$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГАРАНТИИ ДРУЖБЫ

26.11.2010

РУП «Гомельтранснефть «Дружба» гарантирует стабильность транзита нефти в страны Центральной Европы, заявил генеральный директор предприятия Сергей СОСНОВСКИЙ в среду, реагируя на беспокойство российской АК «Транснефть» по поводу возможных сбоев при экспорте российской нефти в связи с запуском в аверсный режим нефтепровода «Одесса — Броды» с использованием частичного реверса южной ветки «Дружбы».

Напомним, 20 ноября нефтепровод «Одесса – Броды» впервые заработал в аверсном режиме для пробной прокачки венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ. Это внесло коррективы в экспортный график российской Транснефти, которая сообщила 22 ноября о том, что вторая ветка «Дружбы» загружена предельно — 17,05 млн. т в год. По мнению руководства Транснефти, работа одного из нефтепроводов на предельной мощности сопряжена с рисками прерывания экспортных поставок либо невозможности увеличить их объем в случае необходимости в Чехию, Венгрию, Словакию, Хорватию и Южную Германию. «Наш наблюдатель, находящийся на НПС «Михалки» в Беларуси, подтвердил, что технологических сбоев, связанных с аверсом, нет. Однако нас беспокоит ситуация, когда труба в направлении наших потребителей работает на абсолютном пределе. Мы намерены официальными письмами проинформировать об этом наших потребителей в Западной Европе и стран-транзитеров», — подчеркнул менеджер Транснефти Игорь Демин.

Это заявление потребовало разъяснений от руководства РУП «Гомельтранснефть «Дружба». Его генеральный директор С.Сосновский сообщил, что маршрут «Мозырь – Броды» имеет два трубопровода. В них использовались чешские трубы высокого качества. «Испытательные давления были значительно выше, чем ныне установленные рабочие», — отметил он. «Первую очередь мы можем эксплуатировать при давлении 53 атмосферы, а вторую очередь, по которой поставляем нефть в Европу, до 60 атмосфер. У нас есть серьезный запас прочности», — пояснил руководитель. Он добавил, что существует целый ряд технологических аспектов, с помощью которых можно повысить производительность, в частности, используя противотурбулентные присадки и т.д.

По словам С.Сосновского, чешские и польские партнеры не высказывают никаких опасений относительно поставок нефти. На направлении Адамово – Мозырь имеются три трубопровода с пропускной годовой способностью 52 млн. т. В этом году будет рекорд поставки — 47 млн. т, но профицит мощностей еще имеется, подчеркнул директор.

Пробная прокачка нефти для Беларуси по нефтепроводу «Дружба» не ущемила ничьих интересов, считает С.Сосновский: «Мы просто воспользовались профицитом мощностей и успешно завершили пробную прокачку». По мнению специалистов Гомельтранснефти, при незначительной доработке вместе с украинскими коллегами предприятие сможет транспортировать до 16 млн. т нефти в год в Беларусь из Черноморского бассейна.

Отвечая на вопрос, планируется ли еще в этом году транспортировать нефть для Беларуси по опробованному маршруту, генеральный директор отметил: «Будет заказ — мы его выполним». По его словам, технический коридор Мозырь – Броды способен пропустить 34 млн. т нефти в год. Пик производительности был в 2006 г. — 26 млн. т. «У нас есть профицит, и моя задача — обеспечить загрузку. Несомненно, мы будем это делать, если будет заказ на транспортировку нефти. И сделаем успешно, без ущерба основным поставкам нефти в страны Центральной Европы».

Также С.Сосновский сообщил, что АК «Транснефть» представила прогнозные цифры объемов прокачки нефти в европейском направлении на следующий год, речь идет о 17–19 млн. т нефти. Он добавил, что пробная прокачка нефти по маршруту порт Южный — Броды — Мозырь успешно завершилась 23 ноября. Ежесуточный объем составил 24 тыс. т. Одновременно по нефтепроводу Мозырь – Броды-2 нефть поставлялась в Венгрию, Словакию и Чехию. Суточная прокачка — около 50,5 тыс. т.

В то же время президент Фонда национальной энергетической безопасности Украины Константин Симонов заявил, что проект смены направления нефтепровода «Одесса – Броды» экономически нерентабелен. «Одно дело вести пробные прокачки, а другое — развернуть трубу. Последнее означает, что нужно разорвать все существующие контракты с российскими компаниями», — сказал он. По оценке К.Симонова, самым дешевым путем для перевалки венесуэльской нефти и дальнейших поставок ее в Беларусь являются эстонские порты. «Но Минск не дает никаких гарантий, никаких предоплат не осуществляется. В итоге только Украина пока клюнула на эту идею». По мнению эксперта, это объясняется тем, что сейчас решается вопрос о будущем украинской газотранспортной системы, и задача Киева — повысить ставку в этой игре. К.Симонов также заявил, что если бы поставки азербайджанской нефти в Беларусь были рентабельны, то непонятно, почему они не начались раньше, в период правления В.Ющенко, который просто мечтал развернуть «Одесса – Броды».

Кирилл ПРУДНИКОВ