Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Европейский гарнитур: чем обставлен глобальный рынок мебели

Белорусским мебельщикам пора задуматься о новых направлениях диверсификации экспорта. Исходные данные для построения таких бизнес-моделей на Мебельном форуме, организованном ЕБРР для частных деревообрабатывающих компаний, предложила эксперт итальянского центра промышленных исследований CSIL Алессандра Тракона.

Сегодня в Беларусь ввозится примерно втрое меньше мебели, чем вывозится, а экспорт составляет около половины того, что производится в республике. При этом в рейтинге Центра промышленных исследований CSIL Milano наша страна занимает 37-е место по экспорту из 100. Традиционно более половины белорусского экспорта мебели приходится на Россию и страны СНГ.

Географическая диверсификация могла бы открыть новые возможности для развития отрасли. Но для этого Беларусь пока слабо интегрирована в глобальный мебельный рынок. Между тем его объем оценивается более чем в 400 млрд. USD в год по розничным ценам (в ценах производителей – примерно в 2 раза меньше). Более 40% его приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, а около половины – на Европу и Северную Америку, причем доля этих регионов за последние 10 лет сократилась с 42 до 26% и с 28 до 23% соответственно. Постепенно увеличивается доля Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.

В совокупности мировой экспорт мебели достигает 140 млрд. USD в год, включая как готовую продукцию, так и комплектующие. Столь значительный объем во многом объясняется тем, что набирают силу глобальные цепочки создания стоимости, развиваются международные кооперация и аутсорсинг. Другая причина: открытие национальных рынков, глобализация пред­почтений потребителей под влиянием Интернета. Все больше людей склонны приобретать мебель за рубежом. Это заставляет многие страны (за исключением азиатских) чаще полагаться на импорт, чем на местное производство.

По оценкам CSIL, после 2020 г. мировое потребление мебели будет расти ежегодно на 3% в реальном выражении. При этом наиболее высокие темпы ожидаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несколько ниже – в странах Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Африки, а в Европе – всего 2%.

Объем мебельного рынка Ближнего Востока оценивается в 11 млрд., России и СНГ – 5 млрд. (в ценах производителей), ЕС – 85 млрд. EUR в год. Это второй по величине мебельный рынок в мире с почти 525 млн. потребителей. В последние годы реализация мебели здесь растет, и перспективы на будущее положительные. Для сравнения: если в странах Западной Европы потребление мебели на душу населения составляет 210 EUR в год, в странах ЦВЕ – 100 EUR, то в Беларуси – лишь 25 EUR.

По данным исследований, сегодня покупки носят более фрагментированный характер, срок службы мебели сокращается, популярна модульная мебель, адаптированная к малым квартирам. Спрос в ЕС на 40% удовлетворяется местными производителями, остальное за счет импорта. При этом больше внимания покупатели уделяют материалу мебели (предпочтение отдается устойчивым и возобновляемым) и сертификатам. Требования к последним и технические барьеры стали одной из основных причин ограничения роста импорта мебели в ЕС. Зато внутренняя торговля готовой мебелью и мебельными компонентами там огромна и быстро растет благодаря интеграции производителей и розничных сетей.

При этом цены на импорт растут, а местным производителям приходится сокращать свою маржу, чтобы устоять в конкурентной борьбе. На этом фоне компании из стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Румыния), а также Литвы успешно осваивают рынок Западной Европы, в т.ч. благодаря интеграции в европейские цепочки поставок.

Поскольку затраты европейских производителей растут быстрее, чем розничные цены, им приходится увеличивать объемы производства для экономии за счет масштаба, развивать аутсорсинг части технологических процессов, искать более дешевых поставщиков за рубежом. Многие компании стремятся сфокусироваться в прибыльных нишах: продукция под заказ, элитная мебель и т.п.

«Чтобы понять, как производить мебель по европейским стандартам, ну­жно сотрудничать с европейскими компаниями, – советует А. Тракона. – Поэтому первый этап работы в ЕС – поставка компонентов, интеграция вашего производства в европейское».

Кроме того, нужна интеграция в розничные сети, которые тоже транс­формируются. Небольшие форматы практически уходят с рынка: доля маленьких магазинов сократилась до 12%, тогда как выросла роль специализированных розничных сетей, которые в свою очередь теснит торговля через Интернет, в т.ч. такие гиганты, как Amazon и EBAY.

В целом в розничном секторе слияния и поглощения также привели к высокой концентрации и разделу основной доли рынка между, например, IKEA и другими крупными мебельными сетями. Этот сектор интернационализируется, так что приходится ориентироваться на стратегии закупок крупнейших игроков. К этому нужно готовиться и нашим деревообработчикам. Им, по мнению г-жи Тракона, стоит попытаться выйти на контрактный рынок, т.е. производить мебель под заказ для гостиниц, бизнес-центров, ресторанов, корабле­строения. Его объем превышает 7 млрд. EUR. Основной способ работы здесь – участие на проектной основе. По оценкам CSIL, 69% мебели, производимой под заказ, поставляется «под ключ». Оставшийся 31% выпускается тоже под заказ, но по контрактам без жестко обозначенной номенклатуры. Крупные специализированные компании обычно предлагают комплексные решения «под ключ», используя для этого индивидуальное производство, а также продукцию других фирм. Пока белорусские мебельщики недостаточно активно налаживают связи для работы в этом сегменте.

Структура производства и потребления в разных странах Европы существенно отличается. Около 60% европейского производства приходится на Германию, Италию и Польшу. Но некоторые страны Восточной Европы демонстрируют быстрый рост. Скажем, в Литве производство мебели за несколько последних лет увеличилось почти на 60%. Следовательно, литовским компаниям требуются новые поставщики, а потому белорусским производителям стоит заинтересоваться такой возможностью.

Более 60% всех продаж мебели в ЕС приходится на Германию, Великобританию, Францию, Италию. В каждой из этих стран есть свои особенности. Например, в Великобритании доля интернет-продаж более 70%, в Италии – около 80%, хотя традиционные системы дистрибуции все еще существуют.

Ожидается, что в этом году европейский рынок вырастет на 2%, в т.ч. в Польше – на 6%, Румынии – на 4%, Чехии, Болгарии, Греции – на 3%. Но белорусским компаниям, собравшимся выходить на рынки ЕС, нужно думать не об отдельных странах, а о сегментах, полагает А. Тракона. Придется выбирать: продавать комплектующие и полуфабрикаты европейским компаниям, которые ищут себе альтернативных партнеров, или пытаться продавать готовую мебель в розницу. Первый вариант может стать неплохим шансом для интеграции в европейский рынок, тем более что на производство фурнитуры и ком­плектующих приходится 30% всей тор­говли мебелью внутри ЕС – это 12 млрд. EUR. Чтобы сделать правильный выбор, нужно хорошо представлять свои конкурентные преимущества и понимать условия ведения бизнеса в разных странах.

Полное использование материалов «ЭГ» допускается только с письменного согласия редакции. Контактный e-mail: podpiska@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений