$

1.9984 руб.

2.3272 руб.

Р (100)

3.1481 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Итоги

Где теряются законодательные инициативы?

09.01.2018
Где теряются законодательные инициативы?
Фото: house.gov.by

Завершила работу третья сессия Палаты представителей шестого созыва. Над какими законопроектами работали депутаты, избранные в парламент в сентябре 2016 года? На­сколько успешным был этот законотворческий процесс?

Правительство так и не внесло в Палату представителей поправки в Жилищный кодекс, вступивший в силу 2.03.2013 г. Отметим, что в план подготовки законопроектов на 2017 г., утвержденный Указом Президента от 31.12.2016 № 520, они включены. Корректировки кодекса требует не только правоприменительная прак­тика. За прошедшие годы принят ряд актов Президента, значительно изменивших многие его нормы, связанные не только с постановкой граждан на квартирный учет и получением льготных кредитов, но и с введением субсидий на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами и на погашение основного дол­га по ним.

Не дождались в парламенте поправок и в Кодекс об образовании, хотя в течение года депутаты, работающие в профильной комиссии, несколько раз сообщали: на днях они поступят. А открытые парламентские слушания по вопросам образования, планировавшиеся на ноябрь прошлого года, перенесены «на более поздний срок».

А вот законопроект, предусматривающий корректировку Трудового кодекса (ТК), был внесен в парламент еще в середине 2016 г., но до первого чтения так и не дошел. Напомним, вокруг этого документа разгорелись споры, его много критиковали (см. статью Н. Черноруцкой «Поправки в Трудовой кодекс: массовка для профсоюзов и угрозы для работников»). Депутаты на вопросы о его судьбе сообщают, что ждут еще один законопроект о внесении изменений в ТК. Похоже, речь идет об инициативе Федерации профсоюзов Беларуси ввести страхование по безработице и обязать нанимателей продлевать конт­ракты с добросовестными работниками или переводить их на бессрочный трудовой договор с сохранением дополнительных социальных гарантий. Но пока этого документа в Палате представителей нет.

ПОД ЗАНАВЕС осенней сессии депутаты в скоростном режиме проголосовали за пакет бюджетных законов, включая Закон о республиканском бюджете на 2018 год. В очень сжатые сроки эти документы нередко принимались и раньше. Но в отличие от предыдущих лет народные избранники лишили возможности журналистов присутствовать на «нулевом чтении» бюджета-2018.

Из законов, которые окажут значительное влияние на экономику страны, следует также назвать поправки в КоАП и ПИКоАП, направленные, по словам их разработчиков, на смягчение административного законодательства и раскрепощение деловой инициативы, а также ратификацию Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Приняты изменения в законы «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», «О кредитных историях», в некоторые законы по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Внесены дополнения в УПК, закрепляющие право свидетеля на адвоката в уголовном процессе.

Серьезные трансформации претерпел Закон «О пенсионном обеспечении». Пенсионные реформы сегодня идут во многих бывших советских республиках – повышается пенсионный возраст, увеличивается страховой стаж, отменяются льготы. И на этом фоне требовавшийся до недавнего времени в Беларуси для получения трудовой пенсии минимальный страховой стаж в 5 лет был самым маленьким. Но, поддержав нормы внесенного исполнительной властью законопроекта, депутаты почему-то не обратили внимания, что новации распространяются и на тех, кто нарабатывал трудовой стаж в 80-е, 90-е, 2000-е годы, когда действовало другое законодательство. Воз­можно, стоило по примеру некоторых наших соседей приравнять весь трудовой стаж, допустим, хотя бы до 2010 года, к страховому стажу на «старых» условиях.

В свой актив депутаты могут записать конечную редакцию законопроекта о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. Правительство пред­лагало заменить ежеквартальную ин­дексацию пособий по уходу за ребенком до достижения им трех лет на ежегодную. После дебатов сошлись на том, что перерасчет будут производить два раза в год.

В ПЕРВОМ чтении приняты два законопроекта, подготовленные самими депутатами. Оба они призваны повысить инвестиционную привлекательность Беларуси.

По словам председателя Постоянной комиссии по экономике Влади­слава Щепова, Закон «Об инвестициях» предлагается дополнить нормой, которая определяет общий порядок и условия компенсации инвестору стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций – в случаях национализации или реквизиции этого имущества. Эта норма основана на аналогичных положениях, содержащихся в международных договорах Беларуси. При этом компенсация должна быть выплачена по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или иностранной валюте. Еще один аспект законопроекта касается возможности отказа государства от юрисдикционного иммунитета.

Поправки в Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных пред­приятий в открытые акционерные об­щества» предусматривают сокращение с 10 до 3 лет срока исковой давности по оспариванию приватизационных сделок. Несомненно, это весьма про­грессивная норма, другое дело, как она впишется в действующее правовое поле.

Кроме того, в Постоянной комиссии по законодательству находится законо­проект, разработанный и внесенный в августе 2016 г. депутатами прошлого созыва и принятый в первом чтении 16.12.2016 г., – поправки в КоАП и ПИКоАП, которые касаются нарушения порядка начисления платы за жилищно-­коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением государственного жилфонда.

Не воспользовались пока правом законодательной инициативы два попавших в Палату представителей оппозиционных депутата. Есть информация, что Елена Анисим разработала новую редакцию Закона о нормативно-правовых актах на белорусском и русском языках, однако поддержки от своих коллег не получила. Но это значит, что документ «забуксовал» в самом начале труднопроходимой трассы.

Особые надежды на законотворчество в экономической сфере возлагались на Анну Канопацкую, но пока что и они не оправдались. Можно лишь отметить, что она предприняла ряд безуспешных попыток «достучаться» до Администрации Президента, направив туда свое обращение о необходимости отмены Декрета № 3 и, соответственно, «налога на тунеядцев».

Всего за три сессии парламентарии рассмотрели свыше 100 законопроектов, т.е. удельный вес законодательных инициатив со стороны депутатов буквально теряется в большом объеме законопроектов, внесенных Совмином и Президентом. И в этом белорусский парламент сильно отличается от Госдумы РФ, Мажилиса Казахстана или украинской Рады.

ПОЧЕМУ так происходит? Число депутатов, имеющих юридическое образование и опыт практической работы в этой сфере, невелико. А разобраться в сути не одного десятка поступающих законопроектов очень непросто. Еще сложнее их написать и на этой стадии понять, как они будут исполняться.

Не потому ли при формировании постоянных комиссий в начале первой сессии большинство «новобранцев» стремились заниматься вопросами образования, культуры, науки, международной политики и практически не было желающих работать в комиссиях по законодательству, государственному строительству и бюджету.

Нет у белорусских парламентариев и многочисленных помощников-специалистов, как это заведено, например, в российской Госдуме. Да, депутат может сформировать команду из 5 человек, но только один из них будет работать в избирательном округе и получать зар­плату, а остальным придется помогать на общественных началах.

Кроме того, депутаты, подготовив законопроект, должны согласовать все его нормы с министерствами, и этот процесс затягивается на долгие месяцы.

Все это сказывается и на качестве принятых законов.

Специалисты обращают внимание на большое количество отсылочных и порученческих норм: Совмину или кон­кретному министерству поручается разработать в развитие закона то или иное положение, перечень или порядок реализации на практике принятых статей. Часто встречаются ссылки на «другие законодательные акты» или «в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь». В подобных формулировках быстро сориентироваться не сможет даже человек с высшим образованием. То есть рядовому гражданину, для которого законы и пишут, без помощи высококвалифицированного юриста не обойтись. В свою очередь, обилие отсылочных норм помогает чиновникам на свой лад «толковать» нормы законов. И предсказать, каким содержанием они наполнят эти документы, невозможно.

Напомним, Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что любой нормативный правовой акт должен быть понятен и доступен не только юристу, но и обычному человеку. А закон не должен через многочисленные отсылки перекладывать решение проблем его применения на Совмин или органы местной власти.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА