Госрегулирование цен остается, импортерам уравняли условия с оптовиками и розницей
Постановлением МАРТ от 28.12.2020 № 83 в I квартале 2021 г. введено ценовое регулирование на социально значимые товары на 90 дней.
Для производителей товаров предельный максимальный норматив рентабельности установлен в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции за январь-ноябрь 2020 г. (по плодоовощной продукции – в целом за 2019 г.), или не более 10%.
Субъекты оптовой и розничной торговли, как и ранее, ограничены предельными максимальными оптовыми и торговыми надбавки (с учетом оптовой надбавки). В зависимости от вида товара они составят от 15 до 30%.
При этом по сравнению с действовавшим в 2020 г. решением, изменен подход к регулированию отпускных цен импортеров: если ранее для них был установлен предельный норматив рентабельности в размере 10%, то теперь уставленные предельные размеры надбавок, собранные в единый перечень, касаются не только оптовиков и розницы, но и импортеров.
– Мы уравняли условия для импортеров и остальных субъектов торговли, – пояснил в комментарии «ЭГ» замминистра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун. – В случае если импортер имеет собственную розничную сеть, он может при установлении цен одновременно применять как надбавку импортера, так и надбавку розницы.
По словам заместителя министра, нововведение связано с информацией, полученной МАРТ при анализе действия принятых в прошлом году решений.
«Такое решение принято для ограничения роста цен на внутреннем рынке в связи с удорожанием продовольственных товаров на внешних рынках и прежде всего товаров, которые в Беларуси не производятся или производятся в недостаточном количестве (овощи в зимний период, крупы, рыба, масло растительное)», – отметил Андрей Картун.
Ранее используемый предельный норматив рентабельности, по его словам, оказывал недостаточное влияние на управление расходами на реализацию импортера, а более жесткое регулирование цен позволит приблизить условия к предъявляемым требованиям для оптовой и розничной торговли.
Госрегулирование цен на товары, содержащиеся в утвержденном перечне социально значимых, в Беларуси в 2020 г. было введено в апреле (постановление МАРТ от 15.04.2020 № 30). Затем с незначительными изменениями его порядка оно неоднократно продлевалось, в последний раз – до конца 2020 г.
Согласно Договору о ЕАЭС страны объединения могут самостоятельно вводить госрегулирование цен на ограниченный перечень продукции сроком не более 90 дней в году. В связи с этим продление ценового регулирования в Беларуси дважды согласовывалось с Евразийской экономической комиссией.
Инфляция не вложилась в прогноз
По информации Белстата, по итогам 2020 г. потребительские цены в Беларуси выросли на 7,4%, несмотря на намерения властей ограничить их рост 5%. В т.ч. цены на продовольственные товары прибавили 6,2%, непродовольственные – 8,1%, услуги подорожали на 8,4%. При этом рост цен разогнался в декабре – месячное изменение составило 1,2%.
В годовом выражении (данные за ноябрь 2020 г. к ноябрю 2019 г.) инфляция составила 6,6%. Как следует из обзора Нацбанка, основную роль в этом сыграл рост регулируемых цен и тарифов (на 6,5%), а также подорожание сезонной плодоовощной продукции (на 10,5%).
Если коснуться отдельных товарных позиций, в годовом выражении сильнее всего подорожали легковые автомобили и велосипеды (более 15%), электротовары (13,4%) и ювелирные изделия (12,5%). Но абсолютным рекордсменом среди роста цен на товары и услуги стал пассажирский транспорт (за исключением регулируемых позиций) – здесь цены выросли более чем на 30%.
5-процентный ориентир по инфляции сохраняется на текущий и на следующие годы. Он фигурирует как в принятой недавно антиинфляционной программе, так и в программе деятельности правительства до 2025 г. Достижим ли он – вопрос риторический.