Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фэншуй от Всемирного банка: как экономика может расти и богатеть

Перспективы роста экономики Беларуси остаются сложными из-за потребностей во внешнем финансировании, а также нерешенных внутренних структурных проблем. Эти факторы стали определяющими для среднесрочного прогноза, пред­ставленного экспертами Всемирного банка (ВБ) на пресс-конференции в конце прошлой недели.

Умеренное восстановление белорусской экономики продолжится за счет улучшения внутреннего и внешнего спроса, обнадежила экономист ВБ Марина Сидоренко. Но ежегодные темпы роста вряд ли превысят 3% из-за ограничений в производственном секторе. Низкие темпы роста могут увеличить разрыв в доходах на душу населения в сравнении с соседями, т.к. экономики стран Балтии и Польши будут расти в среднем выше 3% в год. Вместе с тем умеренный рост снизит давление на платежный баланс и позволит поддерживать дефицит счета текущих операций на уровне 2–3% ВВП.

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ прогноз подвержен рискам, связанным с изменениями во внешней среде. Дефицит счета текущих операций сократился, отношение госдолга к ВВП в ближайшие годы, вероятно, будет близким к 50%. Большая часть валового внешнего долга приходится на госсектор и характеризуется тяжелым профилем погашения в среднесрочной перспективе. Высокая валютная со­ставляющая госдолга со­здает риск жесткой корректировки внеш­него дисбаланса из-за ужесточения глобальных финансовых условий, подчеркнула М. Сидоренко.

Ухудшение или нестабильность экономической ситуации в России, в т.ч. в связи с недавним введением санкций в отношении некоторых российских компаний, может негативно повлиять и на нашу экономику. Прежде всего волатильность обменного курса российского рубля может спровоцировать колебания белорусского рубля к доллару, что грозит снижением доверия потребителей к финансовой системе и увеличением спроса на иностранную валюту.

И это уже происходит: в по­следние 2 недели российский рубль обесценился к доллару и евро на 10–11%, а белорусский – на 5–6%. Девальвация российского рубля к доллару может ослабить ценовую кон­курентоспособность наших пред­приятий на рынке РФ. К тому же рост стоимости заим­ствований для России может привести к подорожанию кредитов и для Беларуси. Это может усложнить получение ресурсов, необходимых для вы­платы и обслуживания гос­долга в иностранной валюте. В 2018 году только лишь Минфин выделит на эти цели 3,8 млрд. USD, что составляет около 5,4% прогнозируемого ВВП.

ЕЩЕ один источник внутренних рисков – нерациональное распределение капитала. Если не будут внедрены механизмы решения проблем неплатежеспособных госпредприятий и проб­лемных кредитов, то они могут повлечь рост дисбалансов в финансовом секторе. Эффекты низких процентных ставок ограничены, поскольку долги мешают предприятиям наращивать инвестиции, а долларизация ограничивает маневренность денежно-кредитной политики.

Для достижения более устойчивого роста необходимо повышение эффективности распределения капитала и постепенное снижение долгового бремени, считают в ВБ. В последние десятилетия Беларусь накапливала богатство, состоящее из материального и человеческого капитала. Однако накопление первого сопровождалось ухудшением позиции по чистым иностранным активам страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны остается отрицательной на уровне 76,3% ВВП.

ОЦЕНКА состава национального богатства и его компонентов для групп стран в зависимости от уровня доходов и географического положения пред­ставлена в докладе ВБ «Меняющееся богатство нации».

Национальное богатство – это запас активов, состав которого влияет на экономический рост, рассказал экономист ВБ Кирилл Гайдук. К ним относятся материальный капитал (машины, оборудование, здания и инфраструктура), природные ресурсы, человеческий капитал (оцененный впервые) и чистые ино­странные активы (сумма внешних активов и обязательств страны).

С 1995 по 2014 гг. уровень мирового богатства 141 страны мира увеличился на 66%: с 690 трлн. USD до 1143 трлн. При этом самый быстрый рост наблюдался в странах со средним уровнем дохода благодаря высокой отдаче инвестиций в здравоохранение и образование. По мере роста странового дохода увеличивается и доля человеческого капитала.

Подобного роста не наблюдалось в 25 странах с низким уровнем доходов. Они больше зависят от природных ресурсов, доля которых в благосостоянии таких стран составила в 2014 году 47%. Этот показатель постепенно снижается по мере перехода в категорию со сред­ним или высоким доходом. Если доля материального капитала в странах с низ­ким доходом составляет 14%, то в странах ОЭСР – 28%, а доля человеческого капитала у последних достигает 70%.

СТРУКТУРА национального богатства Беларуси выглядит весьма выигрышно на фоне соседних стран со средним уровнем доходов. Доля человеческого капитала в общей структуре благосостояния у нас составляет 49,2% (для сравнения: в России – 48,1%, Молдове – 50,5%, в Украине – 33,8%), а материального – 33,5% (в Украине – 44,9%, Молдове – 40,2%). Между тем доля человеческого капитала в общем объеме богатства у нас заметно ниже, чем в среднем в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) – 61,8% и Польше – 73,2%.

В пересчете на душу населения Беларусь превосходит как Молдову, так и Украину по основным компонентам благосостояния, но отстает от Польши и России. К тому же чистые иностранные активы у нас остаются отрицательными (-4588 USD), что почти втрое выше, чем в Молдове, Украине и регионе ЕЦА. Это свидетельствует о том, что накопление богатства у нас идет за счет роста внешних обязательств.

В ЧАСТНОСТИ, с 2007 года неуклонно снижается чистая международная инвестиционная позиция, которая к концу прошлого года составила 41,5 млрд. USD. Это один из худших показателей в регионе ЕЦА. Таким образом, внутренних сбережений не хватает для накопления материального капитала, а приток прямых иностранных инвестиций ограничен, отмечают во Всемирном банке. Поэтому приходилось полагаться на заимствования органов госуправления, что при долларизованной финансовой системе дает отрицательные побочные эффекты. Если в среднем за 2007–2015 гг. отношение денежного агрегата M3 к ВВП в национальной валюте составляло 15,5%, то в 2016-м – лишь 11,5%. Отношение «широких денег» к ВВП в среднем в 2010–2016 гг. составило 32,3%. Это сопоставимо со странами с низким уровнем дохода (31,5%), тогда как в странах с доходами ниже и выше среднего этот показатель достигает 60,8 и 122,8% соответственно. Относительно низкие показатели в Беларуси связаны с неразвитостью финансовой системы и высокой степенью ее долларизации, отмечают эксперты ВБ. Поэтому нужно повышать эффективность распределения финансовых ресурсов, чтобы поддерживать и наращивать уровень богатства.

По оценке ВБ, наша страна накопила хорошую базу, создала задел для экономического роста, но снижение отдачи на капитал и рост проблемной задолженности свидетельствуют о трудностях в распределении накопленного капитала и структурных проблемах. Частично их можно решить за счет усиления роли материальных активов. Но для этого нужны более эффективная финансовая система, улучшение корпоративного управления в реальном секторе, ужесточение бюджетных ограничений, поддержка совместных предприятий с иностранными инвестициями и совершенствование процедур банкротства. Эти меры необходимы для стимулирования роста экономики и снижения ее зависимости от внешних ресурсов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by