Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9749
EUR:
3.4218
RUB:
3.6844
BTC:
100,709.00 $
Золото:
385
Серебро:
4.67
Платина:
151.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Финансовый сектор в 2025 году наращивает кредитование

Нацбанк, коммерческие банки и небанковские кредитно-­финансовые организации отчитались о первых итогах работы за текущий год. Иностранные ресурсы и кредитная активность возросли.

Восстановление после ноября

В ноябре 2024 г. США представили новый санкционный пакет в отношении экономики РФ. Ввиду тесных взаимосвязей реального и финансового сектора Беларуси с российским негативное влияние почувствовали на себе и местные игроки.

Возникшая в конце ноября повышенная волатильность на внутреннем валютном рынке отразилась на динамике чистых иностранных активов финансового сектора. Чистые иностранные активы Нацбанка сократились за месяц более чем на 500 млн USD, коммерческих банков и НКФО – более чем на 300 млн USD.

Однако влияние на финсектор негативных настроений удалось быстро купировать. По итогам декабря 2024 г. и января 2025 г. рост иностранных активов возобновился. За декабрь 2024 г. Нацбанк нарастил чистые активы на 190,4 млн USD, банки и НКФО – на 308,9 млн USD, за январь 2025 г. – на 227,9 и 48,8 млн USD соответственно.

В состав чистых иностранных активов Нацбанка входит монетарное золото. В связи с этим можно предположить, что увеличивать активы в основном позволил рост котировок на данный металл. В первой половине февраля золото на мировом рынке подорожало без малого на 4%. В пересчете на долларовый эквивалент это соответствует росту активов более чем на 180 млн USD.

В январе 2025 г. отмечались довольно высокие платежи по внешним долгам в экономике. Предварительные оценки регулятора на февраль и март указывают, что в эти месяцы долговое давление будет в целом ниже январского.

Также традиционно в I квартале в Беларуси наблюдается лучшее состояние счета текущих операций платежного баланса, чем в IV квартале. Совокупно с меньшим влиянием платежей по внешним долгам в феврале-марте это будет способствовать дальнейшему наращиванию чистых иностранных активов финансового сектора.

По состоянию на 1 февраля 2025 г. чистые иностранные активы регулятора достигли 9364,4 млн USD, банков и НКФО – 2143,2 млн USD. Обе величины на отчетную дату находились недалеко от абсолютных максимумов за период измерений. Не исключено, что к 1 апреля оба максимума будут превзойдены.

Динамика чистых иностранных активов банков и НКФО в течение 2022–2024 гг. в значительной мере определялась санкциями, наложенными на финансовый сектор Беларуси. Если санкции в отношении белорусских банков в ближайшее время ослабнут, это может привести к переходу динамики их чистых активов на прежнюю траекторию, т.к. сектор может получить ранее утерянный доступ к долларовой ликвидности, которая использовалась в т.ч. в кредитовании реального сектора.

Активность на внутреннем контуре

Внутри страны в январе 2025 г. продолжилось наращивание регулятором пакета активов в виде ценных бумаг органов государственного управления. Данная практика получила существенное развитие с апреля 2022 г., по итогам которого такие активы выросли со 197,5 млн до 1516,6 млн руб.

К концу 2023 г. пакет Нацбанка в виде ценных бумаг органов гос­управления достиг 5505,2 млн руб., к концу 2024 г. – 8586,2 млн руб. На 1 февраля 2025 г. данные активы установили многолетний максимум, сложившись на уровне 8621,3 млн руб. Сопоставляя динамику требований регулятора в виде таких ценных бумаг и динамику проблемных активов системы, можно заметить некоторую синхронизацию индикаторов: зачастую рост качества активов банков идет на фоне увеличения пакета активов у Нацбанка.

Вложения банков и НКФО в ценные бумаги органов госуправления были относительно стабильны в 2024 г., колеблясь в пределах 9,2–10,2 млрд руб. К 1 февраля 2025 г. такие активы составили около 9,8 млрд руб. Основу инвестиционного портфеля белорусских банков в настоящее время составляют облигации центрального правительства и местных органов власти. В свою очередь, эти облигации в 2010–2020-х гг. нередко выпускались в целях улучшения качества долга предприятий реального сектора.

С 1 февраля 2024 г. по 1 января 2025 г. объем необслуживаемых активов у банков сократился с 5177,6 млн до 3335,8 млн руб. В текущем году размер необслуживаемых активов с высокой вероятностью продолжит уменьшаться.

Основную часть необслуживаемых активов на 1 января 2025 г. концентрировали банки группы системной значимости I (83,0%). К данной группе значимости в 2024 г. относились Беларусбанк, Белагропромбанк, Приорбанк, Альфа-Банк и Сбер Банк. В 2025 г. в эту группу значимости включили те же банки, за исключением Сбер Банка.

Удельный вес государственных банков в необслуживаемых активах на ту же дату составил 82,3%. Также на госбанки пришлось около 84,7% от снижения объема необслуживаемых активов за 2024 год.

Ресурсы бюджета поступили на счета

По состоянию на 1 февраля 2025 г. остатки депозитов органов государственного управления на счетах в Нацбанке составили 20 437,3 млн руб. Аналогичные остатки депозитов на счетах коммерческих банков и НКФО достигли на отчетную дату 16 167,1 млн руб.

По итогам января 2025 г. выросли обе величины. Такой рост является типичным для первого месяца квартала и связан с поступлением налоговых платежей в финансовую систему от организаций реального сектора. В феврале данные ресурсы на счетах практически всегда снижаются в ходе исполнения рес­публиканского и местных бюджетов в их расходной части.

Объем требований коммерческих банков и НКФО к другим секторам помимо органов госуправления к 1 февраля 2025 г. сложился на уровне 98 896,6 млн руб. За январь сумма требований увеличилась на 1,5%.

Требования банков и НКФО к государственным нефинансовым организациям на 1 февраля 2025 г. достигли 32 258,8 млн руб., к другим нефинансовым организациям – 30 973,5 млн руб. Оба показателя выросли за первый месяц 2025 г. на 1,3% и 2,6% соответственно. Рост требований банков и НКФО к нефинансовым организациям отражает наращивание кредитования реального сектора экономики.

Сумма требований к физическим лицам на 1 февраля 2025 г. достигла 27 016,7 млн руб. (+0,9% за январь). В текущем году требования банков и НКФО к населению, видимо, будут расти медленнее, чем в предыдущем.

На более умеренный рост кредитования физических лиц финансовый сектор нацеливает руководство регулятора, полагая, что банкам следует отказаться от активного наращивания потребительского кредитования в ущерб поддержке субъектов хозяйствования. При этом озвучено, что особое внимание в 2025 г. Нацбанк будет уделять небанковским каналам финансирования физических лиц на потребительские цели.

Подытожим. Финансовый сектор страны в целом оправился от санкционных ударов, нанесенных по российской (напрямую) и белорусской (по касательной) экономикам в ноябре 2024 г. И хотя два белорусских банка включены в 16‑й пакет санкций ЕС от 24.02.2025, в текущем году появилась ненулевая вероятность ослабления или снятия части санкций с банков Беларуси благодаря урегулированию конфликта в восточноевропейском регионе.

В 2025 г. Нацбанк продолжил наращивать присутствие в ценных бумагах органов госуправления. Данный процесс стартовал весной 2022 г.

Размер необслуживаемых активов белорусских банков в течение 2025 г., полагаем, продолжит сокращаться. Улучшение качества активов в секторе обеспечат госбанки – Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк и Банк Дабрабыт.

В текущем году регулятор будет способствовать более умеренным темпам кредитования физических лиц банками и НКФО. Основную роль в выполнении этой задачи должна сыграть динамика потребительских займов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by