Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Проблемы и решения
12.04.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Это кризис или возможности?

Все говорят о том, что мировая экономика в кризисе, что все страны накрыла рецессия, что жизнь становится все трудней, а перспективы все ужасней. Правда, раздаются голоса, что все не так уж и плохо, и что, наоборот, такой кризис – это новые возможности. И это касается всех: и простых граждан, и предпринимателей, и чиновников, и прочих членов нашего общества.

Действительно, посмотрим, что такое этот «кризис»:

1. У предприятий «почему-то» нет денежных средств.

2. В результате появляются «кассовые разрывы», когда своих денег у предприятия нет ни для закупки, ни для зарплаты, ни для налогов, ни для чего-нибудь нужного.

3. Чтобы закрыть кассовые разрывы, приходится брать кредиты у банков, при этом оказывается, что «вымываются» оборотные ресурсы, так как кредитные ставки выше уровня рентабельности.

4. Но оборотные ресурсы необходимы, чтобы платить заработную плату персоналу, который, чтобы ее заработать, должен что-то производить.

5. То, что персонал произвел, почему-то не сильно покупают.

6. Поэтому на счета не поступают необходимые ресурсы, и слово «почему-то» в первом пункте получает объяснение.

В этих шести пунктах нарисован почти что замкнутый круг: товар есть, его не берут, поэтому никто никому не платит. Денег нет, потому что нет нормальных продаж. Нормальных продаж нет, потому что произведен не тот товар, за который покупатели готовы заплатить, а потребители – использовать.

Вся эта несуразица усугубляется тем, что она распространяется по цепочкам поставок от конечного потребителя к поставщикам сырья и полуфабрикатов. Многие из них находятся в таком же состоянии, поскольку их потребители просто не оплачивают поставленный ими товар.

Государство, наблюдая эту картину, пытается не допустить повального кризиса неплатежей, и покрывает кассовые разрывы предприятий различного рода субсидиями. Предпочтение отдается градообразующим предприятиям, не всегда находящимся ближе всего к конечному потребителю. Этот благородный акт тут же вызывает у тех, кому оказывается помощь, мощный укрепляющийся и растущий синдром иждивенца. Действительно, такие предприятия, вместо того, чтобы повышать свою реальную конкурентоспособность, усиливают свою зависимость от субсидий. А ведь платить должен только покупатель! И никто другой! Никогда!

И если покупатель не платит, значит платить не за что. Рецепт выхода из этого волшебного кольца давно известен. Он включает в себя следующие шаги:

1. Работать только с потребителями, которые являются платежеспособными.

2. Производить продукцию только для платежеспособных потребителей.

3. Постоянно, не реже, чем ежедневно, планировать и отслеживать собственное финансовое положение, используя процессно-ориентированный управленческий учет.

4. Разрабатывать продукцию только под конкретные потребности, используя современные методы разработки, начиная от методик Тагучи и критической цепи Голдрата, и заканчивая СФК и САПР.

5. Закупать только под потребности, не поддаваться соблазнам дешевизны и оптовых скидок.

6. Платить не за то, что работник сделает, а за то, что он сделает действительно нужное потребителю.

Это основные шаги, сделав которые любое предприятие выйдет из того состояния, которое многие называют кризисом. Конечно, иные «эффективные» менеджеры сразу начнут задавать такие вопросы как «а почему не упомянута автоматизация?», «А почему ничего не говорится о техперевооружении?», «А где инновации?». И так далее.

Последовательно отвечаю на эти вопросы.

Автоматизировать можно только такой бизнес, который навел у себя порядок высокого уровня. Если автоматизировать бардак получите автоматизированный бардак.

Чтобы проводить техперевооружение, необходимо вначале настроить процессы, сформировать из них потоки, определить «узкие» места. Только после этого можно закупать оборудование, позволяющее повышать уровень соответствия продукции требованиям потребителей. Нельзя в современных условиях заниматься просто увеличением производства продукции, которая потом оседает на складах и в магазинах, и без колоссальных скидок и административного принуждения не продается.

Инновации способно освоить только очень эффективное и совершенное производство. Заниматься инновациями, не пройдя этапы совершенствования бизнеса, это все равно что младенца, не знающего азбуки, заставлять заниматься высшей математикой.

Любые другие вопросы тоже имеют вполне естественные ответы.

То есть, если у предприятия есть площади, оборудование, специалисты, то в современном мире при правильном управлении, основанном, как минимум, на перечисленных выше шести шагах, убирающих причины, ведущие к кризису, из этого самого кризиса можно уйти. Только при этом желательно еще избавить бизнес (будь он абсолютно частным, или с участием государства) от некомпетентного вмешательства людей, обладающих властью.

Тогда для бизнеса, который движется в описанном направлении, этот «кризис» становится полем возможностей. Возможности возникают у тех, кто действует правильно и быстро, но не зацикливается на собственных переживаниях и поиске виновных всюду, кроме собственной организации и несовершенства родной системы.

Проблемы всех бизнесов в мире не оригинальны, они все в пределах изложенного. И выход приблизительно одинаков. А нехватка денег, на которую кивают, как на причину неплатежей – это больше проблема финансовых учреждений. Но об этом – в следующем материале.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by