Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Итоги
29.12.2020 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №98 (2397) от 29.12.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Год тихих героев. — Предпринимательство как гибкий драйвер экономики

Иллюстрация: Сергей Стельмашонок

Для белорусского бизнеса 2020 год, как и в целом для общества, выдался, пожалуй, самым сложным за последнее десятилетие. В этом смысле он его действительно «венчает». Но уходящий год продемонстрировал и невероятную выносливость предпринимательства, его адаптивность к ранее не прогнозированным условиям.

Помимо уже привычной нестабильности курса национальной валюты и пока непривычного, но уже принимаемого как реальность кризиса ликвидности в банковской системе белорусскому бизнесу приходится работать и стараться развиваться в крайне неблагоприятной эпидемиологической обстановке, неопределенность от которой усиливает (или сама создает?) сложная и нетипичная для последних десятилетий общественно-политическая ситуация.

Сейчас хочется меньше обращаться к цифрам и поделиться в большей степени собственными наблюдениями и впечатлениями. Однако во многом они опираются на исследования настроений в бизнес-среде, за которыми «ЭГ» следила на протяжении года.

 

Чужой беды не бывает

Хочется отметить активизировавшуюся включенность предпринимательского сообщества в решение общественных проблем (как теперь говорят, инклюзивность) – от возросшего охвата бизнесом собственно благотворительных инициатив до попыток наладить производство необходимых материалов и изделий. Наиболее ярко это проявилось весной с приходом в страну первой волны коронавирусной пандемии, к которой, увы, система здравоохранения, несмотря на заверения властей о сохранении в ней всего лучшего, оказалась недостаточно подготовленной.

И в правительстве отмечают, что именно благодаря частному бизнесу в целом по стране удалось покрыть дефицит средств индивидуальной защиты. Именно предприниматели смогли быстро наладить массовый выпуск медицинских масок, респираторов, перчаток и средств дезинфекции, подчеркнул недавно первый вице-премьер Николай Снопков.

Формы поддержки населения и медиков в период первой волны COVID-19 были самыми разными: кафе и рестораны готовили для них обеды, IT-компании разрешали сотрудникам определенное время оказывать волонтерскую помощь с сохранением заработка за этот период, кто-то просто публично поддерживал тех, кто в этом нуждался.

Да, некоторые благотворительные организации и инициативы отмечали общее снижение объемов сборов и даже вынуждены были прекратить некоторые проекты на фоне потери постоянных спонсоров или жертвователей. Но происходило это в условиях общей мобилизации в отношении одного направления помощи – связанного с эпидемией. Даже если объемы корпоративной поддержки в денежном выражении где-то и снизились, в целом выросло разнообразие ее видов и, что важнее, охват разных субъектов и инициативность участия.

Осенью, с приходом второй волны заболеваемости, это направление проявляется не так ярко. Связно это и с продолжающимся ухудшением экономической ситуации (при выходе на положительную динамику по росту производства, многие эксперты говорят о грядущем кризисе неплатежей и возможном ослаблении валюты), и с возникшим после президентских выборов в августе политическим кризисом.

 

Бизнес вне политики?

Он, кризис, хоть и перешел по сравнению с первыми месяцами своего развития в более спокойное течение, но проявил стойкий и затяжной характер. А поскольку такие процессы развиваются по синусоиде, это добавляет еще больше неопределенности и затрудняет прогнозирование, в т.ч. для бизнес-процессов.

Дело ведь не только в протестах и реакции на них. Стоит вопрос репутации госорганов и доверия к ним со стороны как населения в целом, так и бизнеса. Юрисдикция государства – это не только регуляторные условия, их недостатки и преимущества. Это и вопросы правоприменения (с которым сейчас сложно), и сама возможность беспрепятственного ведения той или иной деятельности исходя из максимы о том, что разрешено все, что не запрещено законом.

Когда же экономические составы правонарушений начинают использоваться для усмирения неугодных или просто активных, границы восприятия деятельности как чисто экономической тоже размываются.

В этом плане хочется отметить отсутствие каких-либо публичных конфликтов в частном секторе в связи с политическими предпочтениями и его готовность идти навстречу своим сотрудникам.

Компания SATIO презентовала опрос более 400 собственников и менеджеров частных и государственных компаний. Среди причин, вызывающих у предпринимателей проблемы, 39% участников назвали политический кризис, 23% – пандемию, 9% – мировой экономический кризис.

Среди действий, необходимых для развития экономики, на первом месте по популярности – решение политического кризиса. Так ответили 46%. При этом еще 13% назвали необходимым диалог власти с обществом или оппозицией, 11% подчеркнули важность возврата в правовое поле и прекращение репрессий, 15% – проведение рыночных реформ, 14% – создание равных условий деятельности для частных и государственных компаний.

 

Сам не плошай

Следующая особенность, на которую хочется обратить внимание, – непопулярность крайних мер реагирования на кризис. Несмотря на совершенно непривычные условия, почти полное сворачивание некоторых отраслей (например, туризма), в целом организации стараются до последнего не прибегать к сокращению штата. Ищут гибкие формы занятости, там, где это возможно, сохраняют удаленный режим работы, что подчеркивает заботу о здоровье сотрудников.

Наиболее популярными мерами реагирования согласно регулярным опросам исследовательского центра продолжают оставаться использование внутренних резервов, в т.ч. оптимизация бизнес-процессов, и поиск новых форм и видов деятельности. Конечно, резервы ни у кого не безграничны. Но пока полное закрытие бизнеса и уход в банкротство – скорее, исключение, чем правило, и не носит массового характера.

Пандемия и последующие события не сломили предпринимателей, а, наоборот, заставили сильнее поверить в себя, как бы пафосно это ни звучало. Те руководители, которые весной прогнозировали, что их организациям осталось один-два месяца, осенью вновь участвовали в опросах и говорили о развитии.

Стоит отметить и парадокс: при негативных оценках текущей экономической ситуации и пессимистичных прогнозах мнение о состоянии собственного предприятия и его перспектив, как правило, несколько лучше. Это было заметно еще весной и подтверждается новыми данными: согласно упомянутому опросу SATIO около 70% предпринимателей оценивают ситуацию в экономике однозначно как плохую. Но относительно своей организации называют иные цифры. На первом месте ответы о том, что ее положение «ни плохое, ни хорошее» (41%). О «плохом» и «хорошем» состоянии заявили по 29% участников.

Вряд ли это попытка приукрасить собственное положение. Скорее, все объясняется действительно огромными масштабами неопределенности ситуации «по всем фронтам», сложностями не только с прог­нозированием, но и восприятием происходящего вокруг. И такие ответы как раз показывают, что те самые резервы еще есть.

Невысокая популярность предложенных государством мер поддержки – еще одна особенность 2020 года. Не станем здесь оценивать сам пакет мер, о его скромности и спорности уже не раз писалось. Интересно взглянуть на ситуацию с другой стороны – как на еще один маркер повысившейся самостоятельности отечественного бизнеса.

Кто посчитал для себя предложенные шаги полезными, этими мерами воспользовался. Кто оценил их как недостаточные, тот воздержался – имеет право. Государство не воспринимается как спаситель и спасатель? Так, может, и не должно? Тем более, если и предложить ему особо нечего.

***

По данным правительства, в секторе малого и среднего предпринимательства занято 1,3 млн человек. Он формирует 30% валовой добавленной стоимости. Не хотелось бы видеть снижение этих цифр, хотя, к сожалению, к тому есть явные предпосылки. В уходящем году белорусский бизнес продемонстрировал, что он сильнее, чем кажется. Тем, кто этого не ожидал и кому, возможно, это не нравится, теперь с этим надо как-то жить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by