Где теряются законодательные инициативы?
Завершила работу третья сессия Палаты представителей шестого созыва. Над какими законопроектами работали депутаты, избранные в парламент в сентябре 2016 года? Насколько успешным был этот законотворческий процесс?
Правительство так и не внесло в Палату представителей поправки в Жилищный кодекс, вступивший в силу 2.03.2013 г. Отметим, что в план подготовки законопроектов на 2017 г., утвержденный Указом Президента от 31.12.2016 № 520, они включены. Корректировки кодекса требует не только правоприменительная практика. За прошедшие годы принят ряд актов Президента, значительно изменивших многие его нормы, связанные не только с постановкой граждан на квартирный учет и получением льготных кредитов, но и с введением субсидий на уплату части процентов за пользование нельготными кредитами и на погашение основного долга по ним.
Не дождались в парламенте поправок и в Кодекс об образовании, хотя в течение года депутаты, работающие в профильной комиссии, несколько раз сообщали: на днях они поступят. А открытые парламентские слушания по вопросам образования, планировавшиеся на ноябрь прошлого года, перенесены «на более поздний срок».
А вот законопроект, предусматривающий корректировку Трудового кодекса (ТК), был внесен в парламент еще в середине 2016 г., но до первого чтения так и не дошел. Напомним, вокруг этого документа разгорелись споры, его много критиковали (см. статью Н. Черноруцкой «Поправки в Трудовой кодекс: массовка для профсоюзов и угрозы для работников»). Депутаты на вопросы о его судьбе сообщают, что ждут еще один законопроект о внесении изменений в ТК. Похоже, речь идет об инициативе Федерации профсоюзов Беларуси ввести страхование по безработице и обязать нанимателей продлевать контракты с добросовестными работниками или переводить их на бессрочный трудовой договор с сохранением дополнительных социальных гарантий. Но пока этого документа в Палате представителей нет.
ПОД ЗАНАВЕС осенней сессии депутаты в скоростном режиме проголосовали за пакет бюджетных законов, включая Закон о республиканском бюджете на 2018 год. В очень сжатые сроки эти документы нередко принимались и раньше. Но в отличие от предыдущих лет народные избранники лишили возможности журналистов присутствовать на «нулевом чтении» бюджета-2018.
Из законов, которые окажут значительное влияние на экономику страны, следует также назвать поправки в КоАП и ПИКоАП, направленные, по словам их разработчиков, на смягчение административного законодательства и раскрепощение деловой инициативы, а также ратификацию Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Приняты изменения в законы «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», «О кредитных историях», в некоторые законы по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Внесены дополнения в УПК, закрепляющие право свидетеля на адвоката в уголовном процессе.
Серьезные трансформации претерпел Закон «О пенсионном обеспечении». Пенсионные реформы сегодня идут во многих бывших советских республиках – повышается пенсионный возраст, увеличивается страховой стаж, отменяются льготы. И на этом фоне требовавшийся до недавнего времени в Беларуси для получения трудовой пенсии минимальный страховой стаж в 5 лет был самым маленьким. Но, поддержав нормы внесенного исполнительной властью законопроекта, депутаты почему-то не обратили внимания, что новации распространяются и на тех, кто нарабатывал трудовой стаж в 80-е, 90-е, 2000-е годы, когда действовало другое законодательство. Возможно, стоило по примеру некоторых наших соседей приравнять весь трудовой стаж, допустим, хотя бы до 2010 года, к страховому стажу на «старых» условиях.
В свой актив депутаты могут записать конечную редакцию законопроекта о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. Правительство предлагало заменить ежеквартальную индексацию пособий по уходу за ребенком до достижения им трех лет на ежегодную. После дебатов сошлись на том, что перерасчет будут производить два раза в год.
В ПЕРВОМ чтении приняты два законопроекта, подготовленные самими депутатами. Оба они призваны повысить инвестиционную привлекательность Беларуси.
По словам председателя Постоянной комиссии по экономике Владислава Щепова, Закон «Об инвестициях» предлагается дополнить нормой, которая определяет общий порядок и условия компенсации инвестору стоимости имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций – в случаях национализации или реквизиции этого имущества. Эта норма основана на аналогичных положениях, содержащихся в международных договорах Беларуси. При этом компенсация должна быть выплачена по выбору иностранного инвестора в белорусских рублях или иностранной валюте. Еще один аспект законопроекта касается возможности отказа государства от юрисдикционного иммунитета.
Поправки в Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» предусматривают сокращение с 10 до 3 лет срока исковой давности по оспариванию приватизационных сделок. Несомненно, это весьма прогрессивная норма, другое дело, как она впишется в действующее правовое поле.
Кроме того, в Постоянной комиссии по законодательству находится законопроект, разработанный и внесенный в августе 2016 г. депутатами прошлого созыва и принятый в первом чтении 16.12.2016 г., – поправки в КоАП и ПИКоАП, которые касаются нарушения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением государственного жилфонда.
Не воспользовались пока правом законодательной инициативы два попавших в Палату представителей оппозиционных депутата. Есть информация, что Елена Анисим разработала новую редакцию Закона о нормативно-правовых актах на белорусском и русском языках, однако поддержки от своих коллег не получила. Но это значит, что документ «забуксовал» в самом начале труднопроходимой трассы.
Особые надежды на законотворчество в экономической сфере возлагались на Анну Канопацкую, но пока что и они не оправдались. Можно лишь отметить, что она предприняла ряд безуспешных попыток «достучаться» до Администрации Президента, направив туда свое обращение о необходимости отмены Декрета № 3 и, соответственно, «налога на тунеядцев».
Всего за три сессии парламентарии рассмотрели свыше 100 законопроектов, т.е. удельный вес законодательных инициатив со стороны депутатов буквально теряется в большом объеме законопроектов, внесенных Совмином и Президентом. И в этом белорусский парламент сильно отличается от Госдумы РФ, Мажилиса Казахстана или украинской Рады.
ПОЧЕМУ так происходит? Число депутатов, имеющих юридическое образование и опыт практической работы в этой сфере, невелико. А разобраться в сути не одного десятка поступающих законопроектов очень непросто. Еще сложнее их написать и на этой стадии понять, как они будут исполняться.
Не потому ли при формировании постоянных комиссий в начале первой сессии большинство «новобранцев» стремились заниматься вопросами образования, культуры, науки, международной политики и практически не было желающих работать в комиссиях по законодательству, государственному строительству и бюджету.
Нет у белорусских парламентариев и многочисленных помощников-специалистов, как это заведено, например, в российской Госдуме. Да, депутат может сформировать команду из 5 человек, но только один из них будет работать в избирательном округе и получать зарплату, а остальным придется помогать на общественных началах.
Кроме того, депутаты, подготовив законопроект, должны согласовать все его нормы с министерствами, и этот процесс затягивается на долгие месяцы.
Все это сказывается и на качестве принятых законов.
Специалисты обращают внимание на большое количество отсылочных и порученческих норм: Совмину или конкретному министерству поручается разработать в развитие закона то или иное положение, перечень или порядок реализации на практике принятых статей. Часто встречаются ссылки на «другие законодательные акты» или «в соответствии с законодательством Республики Беларусь». В подобных формулировках быстро сориентироваться не сможет даже человек с высшим образованием. То есть рядовому гражданину, для которого законы и пишут, без помощи высококвалифицированного юриста не обойтись. В свою очередь, обилие отсылочных норм помогает чиновникам на свой лад «толковать» нормы законов. И предсказать, каким содержанием они наполнят эти документы, невозможно.
Напомним, Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал, что любой нормативный правовой акт должен быть понятен и доступен не только юристу, но и обычному человеку. А закон не должен через многочисленные отсылки перекладывать решение проблем его применения на Совмин или органы местной власти.