$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Банки и расчеты

Факторинг: спасательный круг для долгов

27.11.2015

 

Еще в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475, признавалось, что институт факторинга в экономике Беларуси только формируется и сфера его применения весьма ограничена. Но проблему уточнения соответствующей нормативной базы власти взялись решить лишь теперь. Между тем в Банковском кодексе, в который за последние 10 лет десять раз вносились изменения, факторингу отведена отдельная глава. Теперь же в условиях обострения долговой проблемы и политики ограничения стоимости кредитов востребованность услуги по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью может заметно вырасти.

Согласно ст. 153 БК по договору факторинга (финансирования под уступку денежного требования) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне первого путем выплаты ему суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

В Указе № 471 дается несколько иное определение: по договору факторинга одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (сторонам) (кредитору или кредитору и должнику) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника за вознаграждение. Таким образом, со вступлением в силу Указа № 471 фактор – банк сможет участвовать в осуществлении факторинга как на стороне кредитора, так и на стороне должника. Возможно, это расширит доступ к финансированию малым и средним компаниям, являющимся поставщиками крупных предприятий. Авторы Указа надеются, что это позволит всем сторонам – как кредиторам, так и должникам – более гибко управлять своими финансовыми потоками при использовании факторинга в качестве инструмента финансирования.

Другое отличие – фактор сможет получить от кредитора или должника вознаграждение не только в виде дисконта (т.е. разницы между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору), но и (или) в иных формах, определенных договором факторинга.

Еще одно существенное новшество – возможность не только заключать договоры факторинга, но и осуществлять факторинговые операции. Посредством таких операций, также предусматривающих уступку денежного требования, белорусские банки и небанковские кредитно-финансовые организации смогут приобретать у нерезидентов денежные требования, полученные ими по договорам факторинга или иным аналогичным договорам уступки денежных требований (дебиторской задолженности). Предполагается, что это значительно расширит возможности использования факторинга в международных торговых операциях, облегчит проведение расчетов при импорте, особенно промежуточной продукции (сырья) и услуг.

Указом № 471 внесены изменения в Указ Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», позволяющие завершать внешнеторговые операции путем исполнения банком обязательств, вытекающих из договора факторинга или факторинговой операции. В частности, перечень исключений, позволяющих осуществлять расчеты при импорте по внешнеторговым договорам не только со счетов импортеров, дополняется расчетами, производимыми путем исполнения банком обязательств в результате факторинговой операции или по договору факторинга. При этом датой проведения платежа по импорту будет считаться дата списания денежных средств со счета банка-фактора.

В свою очередь, при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта, если данный вид вознаграждения предусмотрен договором) по договору факторинга, заключенному между экспортером и банком.

Таким образом, принятие Указа № 471 создаст условия для более эффективного использования факторинга белорусскими предприятиями. Действительно, у этого инструмента финансирования есть ряд существенных преимуществ: относительная простота оформления, отсутствие залога и иного обеспечения (хотя есть и исключения) и целевого назначения получаемых средств, возможность предоставлять партнерам более длительные отсрочки платежа, не нарушая норм Указа № 178, и хеджировать валютные риски. Банки может привлечь возможность повышения доли доходов, в меньшей степени подверженных процентным рискам. Но они все равно вынуждены предъявлять к своим клиентам определенные требования – ведь Инструкция о нормативах безопасного функционирования, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.09.2006 № 137, обязывает их рассчитывать кредитный риск при открытом факторинге – в отношении должника, а при скрытом – в отношении кредитора. Поэтому, как правило, кредитором по договору факторинга может быть лишь компания с устойчивым финансовым состоянием, способная в случае неисполнения денежного требования должником исполнить его перед банком самостоятельно, а должником – компания с устойчивым финансовым состоянием, имеющая прибыль на последнюю отчетную дату, положительную величину чистых активов, не имеющая просроченной задолженности по кредитам. Учитывая, что в республике сегодня довольно много убыточных предприятий и недисциплинированных должников, круг потенциальных участников факторинговых операций будет ограничен.

Сегодня услуги факторинга в Беларуси предлагают лишь некоторые финансовые учреждения. Среди них выделяется «Приорбанк», который не только является членом двух международных факторинговых ассоциаций Factors Chain International (FCI) и International Factors Group (IFG), но по версии последней признан в прошлом году лучшим на рынке международного факторинга.

Обычно белорусские банки предлагают своим клиентам финансирование под уступку денежного требования на срок до 60–180 дней (как правило, с правом регресса). В основе расчета дисконта лежит процентная ставка, определяемая с учетом стоимости привлеченных банком ресурсов, маржи, стоимости ведения учета оплаты денежных требований, надежности партнеров и рыночной конъюнктуры. В результате стоимость факторинга может оказаться на 2–3 процентных пункта выше стандартной ставки кредитования, а то и больше. Можно предположить, что вознаграждение в иной форме окажется примерно на том же уровне, что и дисконт.

К сожалению, воспользоваться всеми возможностями, которые открывает Указ № 471, удастся далеко не сразу. Документ вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (т.е. с 26.05.2016 г.). За это время Совмину и Нацбанку предстоит привести в соответствие с ним действующие акты законодательства. Лишь после этого банки смогут предложить новые инструменты финансирования предприятиям, а те – использовать их в своей деятельности.

Отдел финансов «ЭГ»

 


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях