$

1.9366 руб.

2.3198 руб.

Р (100)

3.3604 руб.

Ставка рефинансирования

11.50%

Инфляция

-0.10%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Охрана труда

Фэн-шуй для компьютера: охрана труда офисных работников

19.05.2017

Фэн-шуй для компьютера: -- охрана труда и офисных работниковПрактически все офисные работники используют компьютеры и другую оргтехнику. Наниматель обязан обезопасить сотрудников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и следить, чтобы уровни их влияния не превышали установленных нормативов.

Основные требования по обеспечению охраны труда при работе с компьютером установлены Типовой инструкцией по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 24.12.2013 № 130 (далее – Типовая инструкция № 130). Здесь прописаны требования по охране труда перед началом работы, при выполнении, по окончании работы, а также при возникновении аварийных ситуаций.

Чрезмерная работа за компьютером опасна возникновением головной боли, рези в глазах, ухудшением зрения, появлением усталости, раздражительности, нервным истощением. При постоянных переработках и нарушении норм и правил охраны труда начинают болеть руки, шея, поясница, суставы.

При работе с компьютером или другой офисной техникой на работающего воз­действуют следующие вредные и (или) опасные производственные факторы: повышенный уровень электро­магнитных, ионизирующих излучений, статического электричества; повышенная напряженность электростатического по­ля; повышенная или пониженная ионизация воздуха; повышенная яр­кость света; прямая и отраженная блесткость; повышенное значение на­пряжения в электроцепи, замыкание которой может произойти через тело человека; статические перегрузки костно-­мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук; перенапряжение зрительного анализатора; умственные и эмоциональные перегрузки; монотонность труда и др.

Рабочее место

Требования к помещениям для работы с компьютером установлены главой 3 Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (далее – Санитарные нормы № 59), утв. постановлением Минздрава от 28.06.2013 № 59 (далее – постановление № 59).

Помещения с компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми жалюзи, занавесями, внешними козырьками.

Площадь рабочего места для пользователей компьютеров – не менее 6 м2 или менее 4,5 м2 на каждого пользователя – при отсутствии на рабочем месте периферийных устройств (принтер, сканер и другое) и если продолжительность работы не превышает 4 часов в день или если у компьютеров плоские дискретные экраны.

Помещения для работы с компьютерами должны отапливаться, иметь системы кондиционирования, вентиляции. Ежедневная влажная уборка и проветривание проводятся после каждого часа работы с компьютером.

Рабочие столы следует разместить таким образом, чтобы экраны компьютеров были ориентированы боковой стороной к световым проемам (исключение составляет периметральная расстановка рабочих мест), чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

В случаях преимущественной работы с документами к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники для освещения зоны расположения документов.

Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

Рабочие места с компьютерами при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного на­пряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5–2 м.

Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600–700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Поверхности периферийных устройств (клавиатура, мышь, принтер, сканер и др.) необходимо протирать специальными чистящими средствами не реже 1 раза в неделю, а при необходимости и чаще.

Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680–800 мм, а высота стационарной рабочей поверхности стола – 725 мм. Пространство для ног должно быть высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к взрослому пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях определены в постановлении Минздрава от 30.04.2013 № 33.

Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером для взрослых пользователей установлены главой 11 Санитарных норм № 59. Эти требования необходимо учитывать при разработке Правил внутреннего трудового распорядка организации.

В таблицах 1–12 Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утв. постановлением № 59, предусмотрены уровни параметров мик­роклимата при работе с ЭВМ и ВДТ.

Медосмотры

В некоторых случаях работники допускаются за компьютер только после прохождения медицинского осмотра. Так, к непосредственной работе с компьютером в соответствии с п. 97 Санитарных норм № 59 допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Лица, работающие с компьютером более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией компьютеров), должны проходить обязательные медосмотры в порядке, определенном законодательством. При этом следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Согласно п. 2 Типовой инструкции № 130 к выполнению работ с ПЭВМ допускаются работающие, прошедшие в установленных законодательством случаях и порядке медосмотр, инструктаж по охране труда.

Факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, перечислены в приложении 1 к Инструкции № 47.

Работников необходимо направлять на медосмотр, если они наблюдают за экранами видеодисплейных терминалов: при буквенно-цифровом типе отображения информации – более 3 часов в смену, при графическом типе отображения – более 5 часов в смену (подп. 5.6.3 п. 5 Приложения 1 к Инструкции № 47).

Защита для беременных

Беременным женщинам в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 264 ТК).

Нанимателю необходимо учитывать, что состояние беременности само по себе не является основанием для перевода работницы на более легкую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. Наниматель вправе перевести женщину на такую работу только на основании предоставленного ею заключения врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Однако до решения вопроса о переводе на более легкую работу женщинам с дня установления беременности и в период кормления ребенка грудью следует ограничить время работы с ПЭВМ, ВДТ, ЭВМ до 3 часов за рабочую смену с учетом обязательной организации оптимальных параметров микроклимата, аэронизации воздуха, соблюдения допустимых уровней параметров физических факторов, создаваемых на рабочем месте при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, и регламентированных перерывов в соответствии с законодательством.

При невозможности организации работ в соответствии с перечисленными выше требованиями по причинам, связанным с особенностями  технологиче­ского процесса, женщины с дня установления беременности и в период кормления ребенка грудью должны быть переведены на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, ВДТ и ЭВМ (п. 3 Типовой инструкции № 130 и п. 26 и 27 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда женщин», утв. постановлением Минздрава от 12.12.2012 № 194).

Наниматель обязан снизить для беременной женщины нормы выработки или нормы обслуживания или перевести ее на другую работу – более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, вплоть до полного освобождения от работы с компьютером.

Основанием для снижения таких норм или перевода беременной женщины на легкий труд является медицинское заключение установленной формы, выданное учреждением здравоохранения, которое является обязательным для выполнения нанимателем.

Заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии выдается учреждениями здравоохранения в порядке и сроки, установленные подп. 7.2.1 и 7.2.2 п. 7.2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200.

Инструктаж по охране труда

В соответствии со ст. 17 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» и ст. 54 ТК наниматель обязан проводить инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

На основе Типовой инструкции № 130 нанимателю необходимо разработать и утвердить инструкцию по охране труда при работе за компьютером, учитывая специфику вида деятельности организации, режим работы, а также документацию компьютеров, используемых в работе.

Порядок проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175.

Вводный инструктаж проводится при приеме работника на постоянную или временную работу. Его проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности, а в микроорганизациях это может делать руководитель. Повторный инструктаж проводится с работающими не реже 1 раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

Обеспечение средствами индивидуальной защиты

Согласно п. 5 Типовой инструкции № 130 работающие с учетом воздействующих на них вредных и (или) опасных производственных факторов обеспечиваются в соответствии с законодательством средствами индивидуальной защиты.

Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.09.2006 № 110 (далее – типовые нормы). Например, согласно п. 120 типовых норм оператору ЭВМ (персональных ЭВМ) наниматель дол­жен выдать халат из хлопчатобумажной антистатической ткани.

Не включенные в типовые нормы средства индивидуальной защиты выдаются работникам в зависимости от воздействующих вредных и (или) опа­с­ных производственных факторов на ос­новании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в т.ч. технических, со сроком носки до износа.

Автор публикации: Алексей ШТЕЙНЕР, юрист, специалист по трудовому законодательству