Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
22.08.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Факторинг за рамками закона

Правомерно ли условие договора факторинга, в соответствии с которым право денежного требования, являющегося предметом договора, сохраняется за кредитором до оплаты фактором кредитору суммы уступленного денежного требования с дисконтом?

По договору финансирования под уступку денежного требования (далее – договор факторинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору сум­мы денежного обязательства должника с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и сум­мой, выплачиваемой фак­тором кредитору (ч. 1 ст. 153 Банковского кодекса, далее – БК). В силу ч. 3 ст. 153 БК раз­мер дисконта, способ его рас­чета и порядок уплаты определяются в договоре факторинга.

Договор факторинга пред­ставляет собой частный случай уступки требования, соответственно, к нему применяются нормы главы 24 ГК (ч. 14 п. 1 раздела «Основания уступки требования, перевода долга» обзора судебной прак­тики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга, одобренного постановлением Президиума ВХС от 21.04.2001 № 7).

Положения, предусмотренные § 1 главы 30 ГК, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав. В случаях, когда договором купли-продажи пре­дусмотрено, что право соб­ственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств, покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законодательством или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара (ч. 1 ст. 461 ГК).

В рассматриваемой ситуации условия заключенного договора факторинга предусматривают, что право денежного требования, уступленного фактору, сохраняется за кредитором до оплаты фактором кредитору суммы уступленного денежного требования с дисконтом.

Но применение нормы ч. 1 ст. 461 ГК к правоотношениям по договору факторинга (ус­тупки требования) противоречит сущности названного договора, поскольку исходя из содержания норм § 1 главы 24 ГК перемена лиц в обязательстве осуществляется в момент заключения соответствующего договора. В связи с этим сохранение за кредитором права денежного требования, являющегося предметом договора факторинга, до оплаты фактором кредитору сум­мы уступленного денежного требования с дисконтом после заключения такого договора неправомерно.

Ответ: Нет, неправомерно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений