$

2.5435 руб.

2.8701 руб.

Р (100)

3.4550 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проекты

Формируется правовая база для рынка ценных бумаг, СЭЗ и нотариата

12.11.2021
Формируется правовая база для рынка ценных бумаг, СЭЗ и нотариата
Фото: house.gov.by

На очередном заседании Палаты представителей приняты в первом чтении законопроект по вопросам рынка ценных бумаг, а также изменения в законы «О свободных экономических зонах» и «О нотариате и нотариальной деятельности».

Подготовка законопроекта «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» связана с необходимостью совершенствования норм законодательства о ценных бумагах с учетом правоприменительной практики, гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС, а также принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам.

В числе новаций – упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, в т.ч. путем сокращения перечня эмиссионных документов, представляемых для госрегистрации таких бумаг в уполномоченный орган. Создается институт номинального держателя ценных бумаг, вводятся новые финансовые инструменты – структурные облигации.

Конкретизируются случаи, когда в госрегистрации выпуска ценных бумаг уполномоченные структуры – фондовая биржа или центральный депозитарий – могут отказать.

Расширяется круг участников торгов на фондовой бирже, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Для иностранных эмитентов преду­смотрена возможность выпускать ценные бумаги в соответствии с белорусским законодательством. В настоящее время они могут эмитировать в РБ акции и облигации, только если их выпуск был предварительно зарегистрирован в государстве происхождения эмитента.

Об этих и некоторых других планируемых новшествах мы уже рассказывали (см. статью «Рынок ценных бумаг ожидают изменения», «ЭГ» № 65 за 27.08.2021).

Законопроект доработан к первому чтению с учетом поступивших предложений и замечаний. Они касались представления конфиденциальной информации, уточнения условий размещения эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, полномочий госорганов.

 

Каким будет закон о СЭЗ

О том, что в Палате представителей находится несколько законопроектов, которые предусматривают перераспределение полномочий между госорганами, мы уже писали (см. статью «Кому делегируются полномочия», «ЭГ» № 77 за 08.10.2021).

Четыре из них приняты в первом чтении на этом заседании.

Член Постоянной комиссии по экономической политике Светлана Горваль, выступавшая в Овальном зале с содокладом по законопроекту о внесении изменений в Закон от 07.12.1998 № 213-3 «О свободных экономических зонах» (далее – Закон), сообщила, что документ подготовлен в рамках проводимой работы по перераспределению полномочий между органами государственной власти и предусматривает передачу полномочий Президента по изменению границ свободных экономических зон (СЭЗ) Совету Министров.

В связи с этим вносятся необходимые дополнения в ст. 8 Закона, определяющую полномочия Совмина в сфере создания, функционирования и ликвидации СЭЗ.

С инициативой об изменении границ СЭЗ могут выступать областные (Минский городской) исполнительные комитеты и администрация самой зоны. В то же время решение об изменении границ СЭЗ с включением в нее территорий, на которых расположены участки, представленные землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда (природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов), принимается Совмином по согласованию с Президентом.

Предлагаемые в Закон поправки призваны содействовать ускорению начальной стадии реализации новых инвестиционных договоров, а также включению в границы СЭЗ наиболее востребованных территорий.

В свою очередь министр экономики Александр Червяков напомнил, что в стране действует 6 СЭЗ, которые являются эффективным инструментом развития экономики, своего рода точками роста для регионов. Там трудятся 5% от среднесписочной численности работников, но формируется до 25% респуб­ликанского объема промышленного производства, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций. При этом вложенные резидентами СЭЗ инвестиции по реализации проектов почти вдвое превышают сумму полученных льгот и госрасходов на развитие зон. Показатели на одного занятого здесь втрое выше, чем в целом по стране.

Отвечая на вопросы депутатов, министр озвучил итоги работы СЭЗ за январь – июнь 2021 г: объемы промышленного производства выросли в 1,5 раза (по РБ в целом – на 10%), освоено инвестиций на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 25% увеличились налоговые поступления в бюджет, на 45% – экспорт товаров, получено положительное внешнеторговое сальдо более 1,3 млрд руб.

После принятия и вступления в действие норм законопроекта, пройдет инвентаризации территорий СЭЗ и закрепление их границ постановлениями Совмина. Поскольку решено ограничить дальнейшее расширение таких территорий, планируется предоставлять льготы инвесторам вне границ СЭЗ для реализации высокотехнологичных проектов, при необходимости – в индивидуальном порядке.

На 2022 год намечена комплексная переработка действующего Закона. Депутат Александр Омельянюк поинтересовался: какие подходы по его корректировке рассматривает Минэкономики?

По словам Александра Червякова, необходимо совершенствовать нормативную базу о СЭЗ в целях улучшения инвестиционного климата страны.

Принятый в 1998 г. Закон кардинальных корректировок за прошедшие годы не претерпел, что свидетельствует о качественной подготовке документа и взвешенном подходе к развитию территорий.

Но за это время произошло немало изменений, в т.ч. в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Предстоит дальнейшая работа по унификации законодательств Беларуси и России. Необходимо гармонизировать многие нормы Закона с правовой базой ЕАЭС – в первую очередь это касается льготирования экспорта.

Кроме того, другими стали приоритеты. Поэтому следует, например, четко определить, развитие каких отраслей и производств надо стимулировать в СЭЗ.

Сегодня для отечественных и иностранных инвесторов, которые приходят в СЭЗ с конкретными проектами, созданы одинаковые условия.

Ведется работа по созданию инфраструктуры, прежде всего энергетической. Минэкономики считает: инвестор не должен тратить время на хождения по инстанциям, чтобы добиться выделения земельного участка, подвода электроэнергии и т.д. Поэтому через инвестиционные программы заранее формируются перечни проектов, которые обеспечиваются финансированием с целью своевременной подготовки условий для работы.

Такой опыт, уже наработанный администрацией индустриального парка «Великий камень», Минэкономики хотело бы использовать в СЭЗ.

 

Отменяется территориальный принцип

Корректировка Закона от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» также вызвана необходимостью перераспределения полномочий между госорганами, а разработка другой части новшеств подсказана правоприменительной практикой.

На официальном сайте Белорусской нотариальной палаты будут публиковаться сведения о доверенностях, в т.ч. удостоверенных должностными лицами загранучреждений.

Изменится порядок установления предельной численности нотариусов в стране и численности таких специалистов, осуществляющих свою деятельность в нотариальных бюро. Корректируется норма о стаже работы нотариуса в нотариальной конторе с целью образования нотариального бюро, конкретизируется процедура аннулирования свидетельства на осуществление данного вида деятельности.

Уточняются полномочия нотариу­са на истребование и получение от госорганов, иных организаций, ИП и нотариусов, включая государственные информационные ресурсы, необходимых для работы сведений и документов, в т.ч. и персональных данных физических лиц, без их согласия.

Исключается территориальный принцип удостоверения договора об ипотеке земельного участка, что позволит юридическим лицам и гражданам обращаться за таким документом к любому нотариусу вне зависимости от места проживания или нахождения земельного участка.

Предлагаемый порядок выдачи свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, сократит срок получения такого документа.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Право: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное