$

2.5550 руб.

2.8792 руб.

Р (100)

3.4066 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Итоги

Госсектор в ожидании нового инвестиционного цикла

12.03.2021
Госсектор в ожидании нового инвестиционного цикла
Фото: Jorg Greuel/Getty Images

Прошлый год стал тяжелым испытанием для всей белорусской экономики, и госсектор — не исключение. Общее состояние предприятий, находящихся в полной или частичной собственности государства, по-прежнему остается непростым, несмотря на государственную поддержку и доступ к дешевым кредитным ресурсам. Об этом свидетельствуют данные по деятельности организаций госсектора за январь-декабрь 2020 г.

 

Госсектор теряет в кадрах и зарплатах

На 1 января 2020 г. в частичной либо полной собственности государства находились 3169 организаций, которые обеспечивали работой 1239,3 тыс. человек, или 42,7% среднесписочной численности наемных работников в стране.

За 1-е полугодие 2020 г. госсектор потерял 71 юридическое лицо и 27,4 тыс. работников, а за 2-е – 35 организаций и 10,3 тыс. работников. Несмотря на то, что во 2-м полугодии ситуация с занятостью в госсекторе выглядела лучше, чем в первой половине года, отрицательная тенденция в целом сохранилась. Если какие-то новые рабочие места и создавались, все это в конечном итоге уравнялось сокращением штатов на старых флагманах белорусской промышленности. Основное сокращение занятости в госсекторе пришлось на промышленность (–18,9 тыс. чел.) и сельское хозяйство (–9,2 тыс. чел.), а главным аутсайдером по территориальному признаку стала Минская область, которая потеряла за год 10,1 тыс. работающих.

Не менее сложной остается ситуация с размером заработных плат. Среднемесячная начисленная зарплата, сложившаяся по итогам года в госсекторе (1180,5 руб.), на 5,6% отстает от среднего значения по стране (1250,9 руб.). При этом по сравнению с 2019 г. данный разрыв увеличился. Если основным планом по повышению зарплат в бюджетной сфере в текущем пятилетке является оптимизация численности работников, то в госсекторе даже сокращение численности занятых не позволяет зарплатам расти хотя бы теми же темпами, какими растут средние зарплаты по стране.

Таким образом, госпредприятия не могут похвастаться ни положительной динамикой по численности работников, ни опережающим ростом зарплат – по названным параметрам мяч давно уже находится на стороне частного сектора экономики.

 

Инвестиции как условие существования

Одновременно со снижением численности работников инвестиции в основные средства в госсекторе ежегодно увеличиваются. Несмотря на сложные экономические условия, проблемы с неплатежами и дефицитом оборотных средств, хорошо знакомые любому госпредприятию, совокупные инвестиции предприятий госсектора в прошедшем году составили 16,8 млрд руб., что на 5% больше, чем в 2019 г. Финансирование инвестиционных программ осуществляется, как правило, за счет кредитных средств и средств бюджета, что еще больше увеличивает и без того высокую долговую нагрузку госсектора и ведет к сохранению различных форм директивного кредитования. То есть проблема не в самом существовании госсектора, а в высокой капиталоемкости и низкой эффективности инвестиций. И судя по всему, обороты никто сбавлять не собирается. В качестве примера достаточно посмотреть на государственную программу по развитию аграрного бизнеса на 2021–2025 гг. (подробнее см. в статье «Страна невыученных уроков: аграрная политика правительства остается неизменной», «ЭГ» № 13 за 19.02.2021).

Более того, в качестве основного тезиса программы социально-экономического развития страны на предстоящую пятилетку упоминается «новый инвестиционный цикл». Так как подробностей нет, мы можем только предположить, что в данном случае речь идет о проведении нового витка модернизаций. А это означает, что сектор получит еще больше инвестиций в предстоящие 5 лет, если, конечно, бюджет и финансовые институты справятся с такой нагрузкой, потому что собственных средств у предприятий для реализации намеченных планов нет. Определенную настороженность вызывает и тот момент, что государственная инвестиционная программа, представляющая собой описание всех капитальных инвестиций на предстоящий год, до сих пор не опубликована, хотя с момента, когда Президент ее вернул на доработку, прошло больше месяца.

 

А где же прибыль?

Как показывает статистика по финансовому состоянию организаций отрасли, постоянные капитальные инвестиции не дают ожидаемого эффекта. Рентабельность организаций сектора по-прежнему остается невысокой – 8,4%, что ниже, чем среднее значение по стране в целом (9,6%). Чистая прибыль госсектора по итогам 2020 г. составила всего 242 млн руб. против 5487 млн руб. годом ранее. Справедливости ради отметим, что определенное влияние на общий результат оказала ситуация, сложившаяся вокруг БелАЭС, — строительные организации Гродненской области, задействованные на возведении атомной станции, понесли убыток в размере 2,3 млрд руб. Без негативного влияния БелАЭС общая картина выглядела бы немного лучше, однако наличие этого факта только подчеркивает сложное положение госсектора. Что говорить, если даже возведение крупнейшего национального проекта закончилось убытками для ряда строительных организаций, задействованных на его сооружении.

При этом следует учитывать, что в 2019–2020 гг. государство предоставило предприятиям реального сектора беспрецедентные возможности по нивелированию негативных факторов методами бухгалтерского учета. Это возможность перенесения на будущие периоды курсовых разниц, возникших в 2020 г. (Указ от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»), а также право не начислять амортизацию (постановление Совмина от 15.04.2020 № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году»). Однако даже эти сомнительные меры не защитили предприятия госсектора от резкого снижения прибыли в 2020 г. Мы все можем понять – год был непростым, доходы снизились у многих. Единственное, что не поддается осознанию: почему, несмотря на сложную экономическую ситуацию и снижение доходов, инвестиционные программы в секторе стали только больше и, невзирая на низкую отдачу, градус вложений по-прежнему растет.

 

Платим, как можем. Ждите, если хотите

Тяжелое состояние со взаимными расчетами превращает госсектор в основного неплательщика белорусской экономики. Например, предприятия сектора обеспечивают получение 54,2% общей выручки в стране. При этом их доля в просроченных дебиторской и кредиторской задолженностях составляет 76,1 и 69% соответственно, и еще 77,6% приходится на не погашенные вовремя кредиты и займы. Хуже всего обстановка в Минске, Минской и Гомельской областях: «вклад» госпредприятий этих регионов – 68,8% просроченной дебиторской задолженности и 62,5% кредиторской, а также более 70% не уплаченных в срок платежей по кредитам и займам.

Непростая текущая ситуация все же выглядит лучше, чем в I квартале 2020 г., — сказывается выделение новых кредитов от банковской системы и усилия местных органов власти по развязыванию цепочки неплатежей.

Как мы и прогнозировали ранее, многие предприятия госсектора попали в ловушку низких процентных ставок по валютным кредитам, что обернулось заметным ростом долговой нагрузки за счет курсовых разниц. Так, за 12 месяцев прошлого года задолженность по кредитам предприятий госсектора выросла на 4,7 млрд руб. (27,6%) и составила 21,8 млрд руб. Отметим, увеличение рублевых кредитов составило только 2 млрд руб., остальные 2,7 млрд – переоценка валютных кредитов.

Можем предположить, что многие кредитополучатели, столкнувшиеся со значительной валютной переоценкой и имеющие в своем распоряжении административный рычаг, попробуют сесть в машину времени и рефинансировать полученные валютные кредиты в рублевые, в т.ч. и с пересчетом обязательств по более выгодному курсу задним числом. Однако вряд ли это кардинально изменит ситуацию. Пока чистая прибыль госпредприятий находится под давлением, а активное кредитование продолжается, несмотря на возрастающие кредитный и процентные риски, предприятия сектора находятся в положении человека, которого несет стремительным течением к водопаду: думаешь не о том, как выплыть против течения, а о том, чтобы хотя бы за что-то зацепиться и отдалить неминуемое падение.

***

Несмотря на широко анонсированную правительственную программу на текущую пятилетку, мы не увидели какого-либо внятного плана по дальнейшему развитию госсектора, кроме упомянутого выше «нового инвестиционного цикла». В то же время предложения правительства слабо соотносятся с высокой долговой нагрузкой госпредприятий, ограниченностью ресурсов бюджета и ослабленным положением финансового сектора. Длительное согласование го­сударственной инвестиционной программы как раз может скрывать назревающий дефицит ресурсов. А это означает, что поддержат и профинансируют не всех. Следовательно, в ближайшие годы госсектор продолжит угасать, в целом сохраняя свое непростое положение и скрывая неэффективность в холдингах, реструктуризациях и реорганизациях.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное