной задачей оказалось и внедрение лучших мировых практик корпоративного управления, включая институт независимых директоров,  которые должны быть членами наблюдательных советов предприятий. В ГКИ попытались применить к нашим реалиям зарубежный и местный опыт. Совместно с Минэкономики были раз­работаны образцы корпоративного кодекса, положений о комитетах по стратегии, аудиту и кадрам. По мнению экспертов, в т.ч. Всемирного банка, получилось неплохо. Остается, чтобы эти документы были востребованы и внедрялись на предприятиях. Главная труд­ность в том, что корпоративное управление ориентировано на повышение эффективности компаний, а добиваться этого на госпредприятиях, отягощенных социальной нагрузкой, включая содержание непрофильных активов, сложно. Попытки решить эту проблему пока не дают результатов.

Другая проблема – формирование наблюдательных советов, размер вознаграждения его членам, принцип распределения голосов между независимыми директорами и представителями государства и т.д.

Сложно было даже отобрать 10 пред­приятий, на которых будут «обкатываться» новые методы управления: в отраслевых министерствах долго не могли выбрать «подопытных». Наконец они определены: Борисовский завод медпрепаратов, Трансавиаэкспорт, Экзон, Бел­шина, Борисовский завод пластмассовых изделий, БАТЭ, БЕЛАЗ, Керамин, Белавтодор и Минский маргариновый завод. Удалось получить на этот эксперимент деньги от Евразийского фонда стабилизации и развития.

Остается сформировать «пор­т­рет» независимого директора. Пока на местах нет четкого понимания, кто эти люди, поэтому внедрять этот институт и обеспечивать его эффективную работу непросто. Тем не менее независимые директора уже появились в наблюдательном совете Бел­автодора.

Не каждый претендент в наблюдательный совет обладает достаточным опытом и авторитетом, чтобы существенно влиять на решения менедж­мента. Сейчас ГКИ формирует реестр независимых директоров. Но достаточно ли таких критериев, как наличие высшего экономического или юридического образования, 5-летнего стажа руководящей работы, отсутствие судимости и т.п.? К тому же, чтобы заинтересовать квалифицированных специалистов, воз­награждение независимого директора должно со­ставлять не менее 1,5 тыс. USD. Но далеко не все наши предприятия, в т.ч. перечисленные, способны удо­влетворить такие запросы.

Чиновникам еще предстоит научиться оценивать эффектив­ность корпоративного уп­равления и работы независимых директоров. Это необходимо хотя бы для того, чтобы «убедить скептиков, что независимый директор – не враг, а призван помогать и получать за это справедливое вознаграждение». К тому же нужно выяснить, какая структура корпоративного управления наиболее эффективна. Помочь Госкомимуществу в этом взялся НИЭ Академии наук.

Фондовый рынок

В рамках стратегии о реализации пакетов акций до 25%, принадлежащих государству, и оживления финансового рынка на Белорусской валютно-фондовой бирже торговались акции 5 пред­приятий (ОАО «Минский Промтранспроект», «Мотекс» «СУМ-96», «ЦАУК» и «ЭКТБ»). Пока проданы акции лишь одного их них. При этом обнаружилось, что интерес инвесторов сдерживает невозможность продажи акций одному участнику. Если снять ограничения, на бирже могут появиться акции еще 70 пред­приятий. Но в то время как одни ведомства поддерживают эту инициативу, у других отношение к ней «сложное».

Государство, как и любой другой акционер, хочет, чтобы наши предприятия приносили прибыль в виде дивидендов, а так­же были интересны для инвесторов. Наконец, власти заинтересовались акционерной доходностью белорусских ОАО и влиянием на нее неиспользуемого имущества. Правда, пока речь идет лишь о дивидендах, для оценки доходности которых берутся ставки по банковским депозитам. О курсовой стоимости акций речь пока не идет.

Вовлечение имущества в хозяйственный оборот – это постоянный процесс, который требует времени. По мнению ГКИ, позитивные сдвиги тут имеются, хотя ряд объектов не слишком ликвиден. Так, в 2016–2017 гг. планировалось «разобраться» с 3515 объектами. В 2016 г. удалось найти решение для 1593 из них, в 2017-м – 2124 (см. рисунок).

Анализ показывает, что оборачиваемость государственной недвижимости сдерживает низ­кая привлекательность объ­ектов (в т.ч. по техническому состоянию и месторасположению), медленная скорость и недостаточная гибкость принятия решений. К тому же растет число предприятий-банкротов и наблюдается немало случаев возврата имущества из-за невыполнения оговоренных условий. Эти обстоятельства, по-видимому, порой отпугивают ин­весторов больше, чем возможность прибрести объекты дешево, вплоть до 1 базовой величины, или получить их в без­возмездное пользование, выгодные условия аренды и минимальные первоначальные вложения. При этом ГКИ создал удобную систему ознакомления с интересующим имуществом: в онлайн-режиме можно увидеть сам объект, его характеристики, местонахождение и т.п.

Улучшить положение дол­жны поправки в Указ Президента от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», предусматривающие ряд новаций, направленных на упрощение и стимулирование принятия решений о выбытии объектов. В ходе обсуждения этих новшеств оказалось, что иные активисты, далекие от экономики, предлагают такие идеи, от воз­можных последствий которых у специалистов «волосы дыбом встают». Поэтому в ГКИ считают, что «система прохождения документов через госорганы никуда не годна», пока преобладающим является мнение конт­ролеров, теоретиков-правоведов и т.д. Необходим орган, способный сделать экономическую экспертизу проекта нор­мативного правового акта, чтобы оценить последствия и отдачу его применения.

А для решения всех поставленных задач Госкомимуществу требуются серьезные изменения: расширение полномочий, повышение статуса в иерархии госорганов, укрепление кадров, соответствующая мотивация. В стране необходима принципиально новая и хорошо скоординированная политика как управления госимуществом, так и в сферах обучения специалистов корпоративному управлению, оценки эф­фективности работы предприятий и их руководителей, международного сотрудничества. Все это должно сложиться в цельную стратегию, хотя бы на текущий год.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений