Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
13.07.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС НАШЛИ КОМПРОМИСС

Закон от 16.06.2010 № 139-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме» вступает в силу с 6.10.2010 г.

Закон от 16.06.2010 № 139-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме» вступает в силу с 6.10.2010 г. Об основных новшествах этого документа «ЭГ» рассказал один из его разработчиков — председатель Республиканского союза туристических организаций (РСТО) Валентин ЦЕХМЕЙСТЕР.

Внесенные в ныне действующий Закон поправки можно считать оптимальным соотношением отражения интересов частного бизнеса и органов государственного регулирования.

Самое важное изменение — отмена симбиоза ваучер–договор, предусмотренного ст. 18 Закона от 9.01.2007 № 206-3 «О туризме». Ваучер в самом простом варианте — это чек, подтверждающий предоставление туристических услуг. Данное понятие исключено из Закона, благодаря чему упростится процедура работы с потребителем. Туристу не придется тратить время на оформление практически никому не нужного документа, а менеджер не будет отвлекаться от основной работы для решения и согласования целого ряда бюрократических формальностей с директором и бухгалтером фирмы. Кроме того, принятые поправки помогут избавиться от солидных запасов ваучеров, которые годами хранятся в офисах. Кстати, некоторые фирмы на свой страх и риск откладывают их заполнение к закрытию сезона — для проверяющих.

Отмечу, что согласно пока еще (до 10 октября) действующей редакции Закона в случаях, когда заказчиком услуг является организация, можно на всю группу оформлять один ваучер. Однако Министерство спорта и туризма с этим не соглашалось, вынуждая туроператоров заполнять бланки на каждого туриста.

На смену ваучеру придет типовой договор на оказание туристических услуг, который будет разработан Минспорта и туризма при помощи РСТО. У нас уже имеется практика использования подобного документа на основе норм старой редакции Закона от 25.11.1999 № 326-З. То есть сегодня все возвращается на круги своя.

В ст. 61 даны четкие определения экспорта и импорта туруслуг. Необходимость их включения в Закон вызвана тем, что на практике происходит путаница этих понятий. До сих пор считалось, что выезд за границу — это туристический экспорт, хотя одновременно с выезжающими за рубеж туристами и отдыхающими из страны уходят деньги. Но экспорт и импорт в любом виде бизнеса определяются следующим моментом: валюта пришла в страну — экспорт, ушла — импорт. Разное их понимание чиновниками во многом приводило к путанице. Прямая норма Закона, однозначно определяющая экспорт и импорт для отрасли, позволит применять нулевую ставку НДС для въездного туризма, который является в данном случае экспортом.

Такое понимание будет способствовать росту заинтересованности туркомпаний в развитии въездного туризма. Расходы на него несоизмеримы с затратами на выездной туризм, который во многом организуется за счет зарубежных партнеров. На их средства проводятся рекламные акции, выпускаются каталоги, буклеты, они оказывают содействие в аренде помещений для отечественных турфирм. Напомним, что белорусские туроператоры работают по договору комиссии. Де-юре являются туроператором по тому или иному направлению, а де-факто — выступают в роли турагента, поскольку имеют обыкновенный агентский договор на продажу пакета услуг.

Остановлюсь на определении понятия «тур». В действующем Законе туром признается комплекс, состоящий не менее чем из двух услуг. Получается, что туркомпания, например, встретив туриста в аэропорту и предоставив ему простой трансфер до отеля и попутно организовав питание либо экскурсию, тем самым осуществляет тур. А раз данные услуги подпадают под определение тура, то и налоги с них надо платить в полном объеме.

Теперь основополагающей услугой для обозначения тура станут наличие в нем одной из базовых составляющих услуг в сфере туристической деятельности: услуги перевозки либо проживания А уже к ним можно «привязать» любую сопутствующую услугу и получить полноценный тур.

С этой точки зрения и экскурсию можно было бы отнести к туру, если она не пешая. В любом другом случае необходимо передвижение на транспорте, что автоматически влечет предоставление туристу двух услуг. Однако в ст. 1 Закона определено, что экскурсия, независимо от ее составляющих, является самостоятельным действом. Она будет осуществляться на основании путевки, являющейся своего рода договором между экскурсоводом и потребителем услуги (форму документа должно утвердить министерство). Любая туркомпания в случае необходимости сможет его быстро распечатать из базы данных своего компьютера, проставить свои реквизиты, печать и подпись и вручить экскурсоводу.

В целом следует сказать, что нормы Закона, которые неоднозначно трактовались на практике, сейчас отредактированы и стали понятными. Думаю, после их вступления в силу деятельность субъектов хозяйствования станет более прозрачной.

Конечно же, правовая база и в дальнейшем будет совершенствоваться, помогая решать назревшие проблемы, которых у нас, как и в любой другой отрасли, немало. Кстати, еще десятилетие назад туризм относился к высокодоходному бизнесу. Теперь ситуация изменилась. Налоги и высокие арендные ставки вымывают оборотные средства, не позволяя создавать фонды накопления. Однако даже в таких условиях некоторые турагентства выживают и работают с прибылью. Другой вопрос, что на этом рынке пока нет достаточной консолидации субъектов хозяйствования и процветает «партизанщина». Малый и средний бизнес увлекается демпингом, зачастую за счет снижения качества услуг. Крупным фирмам, привыкшим ответственно относиться к каждому заключенному договору с туристом, приходится нелегко. Ведь излюбленные клиентом скидки — это часть той комиссии, которую компания недополучает за реализацию пакета услуг.

Нельзя не упомянуть и еще одну проблему, которая затрагивает интересы турбизнеса. В гостиницах, особенно на периферии, несмотря на многочисленные разговоры и рекомендации, до сих пор сохраняется трехуровневое разграничение. То есть для белорусов одна цена, для россиян и жителей других стран СНГ — другая, а для гостей из дальнего зарубежья — третья. Понять такое разделение иностранцу сложно.

Над этими и многими другими проблемами еще предстоит работать и государству, и бизнесу, чтобы содействовать дальнейшему развитию туриндустрии и росту вклада отрасли в экономику страны, поскольку пока этот показатель не превышает 1%.

Евгения ЖУКОВСКАЯ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений