$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Итоги

Георгий Гриц: Белорусская экономика достаточно жизнеспособна

19.01.2018

Беларусь выходит на дорогу стабильного экономического роста, заявил зампредседателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», к.э.н. Георгий ГРИЦ. Во время видеобрифинга, проведенного порталом Союзного государства, он подвел итоги развития белорусской экономики в 2017 году и дал прогноз на 2018 год.

Многие финансовые организации, включая Всемирный банк, прогнозировали, что экономика в 2017 году уйдет в минус, но прогноз, который давало правительство, оказался наиболее корректным. А домыслы о том, что белорусская экономика нежизнеспособна, сильно преувеличены. Г. Гриц оптимистично относится и к 2017 году, и к 2018 году, и вот почему. Те тренды, которые были заложены в 2017 – IT-сфера, акценты на роль секторальности малого и среднего бизнеса (МСБ), говорят о том, что Беларусь встала на путь роста, другое дело, насколько этот рост будет устойчивым.

В Указе Президента от 31.12.2017 № 469, которым утверждены показатели социально-экономического развития на 2018 год, кратко поставлена задача концептуального развития на среднесрочный период – закрепить рост экономики и определить новые точки ее роста. По мнению зампредседателя БНПА, эта концепция четко отражает перспективы 2018 года. Подтверждает это то, что роль государства либерализирована, – «просто в десятки раз, с точки зрения влияния на бизнес». Многие думают, что только на МСБ, но на самом деле Декрет № 7 затронул весь бизнес – и большой, и малый. Другое дело, что ответственность бизнеса – и владельца, и топ-менеджеров – тоже кратно возросла. Но это не прихоть государства, а общемировой тренд.

Второе условие отхода государства от роли регулятора экономики – это создание точек роста. И тут очень своевременно выходит Декрет № 8, который не просто продолжает либерализацию в отношении резидентов ПВТ, он радикально меняет роль и значение IT-индустрии. У нас определен новый перспективный сегмент развития не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу. Что важно, и сельское хозяйство, и машиностроение тоже интегрируются в тренд «электронная Беларусь». В этом смысле мы возвращаемся в перечень стран с конкурентоспособной экономикой.

Чтобы ответить на вопрос, когда по-настоящему заработает Декрет № 7, надо четко понимать, что он направлен на либерализацию того бизнеса, который сегодня существует. А сейчас МСБ почти на 70% – это сфера услуг. Это не плохо и не хорошо, это данность. Но если мы ставим перед собой конечную цель довести к 2030 году его вклад в ВВП до 50% и сохранить индустриальную направленность экономики, надо понимать, что такого бизнеса уже недостаточно. МСБ должен постепенно трансформироваться в некую новую экономическую модель.

Примером может стать австро-немецкая модель деятельности малого бизнеса, когда в стране присутствуют производства крупных транснациональных корпораций, вокруг которых на условиях аутсорсинга работает МСБ. Но просто так, по мановению нормативного акта или волшебной палочки, этот бизнес у нас не создастся. МСБ не придет в промышленность, потому что стоимость аренды, основных и оборотных средств очень велика. Перенаправить его в индустриальный сектор – это задача следующих годов. Чтобы ее решить, а также, чтобы поднять и стимулировать экономику, нужны дешевые кредитные ресурсы.

Вторая проблема – у нас внешнеторговый оборот с Россией более 50%, и это тоже данность. Так или иначе нам нужно форсировать свое присутствие на рынках третьих стран. Однако выход туда затруднителен из-за проблем с производительностью труда и устаревшими технологиями. Но дорогу осилит идущий. По крайней мере, те точки роста, которые мы определили, – ПВТ, сборочные производства и т.п. – говорят о том, что путь выбран достаточно правильный.

Что касается криптовалютного рынка, то Г. Гриц рассматривает биткоин как элемент инвестирования с достаточно высоким конъюнктурным риском. В то же время, по последним оценкам японских экспертов, только лишь оборот криптовалюты (а там она является официальным платежным средством) дал прирост экономики в 0,2%. А речь идет о ВВП в сотни миллиардов долларов. Кроме того, майнинг, который требует огромного количества энергии, в будущем станет одним из основных потребителей БелАЭС, и Г. Гриц убежден, это станет один из трендов: «На евразийском пространстве мы уже являемся лидерами по либерализации криптовалюты. Но к этому мы пришли не за один день. Считаю, что в этом смысле Декрет № 8 не только пионерский, но и эволюционный».

Сегодня можно назвать несколько министерств, которые являются драйверами экономики, одним из которых является Нацбанк. Решение по отмене ограничений по целевой покупке валюты субъектами хозяйствования стало очередным либеральным шагом, который вписывается в единый формат правил ведения бизнеса всех стран ЕАЭС. Действительно, если мы говорим о криптовалютах и майнинге, глупо было бы сохранять рудименты «еще той» экономики. Кроме того, Минэкономики подготовлен новый пакет документов о либерализации ускорения процедур принятия нормативных актов.

Наш рост в 2017 году обеспечивался в основном за счет российской экономики, но, учитывая кооперацию, выигрывали все. При этом Г. Гриц считает, что Беларусь не является «иждивенцем», все члены Союза создают друг другу рабочие места и источники роста. У нас часто говорят о том, что российский бизнес приходит в Беларусь и приобретает здесь активы. Но и белорусский бизнес также энергично приходит в Россию. В качестве примера достаточно привести «Амкодор» купивший в Брянской области сборочное предприятие, или «Санта-Бремор», который приобрел достаточно крупную компанию «Русское море» и сегодня является лидером на рынке переработки морепродуктов.

Существуют официально признанные Евразийской комиссией ограничения по выходу белорусской продукции на российский рынок, и это создает неравные условия. Но Г. Гриц относится к этой проблеме оптимистично: «Есть воля глав государств по созданию единых условий для всех участников рынка. Да и сами субъекты хозяйствования решают эту проблему путем проникновения в уставные фонды. Поэтому те СМИ, что кричат о несостоятельности рынка ЕАЭС, просто не владеют информацией».

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ