$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЭВТАНАЗИЯ ПО-АУДИТОРСКИ©

18.09.2015

Закрыть свой бизнес в Беларуси с давних пор гораздо сложнее, чем его открыть. Хотя в последние годы порядки в этой сфере были несколько смягчены, главное препятствие — проверка ликвидируемого субъекта хозяйствования по-прежнему остается самым хлопотным и долгим этапом закрытия. К решению этой проблемы власти намерены активнее привлекать аудиторов. Предполагается, что им и их потенциальным клиентам это будет выгодно, а главное — снизится нагрузка на контролирующие органы.

Статистика показывает, что в последние годы число ликвидируемых компаний растет гораздо быстрее, чем налоговики и другие контролеры успевают их проверить. Только на учете в инспекциях МНС по состоянию на апрель 2015 г. состояло почти 122,5 тыс. субъектов хозяйствования, подлежащих ликвидации, в т.ч. почти половина — в процессе самоликвидации. В I квартале т.г. удалось проверить только 12 685 лиц, подлежащих ликвидации. У контролирующих органов просто не хватает времени и сил, чтобы в установленные сроки разобраться со всеми, кто намерен прекратить свою деятельность, и выдать справки об отсутствии задолженности перед бюджетом для предъявления в регистрирующие органы.

Чтобы решить эту разрастающуюся как снежный ком проблему, власти решили привлечь в качестве резерва аудиторов. Предлагается доверить им проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды (кроме платежей в ФСЗН), исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также привлечения индивидуальным предпринимателем (ИП) физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Соответствующие изменения планируется внести в Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1, а порядок проведения таких проверок регламентировать постановлением правительства.

ГОТОВЯСЬ к ликвидации, субъекты хозяйствования и так нередко приглашают аудиторов, чтобы с их помощью подготовиться к налоговой проверке. Теперь такую практику предлагается поднять на новый уровень — если у закрывающихся компаний будет такое желание. Это могло бы снять часть бремени с налоговых и таможенных органов. Есть лишь одно затруднение: как доверить столь ответственное дело частным структурам, оказывающим свои услуги за деньги? К тому же государство само установило чрезвычайно либеральные требования допуска на рынок аудита: компаниям требуется лишь наличие в штате 5 аттестованных аудиторов, а ИП — квалификационный аттестат.

Но подтверждать отсутствие долгов перед казной с точки зрения чиновников — дело куда более серьезное, чем какая-то абстрактная достоверность финансовой отчетности. А потому требования к аудиторам в новом качестве будут гораздо серьезнее. Предполагается, что к проведению проверок ликвидируемых (прекративших деятельность) субъектов хозяйствования будут допускаться аудиторские организации и аудиторы — ИП, осуществляющие аудиторскую деятельность не менее 3 лет и заключившие договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Перечень таких лиц должен размещаться на официальном сайте Минфина согласно представленной ими информации, за достоверность которой они будут нести ответственность.

Проверки предполагается проводить на основании договора оказания аудиторских услуг, который заключается до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации. Дело это добровольное — можно сэкономить на аудиторах и ждать, пока в инспекции МНС найдется время. До начала проверки о заключении договора надо будет уведомить налоговые и таможенные органы и обособленное подразделение БРУСП «Белгосстраx». По ее результатам в эти органы должны представляться копии аудиторского заключения (его форму придется установить дополнительно) и отчета. Интересно, что с проверкой аудиторам нужно уложиться в 20 дней, поскольку Декретом № 1 предусмотрено, что контролирующие органы обязаны выдавать справку для закрытия компаний в 30-дневный срок. В МНС полагают, что сроки проведения такой проверки не будут длительными ввиду прямой зависимости от них стоимости аудиторских услуг, а клиенты, начавшие процедуру ликвидации, заинтересованы в скорейшем ее завершении. Между тем проверка должна быть проведена за период с даты окончания контролирующим (надзорным) органом предыдущей проверки до даты принятия субъектом хозяйствования решения о ликвидации, а при отсутствии предыдущей проверки — с момента госрегистрации. Каким бы ни был этот период, срок проверки продлить нельзя.

ПРОВЕДЕНИЕ «ликвидационного» аудита не станет полной гарантией от визита государственных контролеров. Налоговые и таможенные органы и БРУСП «Белгосстрах» после получения аудиторского заключения и отчета могут еще раз проверить уже проверенного аудиторами субъекта. Основанием для этого может стать обнаружение информации, не соответствующей данным, содержащимся в аудиторском заключении и отчете, неустранение выявленных нарушений или несоответствие аудиторов установленным требованиям. Правда, новая проверка с учетом уже проведенной работы может быть значительно упрощена. К тому же проверку отчислений в ФСЗН аудиторам доверить нельзя: в соответствии с Законом от 6.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» информация, содержащаяся в индивидуальных лицевых счетах граждан, конфиденциальна.

АВТОРЫ проектов декрета и постановления правительства полагают, что новые функции вполне впишутся в рамки норм Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) и национальных правил аудиторской деятельности. Данные проверки будут являться предметом специального аудиторского задания. Для большей надежности предлагается обязать аудиторов при проведении проверок использовать методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки. При этом методом сплошной проверки должен осуществляться анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми они оформлялись. Аудиторам придется весьма тщательно изучить сферу применения каждого из предписываемых методов, ибо любые просчеты и отклонения могут стать роковыми. При нарушении прав субъектов хозяйствования в результате представления аудиторами недостоверных сведений и причинения этим убытков наступает ответственность в соответствии с ГК. При этом ст. 10 Закона № 56-З особо отмечает случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе аудита. Кстати, рабочую документацию по данным проверкам придется хранить 10 лет с момента выдачи аудиторского заключения и отчета, т.е. вдвое больше обычного срока для подобного архивирования.

Проект обязывает аудиторов, проводящих проверку, истребовать у проверяемого субъекта хозяйствования, а также у госорганов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого лица, необходимые для проверки документы и (или) информацию, в т.ч. в электронном виде, на безвозмездной основе. При этом авторы документа как-то упустили из виду, что ни один нормативный акт не обязывает никого, кроме проверяемого субъекта, эту информацию предоставлять.

ОЖИДАЕТСЯ, что привлечение аудиторских фирм и аудиторов — ИП к ликвидационным проверкам позволит сократить сроки закрытия компаний, особенно в случае самоликвидации. Традиционно в обосновании к этим актам отмечается, что их принятие не повлечет потерь для бюджета. Какие затраты понесут субъекты хозяйствования и выиграют ли что-либо аудиторы, не уточняется. Но такие расчеты не помешали бы. Заодно есть повод задуматься, почему требования к компетенции и ответственности аудиторов государство ужесточает лишь если речь идет о налогах, и нимало не беспокоится об этих вопросах, когда нужно позаботиться об интересах инвесторов...

Леонид ФРИДКИН