Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Итоги
23.04.2025 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №16 (2808) от 23.04.2025
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь рассчитывает на новые евразийские кредиты

Фото: freepik.com

За суверенную историю наша страна привлекла ряд кредитов международных финансовых организаций. Среди них крупнейшим кредитором для нас стал Евразийский фонд стабилизации и развития, который планируется преобразовать, что может позволить Беларуси возобновить привлечение финансовых ресурсов.

Топ-5 кредиторов Беларуси

Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который в 2016 г. был переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития, был учрежден странами ЕАЭС в 2009 г.

Цель фонда выражается в оказании помощи странам евразийского союза в преодолении негативных кризисных явлений и обеспечении долгосрочной устойчивости. Для этого фонд в прошлом десятилетии несколько раз выделял Беларуси кредиты.

Первая кредитная программа с ЕФСР была направлена на обеспечение макроэкономической стабильности Беларуси и рассчитана на 2011–2013 гг. Одобренный фондом объем финансирования составлял 3 млрд USD, однако фактически нашей стране за 3 года фонд выделил 2,56 млрд USD, поскольку, по мнению сотрудников фонда, Беларусь не выполнила условия для получения последнего транша (440 млн USD).

Вторая кредитная программа на поддержку белорусского бюджета и платежного баланса была рассчитана на 2016–2018 гг. Она предполагала, что за 3 года Беларусь получит 2 млрд USD, но фактически поступило 1,8 млрд USD опять-таки по причине того, что персонал фонда усмотрел невыполнение условий последнего транша (на сумму 200 млн USD).

Третий раз белорусская сторона обращалась в ЕФСР в связи с пандемией в 2020 г., и тогда в Минск в рамках кредитной программы поступило 500 млн USD.

Таким образом, всего за 2011–2020 гг. ЕФСР предоставил Беларуси более 4,8 млрд USD, притом что одобрено было выделение 5,5 млрд USD.

Кстати, ЕФСР подготовил базу данных суверенного финансирования (в евразийском регионе), которое предоставляется государствам со стороны международных финансовых организаций на антикризисные цели и цели развития.

Из данных базы следует, что международные финансовые организации в разное время одобрили выделение Беларуси ресурсов на 16,4 млрд USD.

Крупнейшим кредитором нашей страны среди МФО является ЕФСР (который изначально одобрил выделение 5,5 млрд USD), на втором месте – МВФ (3,45 млрд), на третьем – Эксимбанк Китая (также 3,45 млрд), на четвертом – Китайский банк развития (1,41 млрд), на пятом – Всемирный банк (978 млн USD).

Переход на финансирование в нацвалютах

Изначально, когда евразийский фонд в 2009 г. создавался, в положении о нем было записано, что взносы государств-учредителей (в т.ч. России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана, Армении) формируются в твердых валютах, соответственно, и кредитование планировалось только в долларах и евро.

Очевидно, реальность последних лет, когда финансовые организации в евразийском регионе из-за санкций массово минимизировали или прекращали выдачу кредитов в долларах и евро, не могла не коснуться деятельности ЕФСР. Он фактически приостановил выдачу валютных кредитов, и поэтому в 2023–2024 гг. новых проектов с участием евразийского фонда не было, о чем свидетельствует информация на его сайте.

Вместе с тем в 2024 г. были подписаны изменения в учредительные документы, которые предполагают, что ЕФСР в будущем будет выдавать финансовые ресурсы государствам евразийского региона в т.ч. в национальных валютах. При этом принято решение трансформировать фонд в самостоятельную структуру.

«Текущая геополитическая ситуация выявила острую необходимость в оперативном преобразовании ЕФСР в полноценную самостоятельную международную финансовую организацию, предоставляющую финансирование в национальных валютах», – говорится в пояснительной записке к соответствующему законопроекту о ратификации протокола, который уже принят в РФ.

В Беларуси соответствующий проект закона проходит ратификацию. В апреле он был принят в двух чтениях в Палате представителей и направлен на рассмотрение в Совет Республики.

Ожидается, что эффект от изменений в деятельности ЕФСР будет положительным для Беларуси и может выразиться в предоставлении новых финансовых ресурсов нашей стране. Белорусская сторона рассчитывает на возобновление кредитования по линии евразийского фонда.

Взгляд ЕФСР на экономику Беларуси

Персонал Евразийского фонда стабилизации и развития не только оценивает выполнение условий предоставляемых кредитов, но также постоянно анализирует макро­экономическую ситуацию в странах, которым предоставляет финансирование.

В последнем макроэкономическом обзоре ЕФСР, опубликованном в феврале, эксперты фонда отметили, что ключевым фактором роста белорусской экономики остается внутренний спрос, поддержанный увеличением реальных доходов населения и потребительским кредитованием.

Также росту экономики Беларуси, по мнению фонда, способствует относительно благоприятная ситуация на российском рынке. Вместе с тем, отмечают авторы обзора, в случае замедления экономической активности в России рост ВВП Беларуси в 2025 г. может снизиться до 2,5% (против 4% в 2024 г.).

К числу прочих возможных рисков белорусской экономики аналитики фонда отнесли введение дополнительных санкционных ограничений. Также «расширение стимулирующей политики на фоне замедления внешнего спроса может негативно отразиться на макроэкономической сбалансированности» в Беларуси, полагают экономисты ЕФСР.

Кроме того, они считают нежелательным сдерживание инфляции административными методами, поскольку это «может увеличить инфляционный навес, что приведет к более быстрому росту цен в будущем».

В настоящее время, по мнению ЕФСР, инфляция в Беларуси остается под контролем «в условиях относительной стабильности обменного курса и умеренных инфляционных ожиданий». Экономисты фонда предполагают, что в текущем году инфляция, как и планирует белорусское правительство, может составить около 5%.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by