Госсектор из аутсайдеров вышел в лидеры

Зарубежные кредиторы ранее критиковали сектор госпредприятий в Беларуси за низкую эффективность. Финансовые результаты госсектора в прошлом десятилетии действительно ухудшались, однако в последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика.
Неудачное десятилетие
Все кредиторы Беларуси – Международный валютный фонд, Всемирный банк и Евразийский фонд стабилизации и развития – неоднократно рекомендовали белорусскому правительству реформировать сектор государственных предприятий.
Позиция международных финансовых организаций строилась на том, что производительность труда госкомпаний в стране относительно низкая, и это сдерживает экономический рост, поэтому в Беларуси нужно провести структурное реформирование экономики.
Справедливости ради отметим, что такие выводы были обоснованы динамикой финансовых показателей сектора госпредприятий.
За 2011–2020 гг. чистая прибыль в госсекторе сократилась в разы, и одновременно увеличились многократно объемы просроченной кредиторской, дебиторской и кредитной задолженности. Негативные процессы наблюдались на фоне снижения рентабельности и увеличения удельного веса убыточных организаций. Логично, что с учетом этих факторов количество госпредприятий за 2011–2020 гг. сократилось более чем на 20%, а списочная численность работников – почти на треть. В этот период белорусское правительство неоднократно вело переговоры с зарубежными кредиторами, и почти всегда выделение финансирования увязывалось с мерами по повышению эффективности госсектора.
Белорусские экономисты частных и государственных исследовательских организаций также склонялись к мысли, что такие шаги нужны, и приводили данные о низкой производительности труда в госсекторе, высоких издержках производства, финансовой неустойчивости предприятий, нехватке оборотных средств, недостатке инвестиций. Например, специалисты Научно-исследовательского экономического института Минэкономики, подводя итоги работы госсектора в 2011–2020 гг., рекомендовали принять меры по повышению его эффективности.
Но результаты анализа, проведенного недавно сотрудниками НИЭИ Минэкономики, свидетельствуют, что за 2020–2024 гг. госсектор показал высокие результаты, его статистика существенно улучшилась.
Впечатляющие цифры
По данным за 2024 год, на сектор госпредприятий пришлось 42,7% от общей численности занятых в экономике, почти 70% общего объема промпроизводства, около 58% от всех инвестиций в основной капитал, 56% выручки от реализации товаров, работ, услуг. На долю госсектора также приходится почти 40% общего объема экспорта товаров и примерно 30% экспорта услуг.
За последние годы госсектор «продемонстрировал устойчивость и способность адаптироваться к внешним вызовам, сохранив значимую роль в обеспечении макроэкономической стабильности», пришли к выводу специалисты НИЭИ Минэкономики.
Согласно их расчетам, за 2020–2024 гг. на 75,7% (с 66,7 млрд до 117,1 млрд руб.) увеличился объем промышленного производства, примерно таким же оказался темп роста выручки, более чем в 1,5 раза приросли инвестиции в основной капитал.
Одновременно с этим с 13,1% до 7,7% сократилась доля убыточных организаций в госсекторе.
Впечатляющих показателей госкомпаниям удалось добиться во внешнеэкономической деятельности.
За 2020–2024 гг. почти на 60% (с 11,8 млрд до 18,75 млрд USD) госсектор увеличил экспорт товаров и услуг. В то же время импорт прирос только на 20,5% (до 10,55 млрд USD). Как следствие, положительное сальдо во внешней торговле стало намного больше, увеличившись с 3 млрд USD в 2020 г. до 8,2 млрд USD в 2024 г.
Таким образом, если в 2011–2020 гг. в госсекторе наблюдались негативные тенденции, то за последние годы они стали весьма положительными. Как удалось госкомпаниям продемонстрировать впечатляющие показатели?
Благоприятная конъюнктура
Компании, которые работают в госсекторе, в основном осуществляют деятельность в сферах промышленности и сельского хозяйства. В обеих отраслях в последние годы наблюдается благополучная ситуация с поставками продукции на внешние рынки.
Если в предыдущем десятилетии между Беларусью и Россией возникали серьезные трения в отношениях, так называемые продовольственные войны, которые препятствовали поставкам белорусской продукции в РФ, то в последние годы подобных конфликтов не было. Наше правительство констатирует, что в Беларуси и России сформирован единый аграрный рынок, а ограничения поставок белорусского продовольствия остались в прошлом, объемы экспорта удается увеличивать. Минсельхозпрод весной сообщало, что за прошлый год экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья достиг 8,5 млрд USD, что примерно на 1 млрд USD больше по сравнению с позапрошлым годом.
Ситуация в сфере промышленности в последние годы также изменилась к лучшему благодаря развитию отношений с Россией. На фоне санкционных ограничений в отношении РФ белорусские промышленники стали массово поставлять на соседний рынок импортозамещающую продукцию, получили доступ к российским госзакупкам, а также финансирование на реализацию новых производственных проектов. В частности, в стадии реализации находятся 27 инвестпроектов с российским финансированием в объеме 167 млрд RUB.
Новые проекты нужны для увеличения промпроизводства в будущем, темпы которого в последние годы были высокими. За 2021–2024 гг. в системе Минпрома объем промышленного производства вырос на 43,3%, экспорт – на 68,8%. В результате, уже за 4 года были перевыполнены задачи, поставленные перед отраслью на пятилетку.
Удастся ли госсектору демонстрировать впечатляющие показатели в будущем и быть драйвером экономики?
В правительство уже внесена Концепция Программы социально-экономического развития на 2026–2030 гг., которая предполагает, что за пятилетку экономика вырастет на 16%. С учетом этого до госсектора, видимо, будут доведены задания по двузначному росту производственных показателей.
Время показало, что возможности госсектора выполнять правительственные задания зависят от доступности финансирования и конъюнктуры на российском рынке сбыта. В уходящей пятилетке она была благоприятной.