Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франшизы на любой вкус и цвет

В столичном центре IBB состоялась выставка франшиз из Беларуси, России, Украины, Турции и Испании. Мероприятие прошло при финансовой поддержке России в рамках проекта «Малые города», организованного ПРООН и Минэкономики; Ассоциацией «Белфранчайзинг».

Последние годы в Беларуси (в большей мере – в регионах) отмечается рост заключения франчайзинговых договоров. Причины лежат на поверхности – бизнесменам не надо самим создавать торговую марку и выстраивать бизнес-процессы. Вместе с приобретением франшизы предприниматели получают не только право на использование узнаваемого бренда и его технологий, но и готовый бизнес-план, разработанные маркетинговые компании, стандарты по работе с клиентами, поставщиками и персоналом.

Форум стал крупнейшей площадкой для предпринимателей, приехавших со всех регионов страны. На семинаре выступили эксперты в сфере франчайзинга, поделились секретами своего дела бизнесмены.

Предлагаем читателям «ЭГ» ознакомиться с частью наиболее примечательных докладов.

Не бойтесь назвать бренд своим именем

Виталий МАКЕЙ, учредитель сети магазинов по продаже кожаных изделий ручной работы «Макей», – о развитии своей сети в стране и за границей:

– Мы двадцать лет выстраивали свое дело и не всегда шли правильным путем, набивая множество шишек. Своим франчайзи мы предлагаем не тратить жизнь на это, а сразу получить готовый бизнес, который сами начинали с нуля.

Назвать бренд своим именем не страшно – если делаешь дело хорошо и качественно, то не стыдно за продукт. Многие известные бренды в Европе развиваются сотни лет под именами своих владельцев.

Мы стали открывать собственные магазины, отказавшись от реализации продукта в других сетях. Сегодня их у нас 30, и здесь тоже проделан большой путь. Мы увидели, что наша продукция не продается в сегменте «остров», где делаются импульсные покупки несерьезного продукта. Поэтому, когда мы стали предлагать франшизу, запретили открывать «острова».

Кроме наших магазинов, которые приносят хорошую прибыль, уже порядка 20 открыто по франшизе. Франчайзи хорошо развиваются и благодарны нам, что могут это делать без специального образования.

Самое главное в развитии дела – вам должен нравиться продукт, нужно верить в себя и слушать компанию-франчайзера.

Инвестиции в наш бизнес небольшие – от 1000 до 10 тыс. USD в месяц. Окупаемость – с первого месяца. Но все меньше остается мест в Беларуси, где нет наших магазинов, поэтому скоро мы будем включать в договоры паушальный взнос и роялти.

Мы присутствуем также в 9 странах, где, как правило, бренд представляют наши бывшие соотечественники, желающие развивать свой бизнес.

Как производители, мы обязаны менять ассортимент и делать качественную продукцию. Каждое изделие делается у нас от начала и до конца одним мастером, гарантирующим качество. У нас не поток, и в этом наше преимущество.

Успешная франшиза – как ее развить

Виталий ШИЯНОВ, заместитель директора ИООО «Независимая лаборатория ИНВИТРО», – о секретах запуска франшизы в медицинском сегменте Беларуси:

– В Беларуси мы открылись в 2013 году. Чтобы стало понятно, как мы заходили в бизнес, – юридическое лицо было открыто и зарегистрировано в 2009-м. История длиной в 4 года.

За время развития мы оказались в 20 белорусских городах. И еще есть куда развиваться – лабораторная диагностика очень востребована. Но запускать бизнес в медицинском сегменте Беларуси действительно непросто.

Те, кто покупают франшизу, всегда задают вопрос: сколько стоит и когда я получу прибыль. Классический и разумный вопрос любого инвестора. Я отвечаю честно – не знаю.

Первая причина – наш бизнес сегодня один из немногих, который находится в ценообразовании. То есть мы ограничены в возможности зарабатывать. Это обусловлено социальностью бизнеса. Но, как показывает практика, это не лучший инструмент для того, чтобы на рынке сделать оптимальные условия цены и качества.

Второй вопрос – серьезные требования к организации медицинского бизнеса. Здесь действительно очень большой перечень.

От начала договоренности по проекту – заключения контракта на франчайзинг – до открытия проходит минимум год. Это достаточно серьезное инвестиционное плечо. Если помещение не в собственности, нужно платить аренду. Кроме того, организовывая медицинский бизнес, вы должны иметь помещение медицинского назначения. Из собственной практики знаю, что это история минимум в полгода.

Я участвую в трех рабочих группах при Минздраве – эти вопросы мы решаем, чтобы нашим будущим партнерам дать возможность развиваться. Первая наша ключевая задача: в конце года договориться о том, чтобы у нас убрали ценообразование. Вторая – чтобы нам минимизировали требования по персоналу. Весь медицинский персонал должен быть первой или высшей категории!

Когда вышел Указ от 20.10.2016, который вносил изменения и дополнения в Указ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», у нас в штате было порядка 120 медсестер. Из них только 15 имели первую или высшую категорию. Представляете, какой ужас мы испытали? Ведь в стране очень мало такого персонала.

Франчайзинговая модель для каждого офиса адаптируется индивидуально. У нас сегодня два франчайзи. Это люди, которые нам поверили. Над каждой из моделей мы вместе проработали более полугода. Сегодня они работают, и одна и вторая компания, по году с начала открытия. Их бизнес развивается, эти две компании выходят на открытие медицинского центра.

Совет такой: медицину надо любить и понимать, хотя бы чуть-чуть. И самое главное – осознавать, что это не быстрые инвестиции.

Управиться с пакетом франшиз реально

Алексей САДОВОЙ, ресторатор, бизнесмен – о своем владении различными видами франшиз:

– Я развиваю много брендов, среди которых есть франшизы. Сейчас сосредоточился на развитии мужских парикмахерских Firm и сети ресторанов «Хинкальня».

Firm – это украинская фран­шиза. Ее обретение произошло спонтанно – я был по делам в Киеве, зашел подстричься и понял, что это то, чего не хватает в Беларуси. У меня было как раз помещение, с целевым назначением которого я не мог определиться.

Приобретя франшизу, мы так развили дело, что в Украине нам отдали мастер-франшизу сначала по Минску, а потом по всей Беларуси. Это произошло потому, что мы сделали лучше, чем у франчайзера.

Мы были первыми на рынке мужских парикмахерских и не побоялись рисков. Поэтому пришел успех. Единственный минус этого дела – непрофессионализм персонала, с которым в стране беда. Это бич нашей сферы услуг.

Мы смогли вынести франшизу за пределы страны и получили опыт. Оказалось, ведение бизнеса за рубежом не так просто: существуют строгие ограничения и сложности.

Раньше я думал, что у тех, кто покупает франшизу, мало своей фантазии для того, чтобы выдумать что-то свое. Но потом я поменял свое мнение. У меня были штучные рестораны, они теряли рентабельность, и я пришел к выводу, что нужно что-то доступное и актуальное. «Хинкальня» – это также украинская франшиза. Подписав договор, мы открылись в самом центре города. Опыт владения превзошел все ожидания. Мы стали лучшими во всей сети, и начали строительство второго ресторана через полгода после открытия первого.

По итогу мы получили мастер-франшизу на всю Беларусь и Россию. Это открыло огромные перспективы. Мы перестали заниматься своими штучными проектами и полностью переключились на развитие франшизы. Мы уже строим третий и четвертый рестораны. Вот такой произошел ход событий меньше чем за два года, когда из франчайзи мы превратились в полноправных партнеров.

Почему случилось так? У этой франшизы были все признаки успешности.

Как отличить ее успех? Есть проблема пиратства, о чем мало рассказывают. Скопировать бизнес считается проще простого. Это не всегда так. Но наличие «пиратов» рядом с подлинной франшизой говорит о том, что это именно то, что нужно.

Еще признаки успеха – ноу-хау (то, что тяжело скопировать, – рецептура, технология производства и т.д.) и философия. Например, у нас она звучит: «Дорогие у нас – только гости». Это очень подходит для первого доступного грузинского ресторана.

Пройдя путь франчайзи, могу сказать, что это лучший путь развития. Делая свои штучные проекты, я тратил больше усилий и зарабатывал меньше денег.

Мой совет при подборе команды: не жалеть финансов на грамотных профессионалов и развивать их сильные стороны. Нужно создавать костяк, на который потом можно опереться. Нужно не бояться делиться процентом, долями, напрямую завязывать отношения, чтобы не потерять людей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений