$

2.0494 руб.

2.2609 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Проблемы и решения

Главный бухгалтер: в ожидании новых требований

08.02.2019

Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) серьезно изменил квалификационные требования к претендентам на должность главного бухгалтера и сильно осложнил жизнь как им самим, так и руководителям организаций. В настоящее время готовится новая редакция Кодекса об образовании, которая также может преподнести неожиданные сюрпризы представителям этой профессии.

Согласно действовавшему до 1.01.2014 Закону от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» на должность главного бухгалтера назначалось «лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет». Главными бухгалтерами успешно трудились лица или без опыта, но с высшим образованием, причем абсолютно любым, а не только лица, имевшие диплом по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; или с опытом, но без высшего образования.

Но после вступления в силу Закона  № 57-З, т.е. с 1.01.2014, кардинально изменились требования к претендентам на должность главного бухгалтера.

Оказалось, что перед трудоустройством необходимо выяснить статус организации, в которой работает или куда принимается на работу претендент: общест­венно значимая или не общест­венно значимая.

В первом случае требуется наличие сертификата профессионального бухгалтера и отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности – см. главы 24 и 25 Уголовного кодекса (УК).

До 1.01.2017 главные бухгалтеры общественно значимых организаций (ОАО, являющиеся учредителями УП и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации) могли работать без сертификата профессионального бухгалтера, но только в том случае, если у них было высшее образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по этой специальности не менее 5 лет. Последние требования распространяются на претендентов, желающих получить сертификат профессионального бухгалтера, а именно, быть допущенными к аттестации в Минфине (на данный момент выдан 161 сертификат – их владельцы имеют право работать на должности главного бухгалтера в общественно значимых организациях).

Кандидатам на должность главного бухгалтера в иных организациях требуется:

1) наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Беларуси право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бух­галтера не менее 3 лет;

2) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против соб­ственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Кроме того, помимо требований к образованию, стажу и отсутствию судимости, ко всем без исключения бухгалтерам имеет отношение требование, сформулированное постановлением Минздрава, МВД, Мин­труда и соцзащиты от 8.05.2005 № 23/243/104, согласно которому долж­ность бухгалтера приведена в перечне категорий (профессий и долж­ностей) работников,

«допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу».

ТЕПЕРЬ проанализируем требования Закона № 57-З в отношении претендентов на должность главного бухгалтера. Больше всего проблем породила формулировка «образование… предоставляющее право работать по специальности бухгалтера». Ни в одном нормативном правовом акте (НПА) не уточнялось, вплоть до 10.02.2017, какие именно виды специальностей по полученному среднему специальному или высшему образованию дают право работать бухгалтером. Безусловно, те лица, которые были назначены на эту должность до 1.01.2014, и которые не обладали высшим или средним специальным образованием по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (для высшего образования) или «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» (для среднего специального образования), могли спокойно продолжать работать. Ведь, согласно ст. 67 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах», НПА не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, в нашем случае, до 1.01.2014.

Однако, если главный бухгалтер решил поменять место работы после этой даты, у него могли возникнуть проблемы с новым работодателем.

В определенной степени ситуацию прояснял технический НПА Общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации» (ОКСК), утв. постановлением Минобразования от 2.06.2009 № 36. Согласно ему, на первичную должность бухгалтера могли назначаться лица, которые получили высшее образование по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент (финансовый и инвестиционный)» и «Аудит и ревизия». По среднему специальному образованию были предусмотрены следующие варианты специальностей: «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», «Бухгалтерское дело».

До конца 2016 г. законодатель возникшую проблему с образованием главных бухгалтеров никак не пытался решить, пока не возникли реальные проблемы у лиц, которые подавали документы в Минфин для прохождения аттестации для получения сертификата профессионального бухгалтера, чтобы в дальнейшем занять должность или продолжать занимать ее в общественно значимых организациях. Так, у тех лиц, которые не имели специального образования по бухгалтерскому учету, но при этом подходили по стажу, не принимали документы для прохождения аттестации. Причем наличие у таких лиц дипломов о переподготовке по специальности «Бухгалтерский учет и контроль» не имело никакого значения. Ведь согласно п. 30 постановления Совмина от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» освоение «содержания образовательных программ переподготовки не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки».

Проблему с образованием решили изменения, внесенные 10.02.2017 в постановление Минтруда от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Долж­ности служащих, занятых геодезией и картографией» (далее – постановление № 159).

Согласно ему на должность главного бухгалтера общественно значимой организации назначаются лица, имеющие высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бух­галтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 5 лет.

В свою очередь, на должность главного бухгалтера не общественно значимых организаций могут назначаться лица, имеющие высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.

Может возникнуть вопрос по поводу возможности применения п.12 постановления Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1 «Об утверждении общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – постановление № 1), согласно которому на «должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом могут учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы».

На наш взгляд, в отношении главных бухгалтеров применение данного пункта постановления № 1 не совсем уместно. Так, стаж работы на должности бухгалтера оговорен в Законе № 57-З, который по юридическому статусу выше постановления № 1. Там же четко указано на необходимость иметь образование по соответствующим специальностям, виды которых уточнены в постановлении № 159 (оно имеет статус специального нормативного акта, в отличие от постановления № 1, носящего статус общего нормативного акта). Пункт 12 постановления № 1 можно применить в отношении обычных бухгалтеров, несмотря на то, что в постановлении № 159 указаны конкретные специальности по высшему, среднему специальному образованию и по переподготовке. Но для этого нанимателю следует оформить распорядительный документ, в котором будет обоснована необходимость в найме соответствующего лица на должность бухгалтера. Или же в случае отсутствия у претендентов на эту должность на момент их поступления на работу необходимого образования (это касается прежде всего студентов), таких лиц можно назначить на должность учетчика, которая прописана в постановлении № 159. Здесь требуются общее среднее образование и специальная подготовка по установленной программе. Последняя может подтверждаться освоением учебной программы высшего или среднего специального образования в зачетной книжке.

Также важно уделить внимание последствиям.

В случае проверки проверяющий имеет полное право потребовать уволить с занимаемой должности главного бухгалтера, принятого на работу с нарушением норм Закона № 57-З, согласно п. 3 ст. 44 Трудового кодекса (ТК).

По данному пункту «трудовой договор подлежит прекращению при нарушении установленных правил приема на работу». А к нанимателю может быть применен п. 6 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5), согласно которому руководитель может быть уволен по дискредитирующим обстоятельствам в связи с «иным грубым нарушением работником трудовых обязанностей». Ведь именно на руководителе лежит обязанность по назначению главного бухгалтера.

К главному бухгалтеру, который был принят на данную должность до 1.01.2014, нанимателем может быть применен п. 3 ст. 42 ТК, согласно которому работник может быть уволен ввиду несоответствия занимаемой должности или вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы. Поэтому лицам, которые еще не получили образование по соответствующей специальности, рекомендуем это сделать во избежание будущих проблем.

Также нанимателя могут привлечь к ответственности по ст. 12.1 КоАП, а именно, за нарушение должност­ным лицом юридического лица или ИП установленного порядка ведения бух­галтерского учета и отчетности – штраф от 4 до 20 базовых величин (БВ).

Однако очень серьезные последствия существуют для организаций или ИП, ведущих бухгалтерский учет на основании договора. Каждый ИП, а также хотя бы один из работников бухгалтерской организации, оказывающей услуги заказчику, должны иметь высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, а также стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет. Такие субъекты хозяйствования могут быть обвинены в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности (ст. 12.7 КоАП, ст. 233 УК).

Также серьезно рискуют руководители, имеющие право самостоятельно вести бухучет в соответствующих организациях (микроорганизации (организации со средней численностью работников до 15 человек), товариществ собственников и религиозных организаций), если они не соответствуют требованиям, предъявляемым к главным бухгалтерам не общественно значимых организаций. За исключением случаев, когда руководитель УП (им было предоставлено такое право действовавшим ранее Законом «О бухгалтерском учете и отчетности») одно­- временно осуществлял в них ведение бухучета ранее 1.01.2014.

Также никаких последствий не будет для руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), которые вправе с 1.01.2018 лично вести книгу учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства при соблюдении условий: 1) средняя численность работников КФХ за календарный год составляет не более 15 человек; 2) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), определенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, без учета НДС за календарный год не превышает сумму, эквивалентную 110 тыс. БВ на 31 декабря отчетного года.

В этом случае на руководителя КФХ не распространяются требования по наличию высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством РБ право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ отметим проб­лему с высшим образованием, которая может возникнуть в самое ближайшее время и коснуться главных бухгалтеров. В Законе № 57-З, а также в постановлении № 159, ничего не сказано про уровни высшего образования.

В настоящее время готовится новая редакция Кодекса об образовании, в т.ч. планируется существенно изменить статус второго уровня высшего образования – магистратуры.

В действующем Кодексе сказано, что на II ступени высшего образования (магистратуре) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. В итоге законодатель, гармонизируя отечественную систему высшего образования с мировой в рамках Болонского процесса, может внести изменения в нормативные правовые акты, уточнив, что для занятия руководящих долж­ностей необходимо получить высшее образование по двум ступеням, т.е. вместе с магистратурой. Таким образом, нынешним главным бухгалтерам следует быть готовым к такому развитию событий.

Автор публикации: Вадим ЗАРЕЦКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности БГЭУ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы