Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
08.10.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Филиал есть, да толку мало

Создавать на ровном месте неразрешимые проблемы -- одна из отличительных и ярких особенностей суверенного белорусского нормотворчества...
Создавать на ровном месте неразрешимые проблемы -- одна из отличительных и ярких особенностей суверенного белорусского нормотворчества. Причем проблемы возникают не у авторов нормативной базы, а почему-то у субъектов, вынужденных применять эти шедевры нормотворческой мысли в практической деятельности.

Вот один из таких примеров, когда на пустом месте возникает проблема, затрагивающая интересы многих белорусских юридических лиц, имеющих свои филиалы.

В ЯНВАРЕ 2001 года вступил в силу Банковский кодекс. В нем есть совершенно безобидная, на первый взгляд, ст.199, согласно которой владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица. Точка. Казалось бы, какую загадочность или скрытый смысл может содержать эта лаконичная и на редкость однозначная формулировка. Но это только на первый взгляд.

Для понимания сути вопроса следует вернуться в то недалекое прошлое, когда Банковский кодекс еще существовал в виде проекта, а порядок открытия счетов регулировался исключительно на уровне нормативных актов Национального банка. Согласно действовавшему в то время Положению от 31.12.98 г. N 150, а также принятым позднее Правилам от 2000-09-28 г. N 24.12 любое белорусское юридическое лицо было вправе открыть в одном из банков один текущий (расчетный) счет в белорусских рублях и один текущий (расчетный) счет в иностранных валютах (за исключением счетов, открываемых для учета средств, поступающих из республиканского бюджета). Кроме этого, Правилами N 24.12 было предусмотрено, что такие же счета могут быть открыты и любому филиалу юридического лица, выделенному этим самым лицом на отдельный баланс.

Данная норма вполне соответствовала как общим принципам гражданского законодательства, так и непосредственно ст.51 Гражданского кодекса, согласно которой филиал юридического лица вправе осуществлять как часть, так и все без исключения функции создавшего его юридического лица. Для этого юридическому лицу необходимо лишь определить соответствующие полномочия филиала и его руководителя в положении о филиале, а также в доверенности, выдаваемой его руководителю. Что же касается Положения N 24.12, то оно на уровне подзаконного нормативного правового акта как раз развивало и конкретизировало общие нормы гражданского законодательства, ибо вряд ли кто-нибудь может себе представить, каким образом филиал юридического лица может выполнять все функции последнего, не имея банковского счета, режим которого полностью соответствовал бы режиму счета самого юридического лица.

Все бы и дальше было гладко, однако в 2001 году как бы внезапно вступил в силу Банковский кодекс, а вместе с ним и его незамысловатая ст.199, согласно которой, повторим, владельцами счета по договору текущего (расчетного) банковского счета могут быть физические и юридические лица. Чем так взволновала эта статья специалистов Национального банка -- до сих пор остается загадкой. Тем не менее после некоторого раздумья Национальным банком в Положение N 24.12 были внесены изменения, суть которых заключается в следующем. Отныне текущий (расчетный) счет в белорусских рублях и иностранных валютах может быть открыт только непосредственно самому юридическому лицу. Филиалу же положено иметь субсчет в белорусских рублях, который может использоваться для зачисления выручки и осуществления расчетов в безналичном порядке, а в случаях, предусмотренных законодательством, -- в наличной форме, по платежам в обеспечение функций данного обособленного подразделения, в том числе уплаты платежей в бюджет.

Разрешается также филиалу открыть субсчет в иностранных валютах, с режимом, в общем, аналогичным режиму субсчета в белорусских рублях. Вместе с тем текущие (расчетные) счета, открытые филиалам юридических лиц до вступления в силу Банковского кодекса, разрешено было сохранить.

ТАКИМ образом, на сегодняшний день в Республике Беларусь одновременно функционируют филиалы юридических лиц двух видов, отличающиеся друг от друга только тем, что одним филиалам, созданным до вступления в силу Банковского кодекса, открыты текущие счета, а другим, созданным после 1 января 2001 года -- субсчета. И все бы было ничего, и дело ограничилось бы только формальным различием в названиях этих счетов, однако не тут то было. Дело в том, что во всей обновленной в течение 2001 года Национальным банком нормативной правовой базе филиалам, имеющим субсчета, места не нашлось. Вот несколько таких примеров.

Согласно п.3 Правил размещения банками РБ денежных средств в форме кредита от 2001-06-24 г. N 16 обособленное подразделение юридического лица, выделенное на самостоятельный баланс и действующее на основании утвержденного положения, вправе получать кредит только от имени юридического лица, если такие полномочия предоставлены подразделению и ему открыт текущий (расчетный) счет.

Согласно пп. 5 и 52 Правил проведения банками РБ операций с использованием векселей от 2002-01-31 г. N 25 денежные средства за вексель банка и оплата банком предъявленного векселя производятся только с текущего счета и на текущий счет юридического лица (его структурного подразделения). Согласно п.80 Правил N 25 все операции с иностранными векселями банк производит только через текущий счет клиента. Таким же образом осуществляются расчеты и по другим операциям с банковскими векселями (п.п.30, 39 Правил N 25).

Следующий пример: в соответствии с главами 3--5 и 7 Правил совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке РБ от 2002-01-31 г. N 16, а также п.25 Правил N 24.12 сделки конверсии иностранной валюты могут осуществляться только с использованием текущего (расчетного) счета клиента; сделки купли-продажи иностранной валюты -- с использованием текущего (расчетного) и ссудного (спецссудного, контокоррентного) счетов; для хранения же иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, используется специальный счет, который может быть открыт клиенту только при наличии у него текущего счета. Допускается, правда, при совершении сделок купли-продажи использование и других счетов, но только при наличии специального разрешения Национального банка.

Думается, приведенных примеров достаточно, чтобы увидеть существенную разницу между филиалом, которому открыт текущий счет, и филиалом, имеющим субсчет. А еще напрашивается такой вывод: какими бы полномочиями и функциями ни наделяло юридическое лицо в соответствии со ст.51 ГК свой филиал, без текущего счета реализация этих полномочий невозможна -- ни кредит в банке получить, ни банковский вексель приобрести, ни валюту купить. Спрашивается: как тогда работать, да и зачем вообще нужен такой филиал, если все мало-мальски существенные вопросы должно решать юридическое лицо?

В ЧЕМ ЖЕ корень проблемы? Говорят, все дело в той самой скромной ст.199 Банковского кодекса, которая, дескать, исключила филиалы, представительства и прочие структурные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, из субъектного состава договора текущего (расчетного) банковского счета. Как раз это утверждение, несмотря на всю его смехотворность, и нашло, как мы видим, свое отражение в нормативном правовом акте Национального банка. В связи с этим хочется спросить: а разве когда-нибудь филиалы и представительства были субъектами данного договора, да и вообще любого другого гражданского правоотношения? Конечно же, не были и быть не могут, ибо все структурные подразделения юридического лица не являются субъектами права и выступают в гражданских правоотношениях только от имени создавших их юридических лиц. Поэтому никаких новаций в гражданское и банковское законодательство ст.199 БК не внесла. И даже тогда, когда текущий (расчетный) счет открывался филиалу юридического лица, все равно стороной по договору текущего (расчетного) банковского счета -- владельцем счета выступало юридическое лицо. Да и сейчас, несмотря на то что филиалу открывается субсчет, стороной договора субсчета является не филиал, а юридическое лицо. И вместо того чтобы городить огород, достаточно было всего-навсего привести терминологию, используемую в Правилах N 24.12, в соответствие с Банковским кодексом, разделив при этом понятия "владелец счета" и "клиент". Например, можно установить, что термин "владелец счета" означает физическое или юридическое лицо -- сторону договора любого банковского счета. А термин "клиент" -- обобщающее понятие в отношении юридических лиц, их филиалов, представительств и других обособленных подразделений, выделенных предприятием на отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которым в банках открыты счета. Далее же определить, что все "клиенты", за исключением физических лиц, вправе открыть в одном из банков Республики Беларусь один текущий счет в белорусских рублях и один -- в иностранных валютах. При этом даже если текущий (расчетный) счет будет открыт филиалу, "владельцем счета" в соответствии со ст.199 Банковского кодекса все равно будет являться юридическое лицо.

На деле же получилось то, что получилось -- проблема на ровном месте и существенное ущемление законных прав юридических лиц, которые вроде бы и имеют предоставленное законом право по наделению своих филиалов любыми функциями, не выходящими за рамки правоспособности самого юридического лица, но реализовать свои права на деле не могут.

Пора бы Национальному банку вспомнить о принципах гражданского законодательства и внести соответствующие коррективы в свои нормативные правовые акты.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by