Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Факторинг возвращается под крыло Нацбанка

Фото: freepik.com

В рамках дальнейшего развития небанковского финансового сектора в Беларуси продолжает выстраиваться законодательство, определяющее правила осуществления факторинга – деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежного требования.

Прежде всего напомним, что с 19 ноября 2024 г. вступили в силу изменения в ГК, согласно которым операции факторинга перестают быть прерогативой банков и могут осуществляться любой коммерческой организацией. Поскольку факторинг выводится из-под банковского регулирования, возникла необходимость упорядочить осуществление данных операций иным образом.

Указом от 11.11.2024 № 416 «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)» (далее – Указ № 416) определены условия, необходимые для занятия факторинговой деятельностью небанковскими компаниями: предусматривается ведение специального реестра, назначен орган, ответственный за его ведение, установлены требования, предъявляемые к организации для включения в реестр. Отметим, что действие нового акта не распространяется на банки и небанковские кредитно-финансовые организации (НКФО), а также на хозобщества, созданные для осуществления операций секьюритизации в рамках Указа от 11.05.2017 № 154. Кроме того, под действие нового акта не подпадает совершение сделок с дебиторской задолженностью в процедурах несостоятельности и банкротства.

Факторинговым организациям – свой реестр

Указ № 416 устанавливает требование по включению коммерческих организаций, осуществляющих операции факторинга, в специальный реестр, который будет вести Нацбанк. Включение в реестр является обязательным, если объем финансирования, предоставляемого организацией-фактором кредитору (кредиторам), в совокупности превышает 3 тыс. БВ за календарный год и на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет более 180 дней. Деятельность по заключению договоров, соответствующих указанным условиям, коммерческими организациями, не включенными в реестр, является незаконной и запрещается.

Из буквального прочтения норм Указа № 416 следует, что если объемы финансирования под уступку денежного требования не будут превышать предельных значений, то коммерческая организация с учетом положений ГК сможет осуществлять факторинговые операции без включения в реестр.

Указом № 416 предусмотрено, что функция регулятора в сфере отношений, возникающих при заключении договоров факторинга, закрепляется за Нацбанком. Он будет определять:

– порядок создания и ведения реестра, включения в него коммерческих организаций – факторов, внесения в него изменений, основания исключения из реестра;

– требования к деловой репутации учредителей (участников), собственников имущества, бенефициарных и иных владельцев факторинговых организаций;

– требования к деловой репутации и квалификации руководителя факторинговой организации, лица, исполняющего его обязанности более 4 месяцев, должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля и соблюдение законодательства в сфере ПОД/ФТ, и др.

Таким образом, если ГК вывел факторинг из банковского регулирования, то Указ № 416, по существу, вернул его обратно, сохранив возможность осуществления факторинговых операций в небольших объемах для всех остальных коммерческих организаций.

Новый сегмент финансового рынка

Отметим, что согласно Указу № 416 факторинговые организации, как и иные организации финансового рынка, будут находиться под пруденциальным контролем Нацбанка. Регулятор вправе устанавливать:

– порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;

– обязательные для соблюдения ими финансовые нормативы и их размеры, в т.ч. в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;

– случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов.

Организации, включенные в реестр, также будут являться источниками формирования кредитных историй. Они обязаны иметь систему управления рисками, связанными с осуществлением деятельности по финансированию под уступку денежного требования; проводить оценку платежеспособности кредитора и (или) должника, в отношении обязательств которых осуществляется финансирование под уступку денежного требования (факторинг); вести раздельных учет факторинговых и иных операций. Кроме того, факторинговая организация, включенная в реестр, должна будет ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представлять аудиторское заключение по результатам аудита в Нацбанк.

В целом можно сделать вывод о том, что, существенно расширив потенциал факторинга, власти не решились отпустить его далеко за пределы финансового рынка. Мы видим, что объем требований, предъявляемых к факторинговым организациям, схож с требованиями к микрофинансовой, лизинговой и другим видам деятельности, которые сегодня регулирует Нацбанк. При этом, как и в случае с микрофинансированием, законодатели оставили возможность осуществлять отдельные факторинговые операции на небольшие суммы коммерческим компаниям без необходимости включения в реестр.

Основные положения Указа № 416 вступают в силу через полгода – с 13 мая 2025 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by