$

2.5105 руб.

2.9797 руб.

Р (100)

3.4323 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Бюджет

Где теряются бюджетные средства

15.06.2021

Комитет государственного контроля проанализировал исполнение республиканского бюджета и бюджета ФСЗН за 2020 год. Основные выводы, сделанные госконтролерами, озвучил на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам заместитель председателя КГК Дмитрий БАСКО.

Исполнение республиканского бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях пандемии COVID-19, снижения мировых цен на основные экспортные товары, производимые в республике, и невыполнения трех из шести важнейших параметров прогноза социально-экономического развития. Все это негативно сказалось на формировании доходной части бюджета и привело к необходимости уточнения его доходов в сторону их снижения. В итоге доходы республиканского бюджета уменьшены и составили 23,4 млрд руб., а исполнены в сумме 23,7 млрд руб., или 101,1 % к уточненному плану (96,9% к плану, утвержденному Законом), сообщила председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Нижевич. В 2020 году проводилось перераспределение средств бюджета в целях сохранения стабильности функционирования объектов социальной сферы и субъектов хозяйствования. В результате удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу к ВВП увеличился с 12,7% в 2019 году до 12,9% в 2020 году, отметила спикер.

Дмитрий Баско рассказал о проблемах, которые оказали существенное влияние на исполнение доходной части республиканского бюджета-2020.

Свои предложения по оптимизации налоговых льгот и преференций, которые по итогам 2020 г. составили 6,7 млрд руб., или порядка 36% налоговых доходов, КГК еще в прошлом году направлял в правительство.

Эту работу, включая оценку эффективности налоговых льгот, следует продолжать для принятия решения по их оптимизации.

Проведенные КГК проверки свидетельствуют о необходимости систематизации контроля за поступлением в бюджет неналоговых доходов. Выявлена просроченная задолженность по перечислению в казну средств от приватизации жилищных помещений госжилфонда, от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также возврата выпускниками средств, затраченных государством на их обучение.

Требует совершенствования механизм формирования Фонда национального развития (ФНР). На сегодня отсутствуют методики по определению организаций, обязанных участвовать в его формировании, а также порядка расчета объема этих средств, что приводит к занижению сумм, подлежащих перечислению в данный фонд. Так, при подготовке соответствующего проекта постановления Совмина из перечня была исключена часть позиций, поскольку некоторые организации сумели обосновать снижение своего вклада в ФНР необходимостью использования чистой прибыли на модернизацию, приобретение основных средств, оборудования.

Позже выяснилось, что расходование чистой прибыли в ряде случаев не соответствовало заявленным целям. Деньги направлялись в т.ч. на поддержку вышестоящих организаций, выплату бонусов или вовсе не использовались, находились на расчетных счетах организаций.

КГК отметил, что не выполнена задача, поставленная Программой социально-экономического развития РБ на 2016–2020 годы, по повышению охвата расходов бюджета государственными программами до 90%. В прошлом году на программные расходы направлено 44,1% расходов республиканского бюджета, а в консолидированном бюджете их доля составляет 69,1%.

Установлены и факты неэффективного использования бюджетных средств, перечисленных на реализацию госпрограмм: нецелевое их использование, завышение объемов при выполнении строительно-монтажных работ, другие нарушения.

Не всегда эффективно расходуются средства, выделенные на поддержку субъектов хозяйствования. Общий размер такой господдержки и иных преференций в прошлом году составил 4,3 млрд руб. Причем выполнение условий господдержки отдельными организациями было обеспечено за счет установления ненапряженных показателей. Например, доводились отрицательные значения рентабельности продаж, рост затрат вместо их снижения, в т.ч. в динамике.

Беспокоит контролирующее ведомство и рост объемов реструктуризации долговых обязательств субъектов хозяйствования перед бюджетом. Она приобрела системный характер и составила в прошлом году 52,9% общего объема оказанной госпомощи.

Остается значительной просроченная задолженность организаций перед бюджетом по ссудам, зай­мам и гарантийным платежам (на 01.01.2021 – 731,3 млн руб.), хотя динамика к ее снижению имеется.

Неэффективная работа реального сектора экономики напрямую влияет на поступления в бюджет, подчеркнул Дмитрий Баско. Это, в свою очередь, вынуждает государство принимать меры по поиску новых источников финансирования долговых обязательств, а также инвестиционных проектов, что отражается и на состоянии госдолга, объем которого на начало 2021 г. составил 57,8 млрд руб. (33,7% ВВП). При этом госдолг в иностранной валюте достиг 97,6% общего объема, что свидетельствует о высоком уровне зависимости от внешних кредитов и значительных валютных рисках.

По итогам года превышен установленный норматив отношения расходов по погашению и обслуживанию указанного долга в иностранной валюте к золотовалютным резервам (46% при нормативе не более 45%). На погашение долга было направлено 6,2 млрд руб., на его обслуживание – 2,3 млрд руб., или 9% расходов республиканского бюджета, что сопоставимо с финансированием социальной политики, здравоохранения и образования вместе взятых.

Несмотря на увеличение для Беларуси с 2020 г. норматива распределения ввозных таможенных пошлин на 0,3 п.п., сохраняется отрицательное сальдо взаиморасчетов между РБ и государствами – членами ЕАЭС.

Депутаты приводили и другие факты нерационального использования бюджетных средств. Так, избиратели после введения дорожного налога интересуются, куда пойдут эти средства и кто ими будет распоряжаться. Например, в агрогородке автомобильные дороги могут находиться на балансе трех разных организаций: дорогу республиканского значения обслуживает предприятие «Белавтодора», дороги в соседние населенные пункты– Облдорстрой, а остальные улицы и проезды – в ведении коммунальщиков, у которых денег нет. В снегопад обе дорожные организации расчищают лишь «свои» дороги, а отклониться от маршрута, чтобы обеспечить, например, подъезд к сельской школе, водитель снегоуборщика не может из опасения лишиться премии.

Отметим, что впервые за много лет расходы бюджета не освоены в полном объеме ни по одному из 10 разделов национальной классификации. Невостребованными остались 545,9 млн руб.

Что касается исполнения доходной части бюджета ФСЗН, то просроченная задолженность по обязательным страховым взносам на 01.01.2021 составила 97,8 млн руб. Ее наибольший объем по действующим организациям пришелся на Витебскую и Минскую области, а по предприятиям, находящимся в стадии ликвидации и банкротства, – на Минск (9,1 млн руб.), Могилевскую (9,2 млн руб.) и Минскую (7,3 млн руб.) области.

В числе основных причин – непростое финансовое состояние организаций и систематическое несоблюдение законодательства об уплате платежей в бюджет ФСЗН.

Еще один негативный момент – задолженность по плательщикам, находящимся в стадии ликвидации (65,3 млн руб.). Работавшие в таких организациях граждане лишаются права на формирование страхового стажа для начисления пенсии за тот период, за который страховые взносы не уплачены. Неблагоприятная ситуация в этом плане сложилась на 32 сельхозпредприятиях (задолженность 8 млн руб.), 40 организациях обрабатывающей промышленности (8 млн руб.), 75 стройорганизациях (3,1 млн руб.).

Особенно беспокоит контрольное ведомство проблема признания задолженности безнадежным долгом и его дальнейшее списание. Более 300 индивидуальных предпринимателей (ИП) с учетом Указа от 13.06.2008 № 329 воспользовались правом на списание задолженности перед ФСЗН и прекратили свою деятельность. Но позже выяснилось, что они вновь зарегистрировались в качестве ИП.

Аналогичная ситуация прослеживается и при создании новых коммерческих организаций, собственниками которых являются владельцы ликвидированных юрлиц, не рассчитавшихся с ФСЗН и наемными работниками. Суммы по ИП не столь значительные (64 тыс руб.), по коммерческим организациям – заметно выше.

– Мы полный анализ не проводили, но было установлено, что предприятия перерегистрировались, учредители не меняются, но с ФСЗН не рассчитываются, – сообщил представитель контрольного ведомства.

КГК предложил правительству изучить практику повторной регистрации ИП и юрлиц и принять соответствующие меры реагирования.

Также обращено внимание, что на финансирование мероприятий по обеспечению занятости использовано около 31 млн руб., или 79,3% к утвержденному законом. Эти средства не освоены ни в одном из регионов страны.

***

Проекты законов об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год и об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного ФСЗН за 2020 год депутаты планируют рассмотреть на ближайшем заседании.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное