Энергично на всех фронтах: — Беларусь рассчитывает победить в ценовой борьбе
Беларусь ждет формирования единого газового и энергетического рынка ЕАЭС, надеясь получить максимальную выгоду. Цены на газ и за его транзит могут оказаться заманчивыми, но в России давно хотят ответных уступок. Ввод в действие БелАЭС определит расстановку игроков на энергорынке, но каким образом, во многом зависит от позиции Литвы.
В газовой сфере с учетом всех перипетий российско-белорусских отношений сегодня ситуация более-менее ясна. На этот и следующий год цена на газ определена. После выплаты Беларусью долга за поставки газа ПАО «Газпром» предоставил нам скидку с понижающимся коэффициентом вне зависимости от конъюнктуры рынка (в 2018 году – 129 USD за 1 тыс. м3, в 2019-м – 127 USD). В правительстве считают это своим успехом. Первый замминистра энергетики Виктор Каранкевич озвучил расчетный экономический эффект для Беларуси от снижения цены на газ, поставляемый ПАО «Газпром». По его словам, за два этих года он составит порядка 700 млн. USD.
Что касается дальнейших перспектив, Беларусь заинтересована в создании единого газового рынка больше всех участников ЕАЭС. Усилия сейчас направлены на то, чтобы грамотно выстроить политику по формированию единых правил для экспортеров и получателей газа в Союзе. По словам заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко, вопрос в установлении формулы образования цены на газ. «Эта формула как методология будет заложена на 2020–2024 годы, чтобы к 1 января 2025-го прийти к единому рынку газа. Позиция Беларуси заключается в том, что стоимость газа на границе должна быть примерно такой же, как в близлежащих регионах России», – поясняет вице-премьер.
Кроме того, в белорусском руководстве настаивают и на пересмотре тарифов на транзит газа по территории ЕАЭС. Сейчас эти тарифы устанавливаются национальным законодательством стран-участниц. В Беларуси предлагают согласовать единую методику формирования транзитного тарифа. По словам В. Каранкевича, 70% цены газа для Беларуси – это транзитная составляющая. Белорусская сторона будет настаивать, чтобы тарифы на транзит соответствовали уровню тарифов, действующих в России и Казахстане, т.к. без этого сложно говорить о создании равных условий для конкуренции в ЕАЭС, заявил он.
Эти переговоры проходят очень сложно, признал МИД в своем ежегодном обзоре, отметив, что «ключевые вопросы не решаются». До 1 января 2018 г. планировалось выработать общие подходы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС с учетом транзитной составляющей, но пока Россия и Беларусь не договорились.
Цена за газ как для Смоленской области и с дешевым транзитом? В принципе, это возможно, но наша страна не интегрирует свой рынок с Россией, говорят российские эксперты.
Беларусь готова зажечь, но некому
Ситуация в энергетике у Беларуси сложна своей неопределенностью, даже без учета основных вопросов безопасности использования будущей атомной станции. Главное – нет уверенности, кто будет покупать избыток электроэнергии.
Ввод в строй первого и второго энергоблоков уже переносился, сегодня планируется их запуск в 2019 и 2020 гг. Строительство ведется в основном с российской помощью. Для реализации строительства БелАЭС, которую строит «Атомстройэкспорт» (дочернее предприятие «Росатома»), у России был взят кредит в размере 10 млрд. USD. Кредит взят на условиях, возврат по которому осложнит финансовую стабильность страны.
АЭС должна ежегодно вырабатывать порядка 18 млрд. кВт×ч электроэнергии. С учетом полного замещения импорта будет образовываться излишек в 10–14 млрд. кВт×ч. Беларусь планировала поставлять электроэнергию в Польшу, Литву, Украину и на энергетический рынок ЕАЭС, который должен быть сформирован к 2020 году. Здесь есть сложности – правила игры будущего рынка не сформированы, западные соседи ведут борьбу против нашей АЭС, устраивая пикеты, демарши и бойкоты, об Украине также пока говорить не приходится.
Сбалансировать ситуацию могла бы Литва. Но ближайший сосед как раз и является инициатором бойкота закупок белорусской электроэнергии (ее поддержала Польша) и выхода из единой энергосистемы БРЭЛЛ (в нее входит Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва). Подобный демарш серьезно нарушает энергетическую безопасность Беларуси, но у Литвы есть своя логика. Изначально Литва хотела уйти от российской зависимости, замкнуться на европейскую энергосеть, посчитав, что так будет выгоднее финансово и политически. Оказалось, что и финансово не будет все благополучно, да и зависимость, но уже европейскую, никто не отменял. Литовцы это начинают понимать, но пока политических решений, изменяющих позицию страны, нет.
Недавно Александр Лукашенко открыто призвал Литву участвовать в эксплуатации БелАЭС, пригласив на работу специалистов закрытой в 2009 году Игналинской АЭС. Предупреждается Литва и об уходе нашего транзита через Клайпедский порт, и в этом направлении делаются реальные шаги. В белорусском правительстве рассчитывают, что в Литве здравый смысл возобладает над политикой. Но даже если это произойдет, с получением атомной энергии из Беларуси в Литву есть технические сложности, которые потребуют дополнительных финансовых затрат.
Единственным реальным покупателем атомной энергии могла бы быть Россия, но там необходимости в закупках нет – свои энергонужды страна покрывает с лихвой и продает излишки. Объявление о том, что с этого года Минск отказывается от закупок электроэнергии, огорчило российскую сторону, хотя мы закупали там всего 1,5% ее импорта. Поэтому говорить о том, чтобы продавать туда свой излишек энергии, вряд ли приходится.
Переход страны на внутреннее потребление энергии с заменой теплового оборудования и счетчиков, по подсчетам специалистов, не решит проблему с излишком, а лишь усугубит состояние экономики. Ведь выработка тепловой энергии с помощью электричества – самый высокозатратный метод получения тепла.
В некоторых СМИ ведется речь о том, что Беларусь со своей АЭС остается в зависимости от России, которая станет диктовать ей свои условия. Но насколько проект выгоден нашей стране, просчитывалось годами, и решение принималось на самом высоком уровне. Говорить о несостоятельности и зависимости нет смысла – если только не законсервировать строительство АЭС. Страна стояла перед необходимостью модернизации энергосистемы, но импорт 10% электроэнергии не был достаточным основанием для перехода на производство атомной энергии. По оценкам экспертов, плюсом от АЭС для Беларуси можно назвать то, что станция сократит потребление газа в два раза, заместив 5 млрд. м3 газа. Но при том что страна ежегодно потребляет 19,4–19,6 млрд. м3 газа, из газовой зависимости это не выведет. Есть еще один значимый плюс для Беларуси – построив и запустив АЭС, страна получит статус ядерной державы, будет иметь энергетический суверенитет и в каком-то смысле обладать монопольным положением.
Кроме того, остаются вопросы с безопасностью и экологией. Захоронение ядерных отходов как у нас в стране, так и в Литве, где на месте законсервированной Игналинской АЭС планируют зарывать ядерные отходы со всей Европы, с учетом близости стран, – это проблема, от которой будет сложно отвертеться.