$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Финансы жмут на тормоза

14.08.2009

Новая редакция Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы (утв. постановлением Совмина от 23.04.2009 № 514) предполагает ускоренное обновление основных фондов. Это связано с намерением правительства увеличить объем ввода жилья с 6 млн. м2 в текущем году до 9 млн. м2 в 2010 г. Однако, по словам производителей и поставщиков специального оборудования, существенным препятствием на пути реализации амбициозных планов является недостаток финансирования.

До конца 2010 г. предприятия отрасли должны получить 556 башенных и 416 автокранов, 364 экскаватора, 230 гидравлических подъемников различных модификаций. Эта техника жизненно необходима отрасли. Как следует из текста программы, в последние годы стройкомплекс испытывал влияние системного кризиса, начавшегося в 90-е годы, когда уровень обновления основного капитала не превышал 2% в год (при оптимальной норме 10%). В результате износ машин, оборудования и транспортных средств предприятий Минстройархитектуры превысил 80%. Парк строительной техники по сравнению с 1990 г. сократился по некоторым позициям в 4 раза. К примеру, количество башенных кранов уменьшилось с 1528 единиц до 814, а удельный вес машин с истекшим сроком службы достиг 89%.

Сейчас положение дел начало исправляться, отметил в беседе с корреспондентом «ЭГ» генеральный директор РПУП «Могилевский завод «Строммашина» Владимир Саханько. В рамках программы данное предприятие заключило лицензионное соглашение с ОАО «Ржевский крановой завод» (Россия) на выпуск наиболее востребованных моделей башенной грузоподъемной техники. В 2006 г. было собрано два первых опытных образца и в том же году налажен их серийный выпуск. Правда, по состоянию на 1.08.2009 г. потребителям отгружено всего 43 машины, при том, что производственные возможности завода выросли с 5 до 10 единиц в месяц. Причина — нехватка денежных средств у организаций-заказчиков. По словам гендиректора, достаточное финансирование закупок обеспечивается только по линии Минстройархитектуры. Облисполкомы с исполнением программных заданий явно не торопятся. Так, в Гродненскую область из 6 запланированных кранов отгружен (и оплачен) только один. С витебскими заказчиками подписано два договора, но авансовые платежи по ним еще не поступили. Из 9, предусмотренных программой, только один кран отправлен в Брест.

«Ситуация с финансированием складывается очень напряженная, — подчеркнул В.Саханько. — В последние дни она неоднократно обсуждалась на совещаниях самого разного уровня, включая Совмин». При этом руководитель высказал уверенность, что при поддержке всех заинтересованных ведомств предприятие сможет выполнить доведенное на 2009 г. задание, изготовив для отрасли 100 машин.

Стоит также отметить, что отечественные производители негативно оценивают тот факт, что по состоянию на 1.01.2009 г. республика импортировала 51 башенный кран. Впрочем, полностью отказаться от импорта строительной техники (не только кранов) невозможно. Наша промышленность просто не в состоянии продублировать с должным уровнем качества всю линейку машин, предлагаемых мировыми компаниями, что создает достаточно благоприятные условия для работы импортеров.

«Формально мы не участвуем в госпрограмме, — говорит директор официального дилера Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. в Беларуси ООО «Вежа — строительные машины» Сергей Жупаненко. — Хотя это отнюдь не мешает использовать при ее реализации поставляемые нами экскаваторы. Да, мы с немалой тревогой ожидали падения продаж под воздействием глобального кризиса. В реальности платежеспособный спрос сократился примерно на 30% — этот показатель выглядит гораздо более оптимистично, чем в других странах присутствия компании».

Импортные экскаваторы покупают как частные фирмы, так и государственные предприятия. Иного решения проблемы катастрофического старения парка просто не существует. Спрос также стимулируют цены, снизившиеся на фоне кризиса и мирового перепроизводства техники, и условия поставки. Если раньше заказчик должен был до года ждать отгрузки с завода в Японии, то сегодня требуемое изделие может быть в кратчайшие сроки поставлено с ближайшего регионального склада.

Как убеждены на местах, разгрузить затоваренные склады помогло бы более доступное чем сейчас кредитование участников строительной госпрограммы. «По заданию правительства ОАО «Пинский завод средств малой механизации» в 2009 г. должен произвести 110 автоподъемников разных моделей, — сообщил директор предприятия Георгий Головач. — В целом на наших складских площадках скопился двухмесячный запас продукции. Раньше за подъемниками на шасси МАЗ выстраивалась очередь, и мы продавали по пять машин в месяц. И примерно такое же их количество было реализовано за весь текущий год».

В какой-то степени трудности пинчан удалось смягчить благодаря позиции Минского автозавода, предоставившего отсрочку платежа за уже поставленную технику. Но далеко не все производственные партнеры предприятия оказались столь же сговорчивыми.

Руководители предприятий надеются, что плановые показатели по финансированию программы в 2009 г. будут выполнены, и на приобретение машин и механизмов за счет средств отраслевого инновационного фонда и банковских кредитов в целом по республике направят не менее 410 млрд. Br. Только в этом случае можно будет говорить о заделе для качественного и количественного выполнения плана по увеличению объемов жилищного строительства.

Владислав ПЛАТУН