Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
13.10.2017 26 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государственные закупки:— что должно измениться с 1 января

Изучение практики проведения госзакупок показало, что в законодательстве, регулирующем данную сферу, есть много неурегулированных вопросов. Для их минимизации Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ) разработаны проекты нескольких нормативных актов.

Вносить изменения в законодательство о госзакупках необходимо и для выполнения международных обязательств в рамках Евразийского экономического союза. В связи с этим МАРТ подготовлен проект Указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – проект Указа), которым предусмотрено внесение изменений в Указ Президента от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).

Отметим, что одновременно ко второму чтению в Палате представителей готовится проект нового Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», предусматривающий аналогичные изменения. Но он, скорее всего, вступит в силу только с 1 января 2019 г., а до этой даты данная сфера будет в основном регулироваться обновленным Указом № 590 и принятыми в его исполнение правовыми актами Правительства.

Процедура запроса ценовых предложений

В настоящее время не установлен срок для подготовки и подачи предложений в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений после размещения приглашения для участия в этой процедуре на официальном сайте (http://www.icetrade.by), оператором которого является РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее – сайт), и электронной торговой площадке (далее – ЭТП). Это давало возможность ее заказчику (организатору) «отсекать» нежелательных конкурентов для «своего» участника путем определения такого срока, в течение которого подготовить и подать предложения просто невозможно. В связи с этим подп. 1.5 п. 1 Указа № 590 предполагается дополнить нормой, согласно которой такой срок должен составлять не менее 5 рабочих дней со дня размещения приглашения на сайте и ЭТП.

В новой редакции подп. 1.6 п. 1 Указа № 590 уточняется, что заказчик (организатор) процедуры запроса ценовых предложений должен разместить документы, представляемые юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю (ИП), для подготовки предложения в целях участия в этой процедуре (далее – документы), на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их утверждения (сейчас – одновременно с приглашением). При этом дополнительно устанавливается, что размещение таких документов на сайте обеспечивается как оператором сайта, так и оператором ЭТП (в настоящее время ответственные за это не установлены).

Не определен сейчас и срок размещения протокола, который составляется по результатам проведения процедуры запроса ценовых предложений, что фактически приводит к тому, что заказчиками (организаторами) данная норма реализуется по-разному и может впоследствии повлечь нарушение порядка проведения самой процедуры закупки. Поэтому в подп. 1.13 п. 1 Указа № 590 планируется установить, что протокол о выборе участника-победителя или признании процедуры несостоявшейся заказчик (организатор) обязан разместить в виде электронного документа на ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом, как и в случае с указанными выше документами, размещение протокола на сайте обеспечивается и его оператором, и оператором ЭТП.

Кроме того, подп. 1.13 п. 1 Указа № 590 предполагается дополнить нормой, согласно которой оператор ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения на сайте и ЭТП указанного протокола, должен направить участникам соответствующие уведомления. Аналогичная норма содержится в Протоколе о порядке регулирования закупок, являющегося приложением 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС).

Подача жалобы на процедуру госзакупки

В новой редакции планируется изложить подп. 1.15 п. 1 Указа № 590, регламентирующий подачу жалоб о нарушениях в ходе проведения процедур госзакупок в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, которым в настоящее время является МАРТ.

В частности, предполагается установить, что жалобу в МАРТ можно будет подавать:

– в отношении документов, представляемых участ­нику для подготовки предложения в целях участия в открытом или закрытом конкурсе, электронном аукционе и процедуре запроса ценовых предложений, – в течение срока для подготовки и подачи предложений;

– в иных случаях – с момента окончания срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры госзакупки или признании ее несостоявшейся в случае проведения открытого или закрытого конкурса и электронного аукциона, не позднее 5 рабочих дней – в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений, а в случае проведения биржевых торговне позднее 5 рабочих дней с момента их окончания.

Как и сейчас, МАРТ будет рассматривать жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора ЭТП, оператора сайта (далее – жалобы). При этом сведения о поступлении жалоб, их содержании и решениях, принятых по результатам рассмотрения, по-прежнему должны будут размещаться МАРТ на сайте и в открытом доступе на ЭТП – в случае проведения на ней процедуры госзакупки.

В проекте Указа уточняется, что при проведении закрытого конкурса, биржевых торгов в случае обжалования действий (бездействия) заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи информация о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении процедуры госзакупки, в т.ч. содержащая жалобу, сведения о месте и времени ее рассмотрения МАРТ должен будет направлять в письменном виде заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу.

МАРТ также будет обязан в течение 2 рабочих дней (сейчас – в течение 3 рабочих дней) со дня поступления жалобы принять ее к рассмотрению и приостановить проведение процедуры госзакупки, о чем должна быть размещена информация на сайте и в открытом доступе на ЭТП (в случае проведения на ней процедуры госзакупки), в т.ч. содержащую сведения о месте и времени рассмотрения этой жалобы, сроке приостановления данной процедуры.

Камеральные проверки МАРТ

Проектом Указа установлено, что принятая к рассмотрению жалоба является основанием для проведения проверки по месту нахождения МАРТ на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта иных документов (далее – камеральная проверка). При этом полномочия по определению порядка проведения таких камеральных проверок должны быть переданы МАРТ.

В то же время полномочия МАРТ по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о госзакупках определены и Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). Иначе говоря, в случае принятия проекта Указа в представленном виде предполагается наличие двух видов контроля, осуществляемого МАРТ, в сфере госзакупок:

1) контроль, осуществляемый в ходе камеральной проверки, основанием для проведения которой является жалоба;

2) контроль, осуществляемый на основании Указа № 510.

Напомним, что в соответствии с Указом № 510 МАРТ уполномочен лишь на проведение внеплановых тематических оперативных проверок (п. 10) и в целом – на осуществление контроля за соблюдением законодательства о госзакупках с использованием форм и методов контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренных данным законодательным актом.

Рассмотрение жалобы
на процедуру госзакупки

В проекте Указа также предусмотрено, что МАРТ на коллегиальной основе (в настоящее время последнее уточнение отсутствует) рассматривает не только жалобу, но и результаты проведения камеральной проверки и принимает решение, которое оформляется в письменном виде (про оформление решения в Указе № 590 сейчас также не говорится). При этом предусмотрено, что срок рассмотрения жалобы не может превышать 10 рабочих дней с даты приостановления процедуры госзакупки.

Кроме того, подп. 1.15 п. 1 Указа № 590 планируется дополнить нормами, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы и результатов камеральной проверки МАРТ должен принять решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, и при необходимости – о выдаче предписания об устранении выявленного нарушения законодательства, предусмотренного подп. 1.23 п. 1 Указа № 590 (см. ниже). Также ему будет дано право прекратить процедуру госзакупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру или совершить иные действия.

МАРТ должен будет в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения жалобы и результатов камеральной проверки разместить его на сайте и в открытом доступе на ЭТП – в случае проведения на ней процедуры госзакупки. Исключение составляют случаи проведения закрытого конкурса либо биржевых торгов: тогда МАРТ будет обязан в тот же срок направить соответствующее решение в письменном виде заказчику (организатору), товарной бирже, а также лицу, подавшему жалобу.

Квалификационные требования к участникам

Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) не установлен исчерпывающий перечень документов, которые заказчик (организатор) процедуры госзакупки вправе требовать от участников для подтверждения их квалификационных данных. В результате зачастую устанавливаются квалификационные требования, основанные на практике и знаниях самого заказчика (организатора), при этом в большинстве случаев они ограничивают конкуренцию и приводят к тому, что процедуры признаются несостоявшимися, о чем свидетельствует практика рассмотрения жалоб соответствующей комиссией, созданной в МАРТ.

Для решения данной проблемы проектом Указа предлагается закрепить возможность заказчика (организатора) процедуры госзакупки для проверки квалификационных данных участников устанавливать только тот перечень документов, которые определены законодательством. При этом в п. 1 Указа № 590 должен быть включен подп. 1.22, согласно которому для проверки квалификационных данных участник представляет документы и (или) сведения, указанные заказчиком (организатором) в приглашении, и удостоверяющие:

его соответствие требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. Перечень дополнительных документов и сведений для проверки квалификационных данных участника по отдельным видам товаров (работ, услуг) сможет устанавливать Совмин;

отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) при осуществлении расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в форме предварительной оплаты. Данное требование не распространяется на участников, находящихся в процедуре санации, а также физических лиц, не являющихся ИП.

Соответствие последнему требованию подтверждается:

– участниками – нерезидентами Беларуси – документами об отсутствии задолженности, выданными уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения;

– участниками – резидентами Беларуси – путем включения в предложение письменного заявления об отсутствии задолженности без предоставления соответствующего документа из налогового органа. Заказчик (организатор) самостоятельно проверяет такие сведения через сайт МНС.

Отметим, что постановлением Совмина от 11.08.2017 № 605 внесены изменения в постановление Совмина от 11.05.2009 № 617 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур» (вступают в силу с 1 января 2018 г.), одним из которых является исключение из числа административных процедур, осуществляемых налоговыми органами, выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом.

Таким образом, с указанной даты станет невозможным представление участниками процедуры госзакупки справки, подтверждающей отсутствие (наличие) у них задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), что требуется в настоящее время. При этом соответствующая информация находится в открытом доступе, поэтому разработчики проекта Указа посчитали логичным для участников госзакупки – резидентов Беларуси установить требование указывать факт отсутствия такой задолженности в своем предложении без предоставления соответствующего документа из налогового органа, возложив обязанность по проверке этой информации на заказчика (организатора) процедуры госзакупки.

Контроль за соблюдением законодательства о госзакупках

Проектом Указа планируется включить в п. 1 Указа № 590 подп. 1.23, регламентирующий осуществление контроля за соблюдением законодательства о госзакупках. В частности, предполагается, что в случае выявления в ходе проведения камеральной проверки, проводимой в соответствии с подп. 1.15 п. 1 Указа № 590 (см. выше), нарушений законодательства о госзакупках МАРТ будет выносить предписание, которое должно быть размещено одновременно с решением о признании жалобы обоснованной или необоснованной в форме электронного документа на сайте и ЭТП – в случае проведения на ней процедуры госзакупки.

Операторы сайта и ЭТП не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения предписания, должны направить участникам соответствующие уведомления. В свою очередь юридическое лицо или ИП, которым вынесено предписание, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения устранить выявленное нарушение и посредством сайта или ЭТП проинформировать об этом МАРТ. Исключение составляют случаи проведения закрытого конкурса или биржевых торгов: тогда и направление предписания, и информирование МАРТ будет осуществляться в письменном виде.

При этом субъекты хозяйствования, которым вынесено предписание, получат право обжаловать его в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня выдачи.

Оформление результатов госзакупки

В п. 1 Указа № 590 предполагается включить подп. 1.24, согласно которому по результатам проведения процедур госзакупок:

– договор может заключаться в виде электронного документа при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника, биржевых торгов;

– с 1 июля 2018 г. договор должен заключаться в виде электронного документа при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов.

При этом договор между заказчиком и участником-­победителем, порядок заключения которого устанавливается Совмином, подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного в подп 1.15 п. 1 Указа № 590, но не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения о выборе победителя.

Кого не допустят к госзакупкам

Указ № 590 также планируется дополнить нормами (подп. 1.25), в соответствии с которыми в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее – список), на основании решения МАРТ будут включаться юридические и физические лица, в т.ч. ИП:

– уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями;

– не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным договорам, в случае расторжения таких договоров;

– с которыми заказчиками расторгнуты договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что по­ставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям к квалификационным данным участ­ника или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре госзакупки, по результатам которой заключен договор.

Заказчик (организатор) обязан направлять в МАРТ сведения об указанных нарушителях в течение одного месяца со дня истечения срока для заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора.

При этом включение в список не будет производиться в случае, если юридическое лицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с п.п. 1 и 4 приложения к Закону. Напомним, что к таким услугам отнесены приобретение услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), услуг энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком, иных товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им госучреждениями, государственными УП.

Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список, не сможет участвовать в процедурах госзакупок в течение 2 лет со дня включения в список, по истечении которых он исключается из списка на основании решения МАРТ, а также имеет право обжаловать решение о включении в список в судебном порядке.

Иные изменения

В подп. 1.16 п. 1 Указа № 590 предполагается внести уточнение, согласно которому после размещения на сайте и в открытом доступе на ЭТП (в случае проведения на ней процедуры госзакупки) протокола о выборе участника-победителя либо признании такой процедуры несостоявшейся оператор сайта, а при проведении процедур госзакупок на ЭТП – оператор ЭТП должны будут в течение 3 месяцев (в настоящее время этот срок не установлен) обеспечивать открытый доступ к предложениям участников, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательством. Данное уточнение связано с большим количеством проводимых процедур госзакупок и постоянно увеличивающейся нагрузкой на сайт и ЭТП, которая таким нехитрым способом будет несколько ограничена.

В соответствии с подп. 1.26, которым должен быть дополнен п. 1 Указа № 590, не допускается изменение условий договора при его заключении или исполнении, за исключением случаев:

– изменения объема (количества) предмета госзакупки в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона (т.е. не более чем на 10% и только в случае, если это предусмотрено условиями проведения процедуры госзакупки или договором). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества);

– изменения цены договора, сроков его исполнения, иных условий в случаях, определяемых Совмином.

При исполнении договора по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются равноценными или улучшенными по сравнению с указанными в договоре. В этом случае в договор должны быть внесены соответствующие изменения.

Учитывая, что процедура госзакупки, проведенная с нарушением законодательства о госзакупках, может быть согласно п. 1 ст. 57 Закона признана судом недействительной по иску заинтересованного лица, а также в связи с большим количеством выявляемых нарушений при проведении процедур госзакупок проектом Указа предусмотрено освобождение МАРТ от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений о признании недействительными процедур госзакупок, проведенных с нарушением законодательства о госзакупках, а также за подачу жалоб, заявлений, подаваемых в суд в связи с рассмотрением споров, связанных с нарушением этого законодательства.

Кроме того, планируется предоставить Минфину право разрабатывать типовые формы договоров, заключаемых по результатам проведения процедур госзакупок.

Указ № 590 также предполагается дополнить приложением, содержащим перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, предусмотренный Законом. При этом в него должны быть включены только случаи, входящие в приложение № 25 к Договору о ЕАЭС. Отметим, что подобный перечень ранее содержался и в Указе № 590, но с 26.02.2016 г. он был исключен Указом Президента от 23.02.2016 № 77.

При этом в проект Указа планируется включить норму, согласно которой заказчик (организатор) вправе применять процедуру закупки из одного источника не только в случаях, указанных в приложении к Закону, но и в случаях, входящих в приложение к Указу № 590.

В связи с перечисленными изменениями, которые должны быть внесены в Указ № 590, при осуществлении госзакупок после их вступления в силу не будут применяться отдельные положения Закона.

Предполагается, что изменения в Указ № 590 вступят в силу с 1 января 2018 г. и не будут распространяться на госзакупки товаров (работ, услуг), если такие процедуры начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до их вступления в силу. При этом процедура госзакупки будет считаться начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении.

Кроме проекта Указа разработаны также проекты нормативного акта о внесении изменений в постановление Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», а также проект нового Указа Президента «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных (внебюджетных) средств», которые будут проанализированы в следующих номерах.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений