Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Есть ли разница между мужским и женским бизнесом? В каких сферах удается заработать и чем приходится жертвовать

Белорусские женщины являются совладельцами 30% отечест­венных бизнесов, не любят давать взятки, а ради большого заработка готовы пожертвовать временем, необходимым для личной жизни и семейных дел.

Специально к 8 марта мы подготовили статью о состоянии женского предпринимательства и тех барьерах, которые препятствуют его развитию.

 

Каждый третий бизнес – с участием женщин

В 2019 году белорусский центр экономических исследований представил результаты опроса, проведенного среди собственников и руководителей белорусских предприятий с целью выявления различий в ведении бизнеса, обусловленных гендерными причинами.

Анализ результатов опроса показал, что женщины входили в состав собственников в 30% случаев. По уровню присутствия в бизнесе прекрасный пол продолжает отставать от сильного. Но в сравнении с мировой статистикой 30% – это все равно высокое значение.

По данным исследования Index of Women Entrepreneurs, которое проводит Mastercard, в экономически благополучных государствах с развитыми традициями предпринимательства – США, Новой Зеландии и Австралии – женщины встречаются в числе учредителей компаний немного чаще, чем у нас (31–35%).

Очень похожа на белорусскую ситуация в близкой нам географически и по менталитету РФ – россиянки владеют долей 31,2% российских бизнесов.

А наиболее высокая доля женщин наблюдалась в странах со сравнительно низким уровнем дохода – Уганде, Гане и Ботсване (36–38%).

 

Чем занимаются и как давно

Анализ результатов опроса выявил ряд различий в мужском (исключительно мужчины среди собственников) и женском бизнесах (наличие в составе участников хотя бы одной женщины).

Женский бизнес оказался меньше по размеру: в средней компании с женщиной-собственником было занято 11 работников против 17-ти в мужском.

Это может быть связано с тем, что женский бизнес, как правило, моложе: его средний возраст составляет 8,8 лет против 10,2 лет у компаний, где владельцем является мужчина.

Мужские бизнесы демонстрируют более высокие темпы роста, хотя с точки зрения внедрения инноваций гендерно обусловленные различия уже не так заметны. (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристики бизнеса по полу владельца

 

Женщина-

собственник

Мужчина-

собственник

Доля компаний в общем числе (%)

30.3

69.7

Рост продаж за последний год (%)

7.6

27.1

Рост продаж за последние 3 года (%)

18.4

36.1

Размер компании (число работников)

10.6

17.3

Возраст компании (лет)

8.8

10.2

Внедренные инновации (%)

33.3

38.9

Доля прибыли, приходящаяся на внедренные инновации (%)

16.4

28.8

Источник данных: опрос собственников компаний в рамках проекта по определению барьеров для бизнеса

 

Секторальная разбивка компаний показала, что женщины чаще всего склонны выбирать сектор оптовой и розничной торговли, производство, гостиничный бизнес, а также сферу медицинских и социальных услуг. В торговле занято 29% женских бизнесов, а в производстве – порядка 10%.

Что касается компаний с мужчинами-собственниками, то наиболее популярными среди них отраслями являются торговля (29,6%), производство (23,9%) и строительство (18,9%).

 

Женщины менее толерантны к коррупции

При изучении барьеров для ведения бизнеса все собственники вне зависимости от пола называли одни и те же проблемы: административные барьеры (сертификации, лицензирование и т.д.), изменчивость законодательства, высокие налоги, государственный контроль.

Единственный аспект, по которому обозначились четкие гендерные различия, стал вопрос об отношении к коррупции. Барьером для ведения бизнеса коррупцию назвали более 50% женщин, тогда как лишь 12% мужчин-собственников считают это препятствием.

Авторы исследования связывают это различие с тем, что женщины меньше склонны принимать решения, связанные с высокой степенью риска. В целом же авторы исследования не нашли никаких экономических барьеров, которые бы сдерживали развитие именно женского предпринимательства.

 

Семья и дети

Оценка личностных характеристик предпринимателей, как мужчин, так и женщин, выявила ряд различий между двумя группами (табл. 2).

 

Таблица 2. Гендерные различия в профиле владельца бизнеса

 

Женщина-

собственник

Мужчина-

собственник

Релевантный опыт работы (лет)

13

14.7

Управленческий опыт (лет)

9.7

12.8

Высшее образование (%)

91.3

86.2

средний возраст

42.7

42.4

знание иностранных языков

1.07

1.12

количество детей

1.12

1.6

женат/замужем

65.2

82.4

холост

8.7

7.5

разведен/вдовец

26.1

8.8

Источник данных: опрос собственников компаний в рамках проекта по определению барьеров для бизнеса

 

В среднем женщины в бизнесе чуть более образованны, однако уступают мужчинам по опыту работы. Несмотря на то, что женщины и мужчины предприниматели имеют один и тот же возраст (42,7 и 42,4 года), их семейное положение отличается.

У мужчин, владеющих собственным бизнесом, наблюдается более высокое среднее количество детей (1,6 против 1,12 у женщин) и более высокий процент состоящих в браке (82,4% против 65,2% у женщин).

Среди женщин гораздо чаще, чем среди мужчин встречаются те, кто потерял партнера в связи с разводом или смертью (26,9% против 8,8% у мужчин).

Но тут совершенно неочевидно, что является причиной, а что – следствием. Погружаясь в бизнес, женщина рискует отношениями и семьей? Или разведенные женщины вынуждены более решительно отвоевывать себе место под солнцем, поскольку рассчитывать им, кроме себя, не на кого? На наш взгляд, однозначные выводы здесь сделать сложно.

 

Распределение домашних обязанностей

Результаты проведенного исследования, по мнению его авторов, демонстрируют, что традиции семейного уклада могут быть более значимым барьером на пути развития женского предпринимательства, чем внешние экономические причины.

В доказательство приводятся дан­ные по распределению домашних обя­занностей в семьях собственников бизнеса. 49,1% опрошенных женщин оценили свою долю домашних обязанностей в 50%; 40% считают, что выполняют более 75% домашней работы.

Среди мужчин статистика противоположная: 53,5% оценили свой вклад в выполнение домашних обязанностей в 50%, а 37,5% честно признались, что их участие меньше 25%.

Распределение домашних работ также показывает гендерные различия, связанные с традициями белорусского общества.

Так, например, в 80% случаев именно на женщину выпадают заботы, связанные с воспитанием и уходом за детьми, в 85% случаев мужчина занимается мелким ремонтом по дому. Интересно, что домашняя бух­галтерия чаще (58%) является муж­ской обязанностью.

Авторы исследования изучили так­же степень удовлетворенности рес­пондентов существующим рас­пределением домашних обязанностей. Устраивает такая модель семейных отношений большинство муж­чин (68,4%) и существенную часть жен­щин (40%).

Таким образом, белорусское об­щество в целом по-прежнему тяготеет к традиционному распределению ролей в семье, однако наличие существенного количества недовольных говорит о том, что далеко не все считают такое положение правильным.

 

Баланс между семьей и работой? Нет, лучше много денег!

Сегодня возможность зарабатывать для многих белорусских жен­щин важнее, чем наличие достаточного свободного времени для домашних дел и личной жизни. Если говорить о том, что обычно служит причиной для входа в бизнес, то здесь ответы респондентов позволили выделить несколько особенностей.

Финансовая составляющая и желание зарабатывать оказались более весомыми для мужчин (34,6%), чем для женщин (29%).

В то же время возможность совмещать ведение бизнеса и воспитание детей более значимо для женщин, чем для мужчин (13% против 2,5%).

Основная причина, которую одинаково выделили представители обеих полов, – внезапно представившаяся бизнес-возможность (47,8% женщин и 42,8% мужчин).

Присутствие этих различий неудивительно и в какой-то мере объясняется особенностями традиционной модели общества, в которой мужчина отвечает за семейный доход, а женщина – за заботу о детях и быт.

Таким образом, мы видим: финансовая составляющая для жен­щин­-­соб­ственников оказывается важ­нее, чем возможность совмещать работу и домашние обязанности. В современных экономических условиях амбиции вместе с желанием увеличить свой доход стоят выше, чем желание найти баланс между работой и домом.

Правда, тут не следует забывать, что средний возраст опрошенных может предполагать наличие самостоятельных детей, которые уже не требуют повседневного ухода и контроля со стороны женщины.

* * *

Подводя итог, можно отметить, что исследование не вы­явило никаких серьезных чисто экономических барьеров на пути развития женского предпринимательства. Основными сдерживающими факторами женских бизнес-инициатив являются семейные отношения и неготовность нас, муж­чин, поддержать наших женщин на пути к самореализации. И для этого нужны не столько слова, сколько реальное разделение семейных обязанностей – хотя бы поровну.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by