Фэн-шуй для компьютера: — охрана труда офисных работников
Практически все офисные работники используют компьютеры и другую оргтехнику. Наниматель обязан обезопасить сотрудников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и следить, чтобы уровни их влияния не превышали установленных нормативов.
Основные требования по обеспечению охраны труда при работе с компьютером установлены Типовой инструкцией по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 24.12.2013 № 130 (далее – Типовая инструкция № 130). Здесь прописаны требования по охране труда перед началом работы, при выполнении, по окончании работы, а также при возникновении аварийных ситуаций.
Чрезмерная работа за компьютером опасна возникновением головной боли, рези в глазах, ухудшением зрения, появлением усталости, раздражительности, нервным истощением. При постоянных переработках и нарушении норм и правил охраны труда начинают болеть руки, шея, поясница, суставы.
При работе с компьютером или другой офисной техникой на работающего воздействуют следующие вредные и (или) опасные производственные факторы: повышенный уровень электромагнитных, ионизирующих излучений, статического электричества; повышенная напряженность электростатического поля; повышенная или пониженная ионизация воздуха; повышенная яркость света; прямая и отраженная блесткость; повышенное значение напряжения в электроцепи, замыкание которой может произойти через тело человека; статические перегрузки костно-мышечного аппарата и динамические локальные перегрузки мышц кистей рук; перенапряжение зрительного анализатора; умственные и эмоциональные перегрузки; монотонность труда и др.
Рабочее место
Требования к помещениям для работы с компьютером установлены главой 3 Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» (далее – Санитарные нормы № 59), утв. постановлением Минздрава от 28.06.2013 № 59 (далее – постановление № 59).
Помещения с компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение. Оконные проемы необходимо оборудовать регулируемыми жалюзи, занавесями, внешними козырьками.
Площадь рабочего места для пользователей компьютеров – не менее 6 м2 или менее 4,5 м2 на каждого пользователя – при отсутствии на рабочем месте периферийных устройств (принтер, сканер и другое) и если продолжительность работы не превышает 4 часов в день или если у компьютеров плоские дискретные экраны.
Помещения для работы с компьютерами должны отапливаться, иметь системы кондиционирования, вентиляции. Ежедневная влажная уборка и проветривание проводятся после каждого часа работы с компьютером.
Рабочие столы следует разместить таким образом, чтобы экраны компьютеров были ориентированы боковой стороной к световым проемам (исключение составляет периметральная расстановка рабочих мест), чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
В случаях преимущественной работы с документами к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники для освещения зоны расположения документов.
Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого) должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
Рабочие места с компьютерами при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5–2 м.
Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600–700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
Поверхности периферийных устройств (клавиатура, мышь, принтер, сканер и др.) необходимо протирать специальными чистящими средствами не реже 1 раза в неделю, а при необходимости и чаще.
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680–800 мм, а высота стационарной рабочей поверхности стола – 725 мм. Пространство для ног должно быть высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к взрослому пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях определены в постановлении Минздрава от 30.04.2013 № 33.
Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером для взрослых пользователей установлены главой 11 Санитарных норм № 59. Эти требования необходимо учитывать при разработке Правил внутреннего трудового распорядка организации.
В таблицах 1–12 Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утв. постановлением № 59, предусмотрены уровни параметров микроклимата при работе с ЭВМ и ВДТ.
Медосмотры
В некоторых случаях работники допускаются за компьютер только после прохождения медицинского осмотра. Так, к непосредственной работе с компьютером в соответствии с п. 97 Санитарных норм № 59 допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.
Лица, работающие с компьютером более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией компьютеров), должны проходить обязательные медосмотры в порядке, определенном законодательством. При этом следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Согласно п. 2 Типовой инструкции № 130 к выполнению работ с ПЭВМ допускаются работающие, прошедшие в установленных законодательством случаях и порядке медосмотр, инструктаж по охране труда.
Факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, перечислены в приложении 1 к Инструкции № 47.
Работников необходимо направлять на медосмотр, если они наблюдают за экранами видеодисплейных терминалов: при буквенно-цифровом типе отображения информации – более 3 часов в смену, при графическом типе отображения – более 5 часов в смену (подп. 5.6.3 п. 5 Приложения 1 к Инструкции № 47).
Защита для беременных
Беременным женщинам в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 264 ТК).
Нанимателю необходимо учитывать, что состояние беременности само по себе не является основанием для перевода работницы на более легкую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. Наниматель вправе перевести женщину на такую работу только на основании предоставленного ею заключения врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии.
Однако до решения вопроса о переводе на более легкую работу женщинам с дня установления беременности и в период кормления ребенка грудью следует ограничить время работы с ПЭВМ, ВДТ, ЭВМ до 3 часов за рабочую смену с учетом обязательной организации оптимальных параметров микроклимата, аэронизации воздуха, соблюдения допустимых уровней параметров физических факторов, создаваемых на рабочем месте при работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ, и регламентированных перерывов в соответствии с законодательством.
При невозможности организации работ в соответствии с перечисленными выше требованиями по причинам, связанным с особенностями технологического процесса, женщины с дня установления беременности и в период кормления ребенка грудью должны быть переведены на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, ВДТ и ЭВМ (п. 3 Типовой инструкции № 130 и п. 26 и 27 Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда женщин», утв. постановлением Минздрава от 12.12.2012 № 194).
Наниматель обязан снизить для беременной женщины нормы выработки или нормы обслуживания или перевести ее на другую работу – более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, вплоть до полного освобождения от работы с компьютером.
Основанием для снижения таких норм или перевода беременной женщины на легкий труд является медицинское заключение установленной формы, выданное учреждением здравоохранения, которое является обязательным для выполнения нанимателем.
Заключение врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии выдается учреждениями здравоохранения в порядке и сроки, установленные подп. 7.2.1 и 7.2.2 п. 7.2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента от 26.04.2010 № 200.
Инструктаж по охране труда
В соответствии со ст. 17 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» и ст. 54 ТК наниматель обязан проводить инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.
На основе Типовой инструкции № 130 нанимателю необходимо разработать и утвердить инструкцию по охране труда при работе за компьютером, учитывая специфику вида деятельности организации, режим работы, а также документацию компьютеров, используемых в работе.
Порядок проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175.
Вводный инструктаж проводится при приеме работника на постоянную или временную работу. Его проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности, а в микроорганизациях это может делать руководитель. Повторный инструктаж проводится с работающими не реже 1 раза в 6 месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).
Обеспечение средствами индивидуальной защиты
Согласно п. 5 Типовой инструкции № 130 работающие с учетом воздействующих на них вредных и (или) опасных производственных факторов обеспечиваются в соответствии с законодательством средствами индивидуальной защиты.
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.09.2006 № 110 (далее – типовые нормы). Например, согласно п. 120 типовых норм оператору ЭВМ (персональных ЭВМ) наниматель должен выдать халат из хлопчатобумажной антистатической ткани.
Не включенные в типовые нормы средства индивидуальной защиты выдаются работникам в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в т.ч. технических, со сроком носки до износа.