Fitch подтвердило рейтинги Беларуси, но предупреждает о рисках
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B» с прогнозом «Стабильный». При этом существующие проблемы никуда не делись, что не позволяет улучшить рейтинги нашей страны.
Что у нас хорошо, а что плохо
По оценкам Fitch, подтверждение рейтингов является отражением как позитивных, так и негативных тенденций в развитии экономики Беларуси. С одной стороны, аналитики отмечают продолжение укрепления макроэкономической стабильности (во многом за счет хорошей внешней конъюнктуры), рост доходов населения и хорошую «кредитную историю» нашей страны (все долги мы гасим вовремя). С другой стороны, их смущают достаточно низкий (по мировым меркам) объем ЗВР, относительно сдержанные перспективы роста, значительная внешняя долговая нагрузка, результатом которой являются высокая подверженность валютным рискам, слабый банковский сектор и низкое качество управления по сравнению со странами, имеющими аналогичные рейтинги.
Сильным негативным фактором, по мнению Fitch, является высокая степень зависимости от Российской Федерации как в торговой, так и в финансовой сфере. Предпринимаемые попытки их диверсифицировать заслуживают похвалы, но кардинально ситуацию пока не изменили.
Средний показатель инфляции снизился до 4,9%, что соответствует текущему уровню для рейтинговой категории «B» и существенно ниже целевого уровня, установленного Нацбанком Беларуси. При этом Fitch считает, что в текущем году ситуация ухудшится, и средний уровень инфляции вырастет до 6%. Возможен и пессимистичный сценарий: более высокий рост цен может быть обусловлен «экспортом» инфляции из России, нестабильностью на финансовых рынках и опережающим производительность труда ростом зарплат.
Замедление роста
Поскольку благоприятные внешние факторы будут продолжать ослабевать, экономика Беларуси продолжит «торможение». По мнению Fitch, даже 3% роста, зафиксированного по итогам 2018 г., достигнуты лишь благодаря комфортным внешним условиям по экспортным ценам и уровню спроса со стороны основных торговых партнеров нашей страны, своевременному и достаточно льготному внешнему финансированию, а также росту потребления домашних хозяйств, которому способствовали быстрое увеличение реальной зарплаты и кредитования.
В то же время все эти факторы снизят свое влияние, в результате чего рост экономики затормозится до 2,2% в текущем году и до 2,0% в следующем, что гораздо ниже ожидаемых темпов увеличения ВВП в 3,4% и 3,5% для «сопоставимых» стран.
Налоговый маневр
Аналитики Fitch серьезно оценивают негативные последствия российского налогового маневра в «нефтянке» для белорусского бюджета. Они оценивают возможные потери на уровне 10,6 млрд USD за шесть следующих лет, включая текущий год, при средних нефтяных ценах за этот период в 70 USD и увеличении объема нефти, перерабатываемой на белорусских НПЗ, с 18 млн т в 2019 г. до 24 млн т в 2020–2024 гг.
Правда, на чем основана информация о таком росте нефтепереработки, не очень понятно. При этом рецептом снижения потерь как раз и названы более низкие объемы переработки, а также увеличение цен на моторное топливо на внутреннем рынке Беларуси.
Внешний долг
По оценкам Fitch, на обслуживание внешнего долга в текущем году Беларусь должна потратить 3,2 млрд USD, при этом основная выплата – 600 млн USD – предназначена России, с которой белорусские власти вроде бы уже договорились о рефинансировании. Плюс седьмой транш давно ожидаемого кредита ЕФСР в 200 млн USD, который мы так долго ждем. Помочь рассчитаться с текущими долгами должны и валютные облигации, которые будут выпускаться «для внутреннего потребления», а также причитающаяся нам в рамках ЕАЭС часть экспортных таможенных пошлин, традиционно используемых для расчетов по внешнему долгу.
В результате аналитики агентства оценивают текущие финансовые риски по госдолгу, как управляемые.
Что касается более отдаленных перспектив, то на обслуживание внешнего долга, включая проценты, в 2020–2021 гг. Беларуси надо будет затратить в среднем по 3,5 млрд USD. При этом Fitch считает, что наша страна может частично рефинансировать эти средства путем размещения облигаций на российском и китайском рынках, о чем уже были проведены успешные переговоры.
В то же время в планах правительства отсутствует выход на рынок еврооблигаций до 2020 г. Не учитывали аналитики агентства и возможность получения нового кредита МВФ, хотя разговоры о нем периодически возникают на различных уровнях.
Состояние финансов
По расчетам Fitch, объем золотовалютных резервов несколько снизится: с 7,1 млрд USD в прошлом году до 6,8 млрд USD в текущем, что обусловлено расчетами по госдолгу и уменьшением чистой продажи иностранной валюты резидентами. При этом дефицит счета текущих операций (СТО) существенно вырастет – с 2,1% в 2018 г. до 3,8% в 2019-м, в основном из-за ввода в эксплуатацию БелАЭС и последствий налогового маневра, который приведет к росту цены нефти для Беларуси.
Однако в следующем году дефицит СТО, по мнению Fitch, должен снизиться до 2,6%. В то же время чистый внешний долг Беларуси в 42% от ВВП по состоянию на конец прошлого года превышает средний показатель в 15% от ВВП для стран рейтинговой категории «B».
Исполнение бюджета
Аналитики агентства считают, что общегосударственный бюджет Беларуси за 2018 г. окажется дефицитным (в размере 0,4% от ВВП), после того, как к полученному профициту будут применены необходимые по международным методикам корректировки. Он увеличится до 3,1% от ВВП в текущем году, в основном из-за более слабого роста доходов, а также расходов на БелАЭС (по оценке – в размере 3,6% от ВВП). Естественно, Fitch не рассматривает возможности пересмотра условий расчета по кредиту, полученному на атомную станцию, о котором неоднократно упоминали белорусские власти.
Высокими остаются и валютные риски, поскольку лишь 10% госдолга выражено в белорусских рублях. Однако все это не помешало Fitch сохранить Беларуси не самый плохой рейтинг, а значит, ситуация у нас в 2019 г. будет достаточно стабильной.