Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Инновации
08.06.2018 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фонд вместо банка: — кому доступны «умные» госденьги

Директор Белорусского инновационного фонда Дмитрий Калинин

Государство готово вкладывать и уже вкладывает деньги в создание современных инновационных производств в Беларуси. Время сейчас непростое, лишних средств нет, но наша страна продолжает инвестировать в свое будущее. К сожалению, не все знают про существование доступных для государственных и частных предприятий источников финансирования новых бизнесов. Кто и как может получить от сотен тысяч до миллионов долларов под свои проекты, корреспонденту «ЭГ» рассказал директор Белорусского инновационного фонда Дмитрий КАЛИНИН.

Дмитрий Станиславович, поясните, что это за организация, кому и зачем фонд выдает деньги?

– Глава нашего государства объявил о планах к 2020 году увеличить ВВП страны до 100 млрд. USD. А темпы роста традиционного индустриального уклада ограничены не только у нас, но и во всем мире. Такие амбициозные цели достигаются лишь за счет массированного внедрения передовых технологий, запуска инновационных производств на их основе, освоения совершенно новых видов продукции, открытия для наших предприятий новых рынков и возможностей.

Именно для этого и создан Белорусский инновационный фонд (Белинфонд) – государственная некоммерческая организация, целью которой является содействие инновационному развитию страны посредством финансирования передовых бизнес-проектов отечественных предприятий. И государственных, и частных.

Возвращать вам потом эти средства надо? Это помощь или кредит?

– Мы не раздаем безвозмездно бюджетные деньги, а предоставляем своего рода займы сроком до 7 лет под половину ставки рефинансирования. В отличие от большинства банков Белинфонд дает два года отсрочки платежа и по основному долгу, и по процентам. И что очень важно, особенно для небольших фирм, которые только начинают свое развитие, мы не требуем залог.

Фонд может предложить финансирование на льготных условиях, которое сейчас не предлагают ни коммерческие банки, ни даже Банк развития Республики Беларусь. Хотя сейчас именно с ним наши условия начинают сближаться.

Схема успешно работает уже 20 лет, именно столько исполнится этой осенью Белорусскому инновационному фонду. За это время мы профинансировали более 100 проектов на сумму свыше 90 млн. USD.

А какого масштаба инициативы вы поддерживаете?

– Какой-то строго оговоренной планки нет. Последние годы мы финансировали проекты с бюджетом 400–500 тыс. USD и более. В среднем сумма инвестиций в конкретное предприятие – 1–2 млн. USD. Конечно, нам интересны крупные проекты. Ведь процесс предварительной проработки, подготовки документов – он одинаков что при покупке одного станка, что при модернизации огромного цеха. Но мы не отсеиваем заемщиков с небольшими проектами. Скорее, у них порой не хватает энтузиазма.

Финансируемая инициатива должна обладать инновационным потенциалом и значимым для страны или конкретной отрасли эффектом. Перед тем как получить средства, все наши проекты проходят государственную научно-техническую экспертизу. У нас нельзя получить деньги на строительные работы или, скажем, на открытие магазина или кафе. Чаще всего средства фонда идут на модернизацию технологического оборудования или разработку и организацию производства новой продукции.

Ну и мы рассчитываем, что какую-то заметную часть средств заемщик сам инвестирует в поддержанный нами проект. Белорусский инновационный фонд – не спонсор, а партнер.

Можете привести конкретные примеры проектов и назвать заемщиков? Кому и под что вы уже выдали деньги?

– Чаще всего к нам обращаются крупные госпредприятия и ОАО. Подавляющее большинство заемщиков фон­да – организации системы Минпрома. Это не наше искусственное ограничение, никто другим предприятиям не запрещает получать от нас поддержку. Просто так исторически сложилось. А теперь у давних партнеров есть уже накопленный опыт работы с фондом, они нам доверяют и охотно обращаются.

Наша гордость – поддержка инициатив флагмана белорусского точного машиностроения – ОАО «КБТЭМ-ОМО». За долгие годы делового сотрудничества мы профинансировали 8 важных наукоемких производственных проектов этого предприятия. С ними у нас уже выстроено долгосрочное партнерство. Как раз недавно Белорусский инновационный фонд поддержал их проект по разработке своеобразного маркетингово-производственного стенда. Это комплекс, который разворачивается в промышленном регионе, например, где-нибудь в России, Индии или Китае, и работает одновременно и как выставочный экспонат, как образец высокотехнологичного оборудования, которое «КБТЭМ-ОМО» может произвести и поставить; и как мини-производство, где местные предприятия, те же потенциальные покупатели станков, могут разово или постоянно размещать заказы. Посмотрят специалисты и руководители, что и как можно делать на изделиях «КБТЭМ-ОМО», оценят возможности, и закажут себе такое же оборудование.

В свое время при участии Белинфонда было создано производство бытовой техники «Горизонт-Мидеа», организован выпуск фармацевтических препаратов на основе биологически активных веществ Институтом биоорганической химии НАН Беларуси.

Предприятие «Унихимпром», принадлежащее Белгосуниверситету, использовало деньги фонда на разработку технологии и оборудования для производства дизельного биотоплива на базе ОАО «ГродноАзот». Успешно реализованы проекты на Борисовском заводе медпрепаратов и Брестском электроламповом заводе.

А что с частным бизнесом?

– Обращаю ваше внимание: у Белорусского инновационного фонда нет никаких ограничений для негосударственных компаний, мы готовы с ними работать и уже работаем. Пытаемся расширить практику финансирования проектов частного бизнеса, небольших компаний. Но у многих бизнесменов порой бывают какие-то сомнения, поскольку они с такими структурами, как наша, ранее не сотрудничали. Кто-то опасается работать с бюджетными деньгами, кто-то считает, что наша система получения денег забюрократизирована. Хотя на самом деле ничего сверхъестественного фонд не требует.

Мы понимаем, что в Беларуси есть много так называемых «скрытых чемпионов», которые на самом деле являются лидерами в отдельных сегментах регионального и даже мирового рынка, но на родине об их успехах порой мало кто знает. Ищем таких и поддерживаем.

Например, средства фонда помогли известному частному предприятию «АДАНИ» реализовать два важных для страны проекта и занять интересную рыночную нишу во всем мире. Они наладили производство передвижных рент­ген-кабинетов и цифровых маммографов. Вы можете увидеть грузовые автомобили с такими кузовами-лабораториями в разных уголках нашей страны и далеко за ее пределами. Это одновременно прекрасный бизнес, инновационный прорыв и решение важной социальной задачи в области здравоохранения. Ведь нереально создать в каждой деревне собственный стационарный рентген-кабинет, а теперь он может просто приехать в любое место.

Белинфонд также поддержал пред­приятие «Полимаг» при внедрении технологии, которая востребована в рамках российских космических проектов.

– Можете привести пример участия фонда в создании принципиально новых для нашей страны производств?

– В декабре 2017 года Белинфонд выступил соучредителем НПООО «Ком­позитные материалы». Компания стала первым резидентом Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в 2018 году.

Это будущее и нашего машиностроения, и отечественной нефтехимии. В перспективе на многих белорусских производствах, в автопроме, производстве тракторов и других сельхозмашин, погрузчиков композитные полимеры потеснят сталь. Это произойдет не по указке сверху. Во всем мире такой процесс набирает обороты, и мы его не минуем. Современные композитные материалы дешевле, легче, устойчивее к коррозии, чем металлы, и превосходят их еще по многим параметрам. Для Беларуси это особенно важно. Если кабины тракторов и автомобилей, другие детали начнут делать из отечественных композитов, а не из импортной стали, это сэкономит стране миллиарды долларов.

Сырьевой базой для нового производства могут стать крупные предприятия белорусской «большой химии». При этом нефть и другие импортные компоненты составят некритичную долю в стоимости композитов.

Вот ради таких проектов и создан Бел­инфонд. И мы всегда готовы поддержать тех, кто старается, чтобы будущее в Беларуси наступило уже сегодня!

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений