$

2.6403 руб.

3.0840 руб.

Р (100)

3.3149 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

Маломерные суда в Беларуси: ждем отмену регистрации

22.08.2020
Маломерные суда в Беларуси: ждем отмену регистрации
Фото: aquamania.ua

По какому признаку можно судить о благосостоянии минчан? У каждого свое мнение на этот счет. Кто-то скажет, что по наличию в гараже «Атлас Джили», кто-то – по еженедельным гастрономическим турам в Швецию, Лаос или Мозамбик. А мы назовем такой признак, как владение маломерным судном , что для страны рек и озер можно считать очень символичным.

Если в 2000 году в стране было зарегистрировано около 7 тыс. маломерок, то сегодня их уже более 158 тыс. (158 021).

Справочно: маломерное судно: длина – до 20 м, количество пассажиров – до 12 человек

Никакой областной центр оспорить пальму первенства у Минска, где зарегистрировано 34 049 маломерных плавсредств, не в состоянии (Витебск – 9730, Гомель – 11 402, Могилев – 6988, Брест – 7544, Гродно – 4698). Впрочем, если количество лодок пересчитать из расчета на 100 тыс. населения, то Минск с постамента сбросит… районный Борисов, где зарегистрировано 10 820 маломерок.

При этом, что важно, если еще 10 лет назад маломерным хитом среди минчан (да и всех белорусов) были «нырки» да «уфимки», то сегодня в парке маломерных судов в Беларуси подобный анахронизм почти не найти. На смену им пришли суда из Европы и США.

Есть, к примеру, среди зарегистрированных маломерных судов и очень (по белорусским меркам) дорогое, стоимостью более 350 тыс. евро (зарегистрировано в Минске).

Как бы то ни было, но общее количество маломерок в стране насчитывает порядка 340 000 единиц. Вместе с ростом количества выросло и количество составленных в отношении их административных взысканий.

Следует добавить и тот факт, что отдохнуть и порыбачить на белорусских озерах и реках активно едут европейцы и россияне. Если судить по международному классификатору поверхностных вод, это может показаться шуткой, с их-то океанами, десятками морей, тысячами рек и озер. Но это не шутка.

По словам начальника Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) РБ Михаила Чешуна, россияне активно интересуются особенностями отдыха на водах в стране. В связи с чем в очередной раз возникла дилемма водных кодексов двух союзных государств, имеющих различия в части маломерных судов.

Главные различия: если у нас в стране не подлежат регистрации суда грузоподъемностью до 225 кг, то в России – весом до 200 кг. Если в Беларуси без прав можно управлять маломеркой с двигателем мощностью до 5 л.с., то в России – до 10 л.с.

Освидетельствование в Беларуси маломерных судов регламентируется постановлением Совмина от 20.06.2007 № 812 «Об утверждении правил государственной регистрации судов и правил пользования маломерными судами, гидроциклами, судами с подвесными двигателями и базами (сооружениями) для их стоянок». Какой-либо унификации с законодательствами стран, входящих в ЕАЭС, данный нормативный документ не имеет. Как, впрочем, и Указ от 25.07.2013 № 332, который регламентирует все процедурные вопросы в отношении небольших плавсредств.

Государственной инспекцией по маломерным судам подготовлен проект указа Президента, по которому от регистрации будут освобождены владельцы абсолютно всех гребных лодок, а также обладатели моторных лодок, мощность двигателя которых не превышает 3,7 кВт (5 л.с.), под которые попадает от 70 до 80% всех маломерных судов, зарегистрированных в стране. Есть надежда, что до конца года Указ будет претворен в жизнь. Если это случится и документ будет подписан Президентом, то белорусские судовладельцы окажутся даже в более привилегированном положении в сравнении с их российскими коллегами. Ведь отмена регистрации лодок с мощностью двигателя до 5 л.с. затронет лодки, чей вес превышает 200 кг.

Идеальным же с точки зрения Михаила Михайловича является нормативный документ, который был бы общим для всех судовладельцев, проживающих на территории стран ЕАЭС. Чтобы те же россияне не изучали дополнительно наше законодательство, а мы их. Ведь белорусские судовладельцы любят лодочный отдых в России не меньше, чем россияне аналогичный отдых в Беларуси.

Если же говорить не о либерализации нового законодательства (в части маломерных судов), а об ужесточении, то касаться оно будет исключительно спасательных жилетов. Тому есть свои причины. По статистике, более 50% людей на беспалубных маломерных судах гибнут во время установки и подъема сетей в ночное время без спасательных жилетов. Есть такие примеры и в этом году. По новым правилам при эксплуатации маломерных судов на гражданах такой жилет в застегнутом состоянии должен быть постоянно. По ныне действующему законодательству – только во время движения судна, а во время стоянки – на усмотрение судовладельца.

Другая причина обязательности спасательного жилета связана непосредственно со спасением (и поиском) людей, оказавшихся за бортом судна.

Об этом обычно не пишут, но суть от этого не меняется, – говорит Михаил Чешун. – Поиск погибшего на воде человека в жилете и без него две большие разницы. Во втором случае затрачиваются десятки и сотни часов водолазных работ, которые могут продолжаться и месяц, и два, и три (иногда безрезультатно). А это не только затраты бюджетных средств, но и дополнительный риск для самих водолазов, которые вынуждены работать в любое время года, включая зимний период.

Кстати, в Беларуси самым популярным у владельцев маломерных судов водоемом для рыбной ловли является Вилейское водохранилище, где решением местных властей допускается эксплуатация маломерных судов с мощностью мотора до 15 л.с.

Автор публикации: Владимир ОРЕХОВ


***