$

2.0854 руб.

2.3316 руб.

Р (100)

3.2282 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Консультации

Господдержка экспорта: как это может (не) сработать Факторинг с льготой государства доступен не всем экспортерам

17.05.2019

В борьбе за внешние рынки многие отечественные пред­приятия вынуждены заключать внешнеторговые контракты с отсрочкой платежа.  Она может быть максимально 180 дней, как обязывает Указ Президента «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» от 27.03.2008 № 178.

Но практически всем оборотные средства нужны как можно быстрее. Сегодня существует вариант высвободить «зависшие» у иностранного контрагента деньги по схеме факторинга. Механизм прописан в Указе Президента от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Согласно этому документу банки осуществляют финансирование резидентов-экспортеров под уступку денежного требования с вознаграждением в виде дисконта или в иных формах, определенных договором факторинга.

А кредитно-финансовым учреждениям потом могут быть компенсированы расходы, понесенные в рамках предоставления льготного финансирования по такой схеме.

Обратите внимание: могут, а не обязаны или гарантируют!

Экспортеры достаточно активно используют эту льготу с компенсацией потерь банкам именно по решению Минфина, поскольку в этом случае порядок принятия решения не требует длительной процедуры согласования.

Рассчитывающим на эти деньги стоит обратить внимание, что остается неурегулированным законодательством и вопрос относительно права экспортера на компенсацию по одному договору факторинга или одновременно по нескольким таким договорам, например с разными покупателями.

Несмотря на определенную постановлением Совмина и Нацбанка «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534» от 17.11.2016 № 924/29 (далее – постановление № 924/29) процедуру по компенсации потерь банкам, остаются неочевидными для экспортеров и банкиров некоторые другие вопросы.

Так, подготовленный банками пакет документов, который включает копию договора факторинга, расчет размера компенсации потерь от осуществления финансирования под уступку денежного требования, копию решения РУП «Белэксимгарант» о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, направляется в зависимости от суммы компенсации:

– или в Министерство финансов;

– или в республиканский орган государственного управления;

– или в иную госорганизацию, подчиненную Правительству РБ, облисполком (Минский горисполком), администрацию свободной экономической зоны.

Министерство финансов в течение 5 календарных дней со дня получения от банка документов издает приказ о компенсации потерь банку либо письменно информирует банк об отказе в такой компенсации с мотивированным обоснованием.

Таким образом, из указанного постановления № 924/29 следует, что, несмотря на то что Минфин в течение 5 дней проинформировал банк о возможности компенсации потерь при финансировании под уступку денежного требования, на стадии подготовки приказа о компенсации Минфин может в ней отказать. В результате вся проделанная банком, страховой компанией и клиентом работа окажется бесполезной.

Аналогично и в случае с компенсацией потерь по постановлению Совмина. Так, при полученном согласии Министерства финансов о компенсации потерь банку правительство может не принять решение о компенсации, и соответствующее постановление издано не будет.

Ведь в постановлении № 924/29 говорится о том, что республиканский орган государственного управления или иная госорганизация, подчиненная правительству РБ, облисполком (Минский горисполком), администрация свободной экономической зоны в течение 10 календарных дней со дня получения от банка документов, в установленном порядке вносят в Совмин проект постановления о компенсации потерь банку.

К тому же не все экспортеры реально могут и претендовать на льготу государства. Для этого необходимо, как минимум, соответствующее финансовое состояние, которое позволит получить финансирование в банке.

Также о необходимости получения льготы необходимо убедить Мин­фин. А именно, в соответствии с по­становлением № 924/29, в Министерство финансов необходимо предоставить обоснование целесообразности финансирования под уступку денежного требования с приложением справки об основных экономических показателях в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года.

Например, Минфин может отказать в компенсации потерь банку, если нет прироста экспортной выручки.

Автор публикации: Нонна РАБЕЦ, юрист, эксперт по банковскому праву

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 26.05.2019


Право: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях