Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
АПК
07.04.2018 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №31 (2135) от 27.04.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фермеры настаивают на простом бухучете

Минсельхозпрод разработал проект формы книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства и порядка ее заполнения.

Документ подготовлен на основании Указа Президента от 31.08.2017 № 311 «О бухгалтерском учете в крестьянских (фермерских) хозяйствах», основные положения которого вступили в силу с 1 января т.г. Отметим, в соответствии с ним право на бухучет в книге доходов и расходов КФХ получил не весь частный сельский бизнес Беларуси. Действие названного Указа распространяется лишь на хозяйства с численностью работников в среднем за календарный год не более 15 человек, чья годовая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превышает 110 тыс. базовых величин.

Проект формы книги учета фермерских доходов и расходов предусматривает отражение хозяйственных операций методом двойной записи почти на двух десятках счетов. В их числе «Долгосрочные активы и амортизация», «Запасы», «Животные на выращивании и откорме», «Затраты на основное производство», «Готовая продукция», «Налог на добавленную стоимость», «Наличные денежные средства» и др.

Например, счет «Долгосрочные активы и амортизация» предназначен для отражения информации о наличии и движении находящихся в крестьянском (фермерском) хозяйстве основных средств. В разработанной Минсельхозпродом инструкции перечислены относящиеся к ним активы, в числе которых капитальные строения (здания, сооружения), передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, мелиоративные работы, многолетние насаждения.

Произведенные фермерами молоко, зерно, овощи и иную сельхозпродукцию проект предусматривает учитывать на счете «Готовая продукция», а зеленую массу, силос, сенаж, другие корма, семена, навоз и иную продукцию, предназначенную для использования на собственные хозяйственные нужды, – на счете «Запасы». В составе производственных запасов предстоит учитывать сельхозпродукцию, сырье, удобрения, топливо, строительные и другие материалы, животных на откорме и их молодняк. Приобретение запасов по договорам, их списание на осуществление хозяйственной деятельности необходимо, согласно документу, отражать на счету «Запасы» в количественном и стоимостном выражении без учета НДС.

Учет затрат КФХ планируется обобщать на счете «Затраты на основное производство» по видам производимой продукции. В состав затрат, связанных с ее производством и переработкой, предстоит включать, в частности, стоимость приобретенных запасов и продукции собственного производства, амортизацию основных средств и затраты на их ремонт, платежи по добровольному страхованию сельхозпродукции. При этом убытки от стихийных бедствий не включаются в расходы фермерского хозяйства.

Проект был рассмотрен Белорусским общественным объединением фермеров (БООФ). Как сообщил «ЭГ» председатель совета БООФ Юрий Семенов, у его членов, а также фермеров, входящих в экспертный совет по предпринимательству при Минсельхозпроде, этот документ не получил поддержки и одобрения. С их точки зрения обязанность КФХ вести бухучет методом двойной записи («дебет»-«кредит») и составлять годовой баланс является непосильной задачей для подавляющего большинства фермерских хозяйств. Для них ее решение неизбежно предполагает привлечение со стороны квалифицированных бухгалтеров, что невозможно в условиях небольших по размеру КФХ.

По данным БООФ, в Беларуси по состоянию на 1 января 2018 г. зарегистрировано 3168 КФХ, из которых активно работает около 2700 хозяйств. В их пользовании находится 171 тыс. га земли, что составляет около 2% всех земель страны сельскохозяйственного назначения. Также приблизительно 2% – доля фермеров в общем объеме сельхозпроизводства республики, остающаяся практически неизменной на протяжении многих лет.

Как считают в БООР, с точки зрения здравого смысла нужно не принуждение фермеров к ведению бухучета, а освобождение от него, что не противоречит белорусскому законодательству и широко применяется в условиях ведения городского бизнеса.

Отметим, для ведения учета своей деятельности КФХ до 1.01.2015 г. пользовались Указаниями Минфина и Минсельхозпрода от 19.08.1993 № 24/03-6-1-1/225 «Об организации учета в индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйствах» и для отражения хозяйственных операций фермеры использовали книгу учета имущества и деятельности своих хозяйств. Сложностей данный порядок ведения учета не вызывал, он предусматривал лишь 4 раздела: учет земель, посевов и насаждений; учет имущества; учет денежных средств, кредитов и расчетов; учет доходов и расходов. Квалификация абсолютного большинства наших фермеров позволяла им самостоятельно вести учет деятельности в такой книге в соответствии с действовавшим ранее порядком ее заполнения.

Однако с 1.01.2015 г. названные Указания утратили силу и книга учета имущества и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не применяется. При этом действующим законодательством не установлен специальный порядок организации и ведения бухучета в КФХ. Поэтому с указанной даты белорусские фермеры обязаны вести бухучет в общеустановленном порядке в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности».

Предусмотренные им правила ведения бухучета, потребовавшие привлечения бухгалтеров и оплаты их труда, естественно, увеличили затраты КФХ и ухудшили экономику низкодоходных хозяйств, что вызвало многочисленные обращения их глав и представителей в органы госуправления с просьбами о возврате к старому порядку либо корректировке действующего в вопросе учета хозяйственных операций. Власти отреагировали на них принятием Указа № 311, однако в нем, как пояснил Ю. Семенов, не были учтены пожелания БООФ о серьезном упрощении бухучета для фермеров. Поэтому их негативное отношение к разработанному Минсельхозпродом проекту формы и содержания книги учета фермерских доходов и расходов является закономерной реакцией на отсутствие в стране эффективного диалога чиновников и сельского бизнеса.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений